Библиографическое описание:

Арифханов А. Т. Социально-воспитательное значение современных художественно-спортивных праздников // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 1042-1044.



 

Данная статья информирует об истории и особенностях художественно-спортивных праздников, о социально-воспитательном значении и научных взглядах исследователей по данному направлению.

Ключевые слова: праздник, представление, художественно-спортивные праздники, режиссёр, режиссура, постановка, фоновая группа, художественный фон.

 

В целях воспитания гармонично развитого поколения, достижения ими духовного и физического совершенства, в нашей стране проводятся ряд долгосрочных мероприятий. Эти процессы, за годы независимости, были усовершенствованы коренным образом и подняты на уровень государственной политики.

В 4 марта 1993 года приказом Президента Ислама Каримова был учрежден первый орден нашей страны «Соглом авлод учун» («За здоровое поколение») это один из многих доказательств того, что наше правительство поднял этот вопрос в самом начале строения независимого государство. Ведь основой любого гражданского строя — люди, а воспитания совершенных, во всех смыслах этого слова, граждан главная задача сегодняшнего дня. Ради светлого будущего всей страны, необходимо в первую очередь воспитать героев завтрашнего дня, и для полного достижения этих целей, расширяется экономические, социальные, политические и духовные возможности.

Президент И. А. Каримов пишет: «Необходимо отметить, только за счет собственных средств, Фонда по развитию детского спорта, в течение 2014 года было сдано в эксплуатацию 18 типовых спортивных объектов, в 73 школах построены спортивные залы, в 24 объектах проведены работы по реконструкции и капитальному ремонту на сумму свыше 100 миллиардов Сум» [1, c. 238]. Логическая последовательность деятельности в этой области, также видна по государственным программам и результатам достигнутыми в следствии осуществления программ таких как «Год интересов человека», «Год семьи», «Год здорового поколения», «Год матери и ребенка», «Год здоровья», «Год молодежи», «Год развития и облагораживания сел», «Год гармонично развитого поколения», «Год крепкой семьи», «Год здорового ребенка» и многих других.

Воспитания молодежи, овладение ими наук и профессиональных навыков, обеспечение их рабочими местами, бережное отношение к их здоровью, повышения духовности, и развития способностей и талантов достигается благодаря претворения в жизнь закона «Об образовании», национальной программы подготовки кадров, государственной общенациональной программы развития школьного образования и многих других. Уместным является отдельно отметить трехступенчатую непрерывную спортивную систему в виде спортивных соревнований — «Умид нихоллари» («Ростки надежды»), «Баркамол авлод» («Совершенное поколение») и Универсиада, которые являются одним из направлений масштабной деятельности в области развития детского спорта.

Проводимые реформы в целях воспитания физически и духовно совершенной молодежи, тесно взаимосвязаны со всеми отраслями нашей жизни. Это отражается в современных массовых праздниках и мероприятиях, в частности художественных спортивных праздниках.

За прошедшее время можно увидеть стремительное развитие драматургии массовых спортивных праздников, возникают представления способные дать эстетическое наслаждение зрителям на синтезе спорта и искусства. Ценность художественно-спортивных представлений определяется отражением прошедших и современных событий, достижений в науке и технике и человеческого сознания.

В первую очередь, цель этих праздников, суметь воздействовать на сознания людей. Колоритность, оригинальность, масштабность и другие компоненты зрелищности являются основными средствами в достижении поставленных целей.

Сложно представить современные массовые праздники, театрализованные представления и даже концерты, без элементов массовых спортивных представлений. Простые, колоритные, тематическо-эмоциональные выразительные средства спорта, становятся неизменными стилистическими приемами в процессе осуществления постановки режиссерами и обогащают различные представления. Массовые спортивные представления имеют большую значимость в популяризации спорта и физического воспитания среди широкой народной массы.

По вопросам социально-воспитательной значимости художественно-спортивных праздников, проводили исследования ряд соискателей. В частности, по вопросам идеи воспитания гармонично развитого человека посредствам праздников и представлений, заслуживает внимания научно-художественные взгляды таких великих деятелей, как Фаробий, Авиценна, Беруни, Алишер Наваи, Бабур.

По вопросу значения массовых праздников в организации общения людей с помощью художественных средств, проводили исследования такие ученые как О.Буриев, Н.Белоусов, Д.Генкин, Н.Кротова, Н.Лобачёва, А.Мазаев, М.Рахмонов, Г.Гофуров, М.Кодиров, У.Корабоев и другие.

Теоретические основы художественно-спортивных праздников освещены в трудах Д.Генкина, А.Аркорского, И.Туманова, В.Триозина, Э.Соколова, А.Мазаева, Б.Сайфуллаева, У.Корабоева и Ф.Ахмедова.

Б.Петров, М.Сегал, И.Туманов, И.Косенко, Ш.Гусак, С.Попов, И.Шароев, Б.Сайфуллаев, Ф.Аҳмедов, А.Абрамян проводили исследования по изучению способов организации и особенностей режиссуры художественно-спортивных праздников.

А.Абрамян, Э.Вершковский, Д.Генкин, Ш.Гусак, Б.Петров, Я.Попов, М.Сегал, А.Конович, О.Марков, А.Силин, Е.Рюмин, И.Суханов, А.Чечётин, Ю.Шукин, Б.Юдин в своих исследованиях большое внимание обращают на вопросы поиска сценарно-режиссерского замысла, тематического обоснования цели драматурга в художественно-спортивных представлениях.

Художественно-спортивные праздники начинают свой род с организации парада физкультурников в 1920 году. В этих праздниках, проведенных до 1946 года, торжественный парад спортсменов порождает необходимость использования новых способов постановки и празднования. С этого года, использования художественных средств на параде физкультурников становится причиной возникновения новой формы в таких праздниках.

Наш президент утверждает: “...В ходе подготовки и проведения таких масштабных праздников как «День независимости», «Навруз» и торжественная церемония открытия международного музыкального фестиваля «Шарк тароналари» («Мелодии Востока») накопился огромный опыт в режиссуре театра и телевидения, а также в разработке художественно-публицистических сценарий. Всестороннее глубокое изучение этого опыта, объединение и подготовка молодых специалистов с помощью формированной на основе этого опыта теоретической и учебно-методической базы. Только при широком распространении опыта и практической деятельности можно воспитать кадров отвечающих требованиям [2, c. 146–147].

Анализируя художественно-спортивные праздники, необходимо отметить, что они включают в себя всё, что характерно для режиссуры. Как и в постановке драмы, оперы, балета или музыкального спектакля, художественно-спортивные представления необходимо образное действие, массовое движение, преодоление разных препятствий и взглядов. Но, здесь действие начинает не один актер или группа актеров, а многотысячная толпа людей. Эту толпу составляет основные участники — гимнасты, фон и художественный фон из несколько тысяч участников и зрители непосредственно участвующие в этом представлении. Основной задачей режиссера массовых праздников является заинтересовать одной целью такого огромного количества участников.

В результате развития массовых спортивных праздников, драматургия и режиссура этих праздников перетерпели большие изменения. Особенно синтез спорта и искусства помогло поднять выразительность и разнообразность этих праздников. Этот синтез дал возможность использования новых выразительных средств и форм в поиске художественных образов праздников.

Использование способов театрализации, создало необходимые условия возникновения целостности художественно-спортивных праздников. Праздники Узбекистана становятся настоящими народными праздниками. Художественно-спортивные праздники тоже являются одними из этих праздников.

Широко отмечаются, уже ставшие традиционными, праздники “Умид ниҳоллари”, “Баркамол авлод”, “Универсиада” среди молодежи. Эти праздники не являются только демонстрацией спортивных достижений или массовым спортивным представлением, но становится действенным представлением организующий общения людей и формой воспитания [3, c. 234].

С каждым днем развивается выразительные средства. Свет, цвет, действие, музыка становится не только дополнением к спортивному движению, но и средством, раскрывающим общую идею представления. Значение музыки возрастает. Все чаще звучат на стадионах классические народные песни и музыкальные произведения наряду с маршами и современной эстрадой.

Идея массового спортивного представления отражается в образности представления, «логическом мостике» между эпизодами и сценическими номерами, создании целостной композиции. Конкретным примером можно привести «Универсиада» проведенный в 2004 году в Самарканде.

Главная идея данного спортивного праздника была показана по средством целостности эпизодов о месте спорта в борьбе за мир, гармоническое развитие человека, здоровом теле — здоровый дух и т. д. Композиционная целостность достигнута благодаря единости драматического направления, символам и аллегорическим образам.

За прошедшие годы были созданы новые стихи, песни, марши и музыкальные произведения, посвященные вышеупомянутым спортивным праздникам. Эти произведения искусства служат популяризации спорта и спортивных достижений наших соотечественников среди молодежи и являются особыми выразительными средствами в постановке спортивных праздников и представлений.

Процесс создания новых выразительных средств и композиций в представлениях проводимых на стадионах активно продолжается. Построения и перестроения в представлениях обретает иное, особое значение и различие между представлениями на площадях и стадионах становится все более ощутимым.

Главным компонентом становится логика и точность в переходах с одного эпизода на другой, между кадрами и в обеспечении успеха представления, и так же символичности и разнообразности рисунков. Цветовая гамма костюмов участников, различные предметы, использующиеся в упражнениях, создает своеобразный рисунок на площади.

Художественно-спортивные праздники объединяет большую народную массу, посредством театрализации, исходя из жанровых особенностей, определяет образное решение темы и идеи представления, отражающую действительность общества.

Невозможно определить обращение к народной массе только сценарно-режиссерской идеей массового спортивного представления со своеобразными выразительными средствами. Первым делом необходимо определить вход и выход большой группы участников, виды спорта и физического воспитания являющийся основой представления для претворения идей в жизнь. Достичь успешных результатов, можно только создавая оригинальные, новые и отличающиеся от других отдельные гимнастические номера.

Художественно-спортивные праздники являются средствами эстетического воспитания и эмоционально воздействуют на духовное и здоровое развитие личности. Для развития и прогресса художественно-спортивных праздников, необходимо обратить внимание не следующие аспекты:

     Определить жанровую и стилевую единицу художественно-спортивных праздников Узбекистана;

     Формирование художественно-композиционной целостности драматургии художественно-спортивных праздников;

     Научно анализировать современное состояние режиссуры художественно-спортивных праздников;

     Изучить потенциал выразительных средств, необходимых в использовании в художественно-спортивных праздниках;

     Научно обосновать необходимость художественно-спортивных праздников в духовном воспитании молодежи;

     Изучить объективных возможностей, порождаемых в результате синтеза спорта и искусства.

Узбекистан является страной неограниченных возможностей и это можно увидеть в различных отраслях. Так же и в художественно-спортивных праздниках происходят изменения и обновления, в истинном смысле этого значения. Дух времени и общества ясно виден в каждом сценическом номере, главная цель и идея которых направлена на воспитания здорового поколения.

 

Литература:

 

  1. Каримов И. А. Высшее счастье — служить во имя великого будущего и счастья родной страны. — Ташкент: Узбекистон, 2015. — стр. 304
  2. Каримов И. А. Высокая духовность — непобедимая сила. –Ташкент: Маънавият, 2008. — стр. 176.
  3. Ахмедов Ф. Э. Основы режиссуры массовых праздников. — Тошкент: Алокачи, 2008. — стр. 424.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle