Библиографическое описание:

Морозова Л. В., Мельникова Т. И., Виноградова О. П. Влияние фитнес-аэробики на совершенствование координационных способностей студентов // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 1039-1042.



 

В статье рассматривается проблема совершенствования координационных способностей человека в более зрелом возрасте. Проанализировано влияние фитнес-аэробики на развитие координации у студентов в процессе практических занятий по физической культуре.

Ключевые слова: координация, физическое воспитание, фитнес, аэробика, пластика, грациозность, ритмичность, системы организма, здоровье, движение.

 

Влияние физической культуры, спорта, физической подготовки базируется на положительных изменениях в организме человека, обеспечивающих сохранение здоровья, развитие физических качеств и повышение результативности профессиональной деятельности. Степень всех положительных изменений зависит от выбора средств и методов физической культуры.

Немаловажным аспектом физического воспитания есть развитие двигательной функции, и умение владеть своим телом. Координация, как физическое качество человека осуществляет управление его движениями и упорядочение многообразных двигательных движений в одно целое в соответствии с установленной задачей[3, c. 39].

Координация — это согласование активности мышц тела, посланные на удачное выполнение двигательной задачи. Термин«координация»с лат.«coordinatio» — взаимоупорядочение.От нее зависит любое движение человека.Отдельные элементы движения связываются в целостное двигательное действие, которое совершается экономно, пластично и отчетливо.Главным образом, координация это врождённая особенность, которая формируется с раннего детства, но в более позднем возрасте её развитие приостанавливается из-за морфологических изменений связанных, в первую очередь, с трансформациями в опорно-двигательном аппарате подростка. В то же время, характерную координацию конкретного вида двигательной деятельности, возможно, приобрести и развить с помощью специальных упражнений. Развитие координации и равновесия продолжается до 16–18 лет, когда останавливается рост организма, но и даже в более зрелом возрасте благодаря целенаправленной тренировке можно усовершенствовать это качество.

Развитие и совершенствование координационных способностей (КС) является главной задачей процесса физического воспитания студентов. Неплохие координационные способности являются благоприятной платформой для развития других физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость и т. д.).

Анализируя литературные источники, мы пришли к выводу, что на развитие координационных способностей благоприятно влияют танцевальные упражнения. Поэтому в Северо-Западном институте управления (СЗИУ) на практических занятиях по физической культуре в работе со студентами используются программы фитнес-аэробики.

Фитнес-аэробика — это вид фитнеса, объединяющий популярные и современные направления: классическую аэробику, степ-аэробику, фитбол-аэробику и танцевальную аэробику. Фитнес-аэробика включает в себя самое лучшее из оздоровительной и спортивной аэробики. Фитнес-аэробика — это самый «здоровый» вид фитнеса, в котором ценят красоту, гармонию и совершенство.

Занятия фитнесом и всеми его направлениями в настоящее время имеют высокий рейтинг среди студенческой молодежи, систематические занятия позволяют повысить эмоциональный фон, плотность и эффективность процесса обучения в целом [2, с.111]. Занятия фитнес-аэробикой помогут реально посмотреть на себя и на потенциал своего организма. Аэробика содействует развитию координации, пластики тела, грациозности и формированию чувства ритма. Высокий темп, современные ритмы музыки и динамичность движений способствуют хорошему настроению.

Благодаря практическому опыту специалистов в разных видах спорта были определены следующие виды координационных способностей:

                   оценивание и контроль динамических и пространственно-временных параметров движений;

                   сохранение устойчивого равновесия;

                   чувство ритма;

                   произвольное расслабление мышц;

                   слаженность движений во время двигательного действия.

При освоении базовыми основами аэробики преподавательским составом кафедры физической культуры и спорта СЗИУ были разработаны критерии стиля и оценка их по 10 бальной шкале.

 

Таблица 1

Критерии стиля

 \№

Критерии

Баллы

1

Ритмичность

10

2

Координированность

10

3

Интенсивность

9

4

Общая выносливость

9

5

Пластичность

8

6

Доступность

7

7

Грациозность

6

8

Мышечная сила

5

9

Выразительность

5

 

В формировании координации и поддержания заинтересованности студентов к занятиям необходима каждый раз “новизна”. Например: при выполнении знакомых упражнений использовать не стандартные исходные положения, зеркальное исполнение движений, изменить ритм и темп исполнения.При поворотах, а также при выполнении комбинаций спиной необходимо понимать, что шаги и их ритм неизменны, а просто добавляется, пирует. Ориентироваться необходимо на мелодию. Даже если, двигаетесь спиной, что-то выходит неправильно, но в музыку при этом попадаете, то сохранится рисунок комбинации.

Постепенное усложнение аэробных связок, разнообразие движений и ускорение темпа — существенные условия для развития координации. Совершенствование координации движений невозможна без пространственной ориентировки, которая является значимым компонентом любого двигательного действия. В аэробике пространственные ориентировки можно развить достаточно легко, так как именно в аэробике синхронно участвуют и зрительные, и мышечные ощущения, и все движения сопровождаются объяснениями, установками, командами преподавателя. Движения ног и рук могут быть: одновременными, поочередными, последовательными. Для развития координации в подборе упражнений для рук и ног следует учесть нарастание сложности. Кроме того, необходимо использовать движения, в которых изолированно тренируются руки, или ноги, или туловище, а затем постепенно включать связки, соединяющие движения рук, ног и туловища.

При проведении занятий аэробикой используются специфичные методы, обеспечивающие разнообразие (вариативность) танцевальных движений. К ним относятся следующие:

  1.              Линейный метод.
  2.              Метод «от головы к хвосту».
  3.              Метод деления.
  4.              Метод музыкальной интерпретации.
  5.              Метод усложнения.
  6.              Метод сходства.
  7.              Метод блоков.
  8.              Метод «Калифорнийский стиль» [1, с.46].

Музыкальное сопровождение является своеобразным средством и методическим приёмом, способствующим быстрому и точному формированию двигательных умений и навыков. Верный выбор музыкального оформления улучшает и качество движений, и придаст им особенную грациозность. Выбор музыкальной композиции должен зависеть от возраста, физической подготовленности занимающихся, нести современную тематику, образность и воспитательный момент.

Для организации и проведения исследования нами были использованы:

                   методы применения ретроспективной информации: анализ специальной литературы, анализ документальных материалов;

                   методы применения текущей информации: педагогический анализ, анкетирование, метод экспертных оценок и педагогический эксперимент.

Эксперимент содержал в себе опробование различных фитнес-направлений (классической аэробики, степ-аэробики, фитбол-аэробики и танцевальной аэробики) с целью совершенствования координационных способностей студентов.

Экспериментальная работа осуществлялась с октября 2014 года по май 2015года. В педагогическом эксперименте принимало участие 45студентов, из них 27 человек с первого курса и 18 человек со второго курса. Со студентами первого курса проводились занятия с использованием таких фитнес-направлений как: классическая аэробика и силовая аэробика. На втором курсе добавились такие направления как: степ-аэробика и фитбол-аэробика. В ходе эксперимента была выявлена четкая закономерность у студентов второго курса в более быстром и правильном разучивании новых связок и комбинаций на степ-платформе и в освоении сложных координационных упражнений на фитболе.

Сопоставляя данные, выявленные в процессе экспериментальной работы по развитию и совершенствованию координационных способностей у студентов средствами стандартных упражнений и фитнес-аэробикой, нами были сделаны следующие выводы:

  1.              Анализ специализированной литературы показал, что вопрос развития и совершенствование координационных способностей студентов является актуальным и продолжает изучаться специалистами.
  2.              Занятия с применением различных фитнес-направлений оказывают эффективное воздействие на развитие координационных способностей студентов, чем занятия с использованием только общих развивающих упражнений.

Анкетирование студентов 1 и 2 курсов факультета социальных технологий (ФСТ) Северо-Западного института управления выявило, что аэробика и ее разновидности являются отличным средством многостороннего физического развития и эстетического воспитания молодежи. Фитнес-аэробика оказывает положительное влияние на системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, выделительную и т. д.), снижает психическое напряжение, повышает умственную и физическую активность и оказывать содействие положительному улучшению эмоционального самочувствия. Танцевальные движения направлены на развитие навыков владения телом, и координировать свои движения в пространстве.

По факту проделанной работы, мы можем говорить об эффективности применения фитнес — аэробики на занятиях по физической культуре с целью усовершенствования координационных способностей.

 

Литература:

 

  1.              Мельникова Т. И., Морозова Л. В., Пилина И. Б. Фитнес в вузе. Часть I. Классическая и силовая аэробика: учеб. пособие/Т. И. Мельникова, Л. В. Морозова, И. Б. Пилина. — СПб: ИПЦСЗИУ — фил. РАНХиГС, 2015. -216с.
  2.              Морозова Л. В., Современная гимнастика: проблемы, тенденции, перспективы / Сборник материалов X Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. канд.пед.наук, доц. А. Н. Дитятина. — Спб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена,2014.
  3.              Филиппова И. В. Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. В. Филиппова // Педагогика: традиции и инновации: материалы межд. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.), Т. I. — Челябинск: Два комсомольца,2011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle