Библиографическое описание:

Макарова Е. С., Гринь Е. А. Конституционные основы охраны окружающей среды в государствах Европы применительно к условиям России // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 698-700.



 

В данной статье рассмотрены основные экологические принципы некоторых Конституций государств Европы. Наглядно показано чем они различаются в зависимости от того, какая экологическая ситуация складывалась в мире, как это отражалось в общепризнанных международных экологических актах, каков уровень экономического и демократического развития стран и народов.

Ключевые слова: охрана окружающей среды, благоприятная окружающая среда, нормативы качества окружающей среды.

 

Одной из главных целей демократического Российского государства является приоритет обеспечения повышение благосостояния гражданина при помощи обоснованных и законных методов и форм. Достижение этой цели обуславливается, прежде всего, с учетом исторического опыта и социально-экономических условий развития страны. Так один из основных конституционных признаков является обеспечение экологических прав граждан на благоприятную окружающую среду, которые признаются мировым сообществом как фундаментальные права человека.

Благоприятная окружающая среда — окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов (ст. 1 ФЗ от 10.12.2002 г. № 7 «Об охране окружающей среды»). Не смотря на это в Конституциях зарубежных государств показано, что при рецепции иностранных конституционных положений экологической направленности российским законодательством меньше всего учитывались зарубежные достижения в данной области исследования. В Конституции РФ указывается лишь пять принципов:

  1.                   Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч.1 ст.9);
  2.                   Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. (ч. 1 ст. 36);
  3.                   Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. (ч. 2 ст.36);
  4.                   Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42);
  5.                   Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58).

Эти положения обладают универсальным характером, предопределяют основные права человека на благоприятную окружающую среду. Разнообразные по второй главе Конституции РФ конституционные экологические нормы не отражают целей и задач обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду и свидетельствуют об отсутствии целенаправленной идеологии государства, что является серьезным препятствием в обеспечении экологических прав граждан и значительным тормозом в разработке экологического кодекса страны. А самое главное-законодатель не усмотрел и не мог усмотреть в Конституции РФ динамику глобальных и локальных климатических изменений, оказывающих в последнее десятилетие весьма негативное воздействие на здоровье человека. На основании этого следует внести поправку в гл. 2 Конституции РФ «Окружающая среда и территориальное планирование», в которой признавалась система деятельности государств, делающая упор на улучшение здоровой окружающей среды и ее поддержание, а так же отражались входящие в нее отдельные функции, хорошо отраженные в Конституциях стран Европы.

Основные обязанности граждан по Конституции РФ являются: долг каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, Все природноресурсные кодексы и иные законы — о земле (от 25.10.2001 № 136-ФЗ ред. от 28.11.2015), недрах (от 21.02.1992 № 2395–1 ред. от 13.07.2015г.), водах (от 03.06.2006 № 74-ФЗ ред. от 28.11.2015), лесах (от 04.12.2006 № 200-ФЗ ред. от 13.07.2015г.), животном мире (от 24.04.1995 № 52-ФЗ ред. от 13.07.2015г.), атмосферном воздухе (от 04.05.1999 № 96-ФЗ ред. от 13.07.2015г.) — включают подробные нормы о конкретных экологических обязанностях граждан, применительно к конкретным природным ресурсам. На мой взгляд, в наши дни существует слабая контролируемость государственными органами этих вопросов, допускают безнаказанность нарушения экологических обязанностей как граждан так и должностных лиц — в этом и состоит проблема. Следует отметить, что какое-либо скрывание экологической информации, которое имеет существенное значение для общества именуется административным правонарушением (ст. 8.5 КоАП РФ). К сожалению, акты по материалам такого дела о производстве, вынесению решения и исполнение не имеет места быть. Проекты его давно подготовлены, однако принятие наталкивается на сопротивление ответственных за предоставление экологической информации органов, нередко настаивающих на платности выдаваемой информации. [1]

Все Конституции государств Европы принимаются и имеют свои существенные индивидуальные характеристики в зависимости от сложившейся экологической ситуации в той или иной стране. На основании этого целесообразно выделить три вида:

  1.                Конституции, в которых закреплены права граждан на благоприятную окружающую среду и их обязанности сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

Так они схожи по содержанию и структуре размещения экологических норм с Конституцией РФ. К ним относятся, например, Конституции республик: Армении, Болгарии, Украины, Эстонии. Принципы, отраженные в Декларации «По окружающей среде и развитию», принятой в Рио-де-Жанейро, 1992 г., имеют конкретизацию в приведенных выше основных законов стран Европы. В частности, такие принципы, как: забота о человеке является центральным звеном в деятельности по обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой; на национальном уровне каждый человек имеет соответствующий доступ к информации, относящейся к окружающей среды. Предполагается обеспечение эффективного доступа к судебным и административным разбирательствам, включая возмещение и средства судебной защиты. [2]

  1.                Конституции, в которых охрана окружающей среды считается приоритетной задачей государства.

Такие конституционные обязательства приняли на себя страны: Греция, Испания, Нидерланды, Португалия, Турция, Италия. Они наряду с вышеотмеченными также руководствуются принципами Декларации «По окружающей среде и развитию»: государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности за ущерб, наносимый жертвам загрязнения и других видов экологически вредной деятельности и компенсации такого ущерба. Примером этому служит Союзная Конституция Швейцарской Конференции (от 18.04.1999г.), в которой отведен специальный четвертый раздел «Окружающая среда и пространственное планирование», содержащий не только основные экологические принципы, упомянутые выше (ст. 73–74), но и конкретно ориентированные на охрану отдельных природных объектов: земель (ст. 75), вод (ст.76), лесов (ст. 77), животного мира (ст. 80). [3]

  1.                Конституции, которые не содержат ни права граждан на здоровую окружающую среду, ни обязанности государства защищать ее.

К таким Конституциям относится Ирландии (от 29.12.1937 г.), Дании (от 05.06.1953 г.). В качестве исключения можно отнести Основные Законы некоторых стран, принятые в 90-х годах XX в., например, Конституция Румынии (от 08.12.1991г.), уделяя значительное внимание охране собственности, в том числе земельной (ст. 135). Возникает вопрос, какими де силами государства Европы планирует обеспечивать гарантию прав граждан на здоровую и сбалансированную окружающую среду? Отвечая на данный вопрос, прежде всего, следует отметить, что одни государства берут эту серьезную ответственность только на себя. С этой целью такие государства устанавливают нормативы качества окружающей среды, т. е. допустимые пределы негативного воздействия на окружающую среду, и при помощи законных методов и средств обеспечивает их соблюдение. К примеру, ст. 24 Конституции Греции регламентирует: «Охрана природной и культурной окружающей среды является обязанностью государства». Этому есть подтверждение властных структур Греции и отражено в ст. 25 ее Конституции: «Права человека как личности и члена общественного целого гарантируются государством, все органы обязаны обеспечивать беспрепятственное осуществление этих прав». [4] Таким образом, предполагается необходимость установления нормирования качества окружающей среды и использование соответствующих программных средств.

Другие же государства привлекают к этой работе граждан и общественные объединения, например, в ч. 2 ст. 45 Конституции Испании установлено: «Государственные власти следят за рациональным использованием всех природных ресурсов в целях защиты и улучшения качества жизни а также для охраны и восстановления окружающей среды, опираясь при этом на необходимую коллективную солидарность». [5] Иными словами, испанская власть непосредственно в союзе с общественными объединениями граждан берет на себя лишь контрольные функции за рациональным использованием природным ресурсов. Третье государства — граждане берут на себя полностью ответственность за охрану окружающей среды, создавая им лишь условия для осуществления данного права, к примеру, Республика Македония имеет такую законодательную базу по отношению к охране окружающей среды. Четвертые государства не называют субъекты, реализующие экологические нормы и к тому же государственные органы не берут на себя ответственность за их соблюдение, например, в Конституции Белоруссии провозглашается: «Охрана природной среды — долг каждого» (ст. 55); [6]

Равновесие природной среды на сегодняшний день настолько разбалансировано, что само упоминание этого термина в науке выглядит архаично. Несмотря на это здоровая окружающая среда немыслима без восстановления баланса природной среды, и любые конституционные гарантии обеспечения защиты экологических прав человека не всегда увенчаны успехом того или иного государства.

 

Литература:

 

  1.                Боголюбов С. А. Конституционные основы охраны окружающей среды в государствах Европы // Журнал российского права. 2003. N 6.
  2.                Яблоков А. В. Важность нормативного определения экологической информации // Правовые проблемы охраны окружающей среды: Сборник материалов научно-практической конференции. Вып. 2. М.: Изд-во «Наука и кооперативное образование», 2003.
  3.                Миняев А. О. Конституционные основы экологического права: Автореф. дис... канд. юрид. наук. М.: МГУ, 2003; Позднякова Е. А. Охрана окружающей среды посредством материальной ответственности работников. Оренбург, 2002
  4.                Обзор конституций в настоящей статье осуществляется по сборнику «Конституции государств Европы»: В 3 т. / Под ред. Л. А. Окунькова. М.: НОРМА, 2001. URL: http://www. uznal. org/constitution. php.
  5.                Чиркин В. Е. К 15-летию Конституции РФ // Гражданин и право. 2008. N 12.
  6.                Союзная Конституция Швейцарской Конференции от 18.03.1999г.
  7.                Конституция Греции от 11.06.1975г.
  8.                Конституция Испанского Королевства от 27.12.1978г.
  9.                Конституция Республики Беларусь от 15.031994г. (с измен. и доп. от 17.10.2004г.)
Основные термины: окружающей среды, окружающую среду, благоприятную окружающую среду, охраны окружающей среды, качества окружающей среды, охрана окружающей среды, окружающей среде, экологических прав граждан, нормативы качества окружающей, права граждан, «По окружающей среде, окружающей среде и развитию», природу и окружающую среду, окружающая среда, окружающей среды и ее, Союзная Конституция Швейцарской, Конституция Швейцарской Конференции, природной среды, к природным богатствам, окружающей среды и использование

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle