Библиографическое описание:

Маркова А. В. Особенности налогообложения коммерческих организаций (на примере нефтегазового комплекса Республики Саха (Якутия) // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 537-540.



 

Нефтедобывающая отрасль в Российской Федерации является на сегодняшний день одной из основных отраслей. Она играет исключительно важную роль и в обеспечении развития национальной экономики, отличающейся большой энергоемкостью, и во внешнеэкономической деятельности государства.

В механизме налогообложения в нефтедобывающей отрасли в последнее время произошел ряд изменений эволюционного характера, направленных на его совершенствование. Однако, он объективно нуждается в дополнительном усовершенствовании. Так, в частности, существующий в настоящее время порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых не позволяет эффективно изымать природную ренту.

Оптимизации налогообложения любого экономического субъекта предшествует расчет текущего или ретроспективного налогового бремени. Стремление к уменьшению налоговых обязательств является вполне понятным желанием собственника и руководителя в любом бизнесе. Под оптимизацией налогообложения понимается уменьшение налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий, включающих использование льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. Поэтому рассмотрение вопросов налогообложения компаний нефтедобывающей отрасли является крайне актуальными как для компаний, так и для налоговых органов.

Целью работы является анализ налоговых платежей компаний нефтегазового комплекса Республики Саха (Якутия) и разработка рекомендаций по совершенствованию механизма налогообложения в данной отрасли.

Правовой статус хозяйствующих субъектов, в том числе нефтедобывающих предприятий, юридически определяется нормами права. Определяющую роль в правовой базе играют положения Конституции РФ о единстве экономического пространства, свободе перемещения в России товаров, услугах и финансовых средствах, поддержке конкуренции, свободе предпринимательской деятельности. Здесь следует упомянуть Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, а также федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Все эти документы относятся к правовым актам общего действия и распространяются на хозяйствующих субъектов всех сфер деятельности.

К правовым актам, которые распространяются непосредственно на нефтегазовый комплекс, можно отнести федеральные законы: «О недрах» (от 21 февраля 1992 года № 2395–1), «О соглашениях о разделе продукции» (от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ), «О континентальном шельфе Российской Федерации» (от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ), «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ), «Об экспорте газа» (от 18 июля 2006 года № 117-ФЗ). Немаловажная роль в регулировании отраслей ТЭК принадлежит «Энергетической стратегии России на период до 2030 года», которая стала преемницей «Стратегии до 2020 года».

Предприятия являются плательщиками следующих налогов: налог на прибыль организаций; НДС; акциз; НДПИ; НДФЛ (налоговые агенты), налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог. А также предприятия являются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, так как производит выплаты физическим лицам.

В результате проведенного анализа налоговых поступлений компаний нефтегазового комплекса Республики Саха (Якутия) за 2012–2014гг. были сделаны следующие выводы:

          В структуре налоговых платежей разных видов деятельности в 2014 году нефтегазовый комплекс занимает наибольшую долю 43 %, если в 2012 году доля была значительно меньше и уступала поступлениям по добыче полезных ископаемых (без НГК, алмазы, драгоценные камни и пр.), то в 2014 году наблюдается заметный рост налоговых поступлений нефтегазового комплекса.

          Рост федеральных налогов и сборов связан с увеличением НДПИ и налога на прибыль организаций, до 2014 года некоторые организации РС(Я) имели льготы и освобождались от уплаты НДПИ и налога на прибыль, с 2014 года организации начали уплачивать налоги и тем самым наблюдается рост НДПИ и налога на прибыль организаций.

          НДПИ в 2014 году составляет наибольшую долю в структуре налоговых платежей НГК РС(Я), доля налога на прибыль сократилась в связи с увеличением НДПИ.

          Налоговая нагрузка компаний нефтегазовой отрасли РС (Я) по НДПИ за весь исследуемый период, имеет тенденцию к увеличению, при этом наибольшее изменение наблюдается по ООО " Таас-Юряхнефтегазодобыча», который с 2014 года начал оплачивать весь спектр причитающихся налогов. Наибольшая налоговая нагрузка наблюдается по ЗАО «Иреляхнефть», так как начиная с 2012 года предприятие стало осваивать новое месторождение. По другим предприятиям наблюдается постепенный рост налоговой нагрузки, в основном зависящий от внешних факторов, таких как налоговая политика РФ.

Для нефтяной отрасли России на современном этапе по-прежнему характерен ряд нерешенных проблем, способных в ближайшие годы стать угрозой ее поступательному развитию:

          низкий объем инвестиций в геологоразведку;

          высокая степень износа и моральное старение основных производственных фондов;

          отставание производственного потенциала от мирового научно-технического уровня, в частности, низкая доля добычи нефти за счет современных методов воздействия на пласт;

          объективный рост затрат на освоение перспективной сырьевой базы добычи углеводородов;

          недостаточность средств, направляемых на реализацию нефтяных проектов в новых районах;

          слабая экономическая мотивация в реализации новых проектов из-за отсутствия эффективного стимулирующего налогообложения, учитывающего специфику и особенности нефтяной отрасли.

Основываясь на выявленных проблемах налогообложения нефтегазовых предприятий, далее определим основные направления совершенствования налогообложения в данной области.

  1.      В качестве приоритетного объекта стимулирующих воздействий налоговой политики в области совершенствованию налогообложения нефтегазовых предприятий должен быть определен процесс инвестирования в основной капитал, осуществляемый в форме модернизации; реконструкции и расширения; нового строительства; технического перевооружения. При этом должны преследоваться цели интенсивного развития: увеличение производственных мощностей с расширенной номенклатурой продукции, автоматизация и механизация существующего производственного процесса, внедрение новых производственных технологий, снижение себестоимости продукции, экономия энергоресурсов.
  2.      В процессе реализации налоговой политики следует обращать внимание на анализ практики применения и администрирования налоговых льгот, содержащихся в налоговом законодательстве. Принятие решений по вопросам сохранения применения тех или иных льгот необходимо осуществлять по результатам такого анализа, при этом введение новых льгот следует производить на временной основе, с тем чтобы по истечении определенного срока решение о пролонгации действия льготы принималось также по результатам проведенного анализа результативности.
  3.      Выработка решения о налоговом стимулировании должна сопровождаться анализом экономического и бюджетного эффектов, создаваемых различными налоговыми льготами и выбором механизма, имеющего максимальный эффект.
  4.      Целесообразен переход на использование «налога на финансовый результат от добычи углеводородов» (НФР) вместо налогов, базирующихся на валовых показателях. Возможны разные подходы к построению такого налога: в качестве базы может использоваться прибыль, либо чистый доход от добычи. Введение налога на дополнительный доход позволяет обеспечить дифференциацию налоговой нагрузки и создать необходимые условия для освоения нефтяных месторождений с повышенными производственными затратами.

Таким образом, по итогам проведенного анализа проблем налогообложения нефтегазовой отрасли Российской Федерации и в частности Республики Саха (Якутия) и путей их решений, можно составить следующую таблицу.

 

Проблемы налогообложения нефтегазового комплекса РС(Я) и пути решения

Проблемы, связанные

Пути решения проблем

— превалирование фискальной функции над стимулирующей. Налоговая политика не направлена на создание привилегированных условий развития для приоритетных секторов нефтегазовой отрасли. При этом в силу объективных (дефицит бюджета) и субъективных (отсутствие политической воли) причин в среднесрочной перспективе фискальный характер налоговой системы сохранится.

— необходимо обеспечить бюджетам субъектов РФ компенсацию налоговых льгот, предоставляемых для предприятий нефтегазовой отрасли, из федерального бюджета, в частности за счет средств Резервного Фонда.

— выработка решения о налоговом стимулировании должна сопровождаться анализом экономического и бюджетного эффектов, создаваемых различными налоговыми льготами и выбором механизма, имеющего максимальный эффект для нефтегазовой отрасли и страны в целом.

— высокие ставки некоторых налогов;

— отсутствие четких принципов и критерия предоставления льгот, отсутствие комплексного подхода к налоговому стимулированию инвестиционной и инновационной активности нефтегазовых предприятий.

— снижение налогов, влияющих на стоимость приобретения или строительства объектов основных средств;

— снижение налоговой нагрузки на предприятия, осуществляющие инвестиции в основные средства.

— неэффективное налоговое администрирование (сложность, и изменчивость законодательства; высокая трудоемкость ведения налогового учета, оформления документации и других процедур; высокий удельный вес затрат на налоговое администрирование несовершенство методологии расчета налогов

— повышение качества и согласованности:

— данных, содержащихся в информационных ресурсах ФНС;

— электронной отчетности;

— организовать работу с обращениями и жалобами граждан в налоговые органы,

— необходимо разработать систему массовой оценки недвижимости и анализа действующего инструментария оценки объектов имущества, числящегося на балансах налогоплательщиков

 

Таким образом, реализация мер, направленных на повышение гибкости налоговой системы, позволит не только предотвратить стагнацию нефтяной отрасли, но и придать динамику ее развитию, ускорить внедрение новых технологий, повысить инвестиционную привлекательность и в конечном счете оказать существенное положительное влияние на доходы бюджета, которые возможно направить на создание несырьевых точек роста в экономике России.

 

Литература:

 

  1.           Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2.           Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // «Собрание законодательства РФ», N 146-ФЗ, 31.07.1998, ст. 3824.
  3.           Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015) // «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, N 32, ст. 3340
  4.           Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» // «Собрание законодательства РФ», 27.07.2009, N 30, ст. 3738
  5.           Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» // «Собрание законодательства РФ», 27.07.2009, N 30, ст. 3739
  6.           Костин Ф. И. Налоговое стимулирование инвестиционной активности в секторе транспортного комплекса РС (Я) // Экономические науки. — № 8(69). — 2012.
Основные термины: Российской Федерации, Республики Саха, комплекса Республики Саха, нефтегазовой отрасли, нефтегазового комплекса Республики, обязательного медицинского, кодекс Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного, обязательного медицинского страхования, фонд обязательного медицинского, страхования Российской Федерации, фонд Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской, Фонд социального страхования, налоговых платежей, в Пенсионный фонд Российской, социального страхования Российской, «Собрание законодательства, компаний нефтегазового комплекса, отрасли Российской Федерации

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle