Библиографическое описание:

Докаев В. Д., Вазаров Х. А. Имущественное налогообложение физических лиц: от Древней Руси до РФ // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 478-480.



 

В конце ІX века наблюдается тенденция объединения древнерусского государства. Основным источником пополнения княжеской казны в то время являлась дань. На самом деле этот налог носил нерегулярный характер, но потом стал систематическим прямым налогом. Дань — термин древнерусского финансового права. Древнерусские летописные своды употребляют его прежде всего в смысле военной контрибуции, которую подвластные племена славянские платили своим победителям. [3, с.16] Размер дани регулировался обычаем ввиду отсутствия какой-либо нормативной базы. Взимание осуществлялось натуральными продуктами: мехами, медом, воском и т. п. В некоторых источниках упоминается и поземельное налогообложение. На Руси XV—XVII веков описание земельных владений на селе и в городах Русского государства являлось сошное письмо — кадастровая система, единицей которой служила соха; проводилось с целью последующего поземельного обложения, то есть сбора податей и отбывания повинностей [4].Соха как единица измерения налога, просуществовала до 1679 года. В 1718 г. началась подушная перепись населения, протянувшаяся в несколько этапов, и длилась 6 лет для обложения подушной податью. В это время Петром I принимаются ряд мер для обеспечения принципа справедливости и равномерности налогообложения. Налоговое бремя некоторых прежних налогов была ослаблена, в основном это сказалось, для население с низким уровнем дохода. Введена подушная подать Петром I в 1724 году, как налог взимаемый в одинаковом или примерно одинаковом размере с каждого подлежащего обложению человека, по результатам переписи. «Согласно Высочайше утвержденному мнению Государственного Совета с 1 января 1887 г. отменялась подушная подать для всех плательщиков Российской империи, кроме Сибири. Для основной территории Сибири (Томской, Тобольской, Енисейской и Иркутской губерний) подушная подать была отмена С. Ю. Витте с 1 января 1899 г. законом 19 января 1898 г. Однако действие закона не распространялось на Алтайский округ Томской губернии, Приамурское генерал-губернаторство, Якутскую область, Киренский округ Иркутской губернии, Туруханский край Енисейской губернии, Нарымский край Томской губернии, Березовский и Сургутский округа Тобольской губернии». [2, с.12]

Отменена была подушная подать, как ранее говорилось, в 80-х гг. XIX в., а в 1863 г. подушная подать оказалась заменена всесословным налогом. Все строения и земли в городской черте, подлежали новому налогу, за исключением малоценных имуществ, с которых пришлось бы менее 25 коп. В 1872 г. Реформу городских налогов распространили на Сибирь. [3, с.97].

На пути реализации поставленной задачи правительство столкнулось с трудностями при оценке имущества, в связи с отсутствием единой методологией. Не везде были произведены городские оценки имущества, а существовавшие — качеством уступали. Министру финансов, Михаилу Христофоровичу Рейтерну, в 1875 г. специальным указом было поручено составить инструкцию для единообразной оценки недвижимости и провести оценку одновременно во всех городах. Закон не подразумевал основного финансирования, и тем самым появились трудности. Но, министр финансов взял за основу данные противопожарного страхования, и на основе страховых данных, городской оценки, числа жителей и численности облагаемых имуществ в 1884 г. правительство вывело «оценки городских поселений». Налог взимался не повсеместно, а в тех городах, где податной надзор наблюдался, достаточно зажиточным. В общем в Российской Империи в 1913 г. налоговые поступления по квартирному налогу составили 9 млн. руб. против 33 млн. руб. государственного налога с городской недвижимости. Позже налоги с городской недвижимости стали одними из основных налогов Российской Империи прямого характера. В период новой экономической политики, в конце 1923 г. государством устанавливается налог со строений, с этого времени с небольшим перерывом и изменениями он сказывался в системе местного обложения до 1 июля 1981 г.

Владельцы земельных участков до 1981 г. платили земельную ренту, далее ее переименовывают в земельный налог. Исчислялся он по всей площади, входящей в пределы земельного участка, включая земли под садами, огородами, прудами, оврагами, сооружениями, строениями. Итак, взимался земельный налог независимо от того, используется участок или нет, ставки налога были дифференцированы по шести классам в зависимости от административного предназначения поселений, количества населения, развития продажи и промышленности и других экономических условий, и они устанавливались за каждый квадратный метр земельного участка в год. Вместо налога в 1981 г. со строений был введен налог с владельцев строений. Налог взимался по двум ставкам: 0,5 % — при обложении жилого фонда и 1 % — при обложении остальных строений. Закон РФ от 09.12.1991 N 2003–1 «О налогах на имущество физических лиц» устанавливает, что плательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. К объектам налогообложения по имущественному налогу относят следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи, иные строения, помещения и сооружения.

Статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налог на имущество физических лиц является местным налогом. Транспортные средства, которые принадлежат физическим лицам на праве собственности, тоже относятся к объектам налогообложения по транспортному налогу. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003–1 «О налогах на имущество физических лиц» к объектам налогообложения по данному налогу признаются следующее имущество: дачи, гаражи, жилые дома, квартиры, иные строения, помещения и сооружения. Плательщиками признаются физические лица — собственники вышеуказанного имущества, которое Налоговый Кодекс признает объектом налогообложения.

Федеральный Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц» был принят 09.12.1991. В советском союзе действовало налогообложение отдельных видов принадлежащего гражданам имущества: налоги с владельцев строений и с владельцев транспортных средств. До 50–60-х гг. были налоги и с владельцев скота, к этому же относится и налогообложение земли. Но в то время не существовало единого нормативного акта, регулирующего эти налоги, как не существовало и единого названия для налогообложения данных видов имущества. Поимущественное налогообложение действовало и в царской России (например, квартирный налог, налог с наследства). Закон РФ от 09.12.1991 называл объектами обложения объекты недвижимого имущества и транспортные средства. Но на пути совершенствования имущественного налогообложения, в 2002 г. были внесены ряд изменений Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ, которые повлекли сужение количества объектов налогообложения по этому Закону посредством исключения из него транспортных средств. Налоговая база, соответствии главой 32 НК РФ определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, а в некоторых случаях по их инвентаризационной стоимости. Порядок и сроки уплаты налога тоже определяются НК РФ. Налогоплательщик должен уплатить налог на имущество не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Данный налог налогоплательщик уплачивает по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, ему налоговым органом.

Налоговые ставки устанавливают представительные органы муниципальных образований, в соответствии с нормативными правовыми актами в зависимости, какой порядок применяется при определении налоговой базы. Когда налоговая база определена по кадастровой стоимости объекта налогообложения, то налоговые ставки должны соответствовать следующим размерам:

1)        0,1 процента в отношении: жилых домов, жилых помещений; объектов незавершенного; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом); гаражей и машиномест; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров;

2)        2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ;

3)        0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения. [1, с.16]

Если же налоговая база исходя определяется из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику.

После такого длительного пути развития имущественного налогообложения физических лиц, настоящее время существуют проблемы, которые отрицательно влияют на налоговую политику страны. Основные из них:

          неясность объекта налогообложения (незавершенное строительство и машино-место);

          проблемы при определении кадастровой стоимости, т. е. ее точность;

          в силу отсутствия четкого разграничения стоимости недвижимости;

          некоторые пробелы в законодательстве.

Подводя итог можно сделать вывод, что в настоящее время имущественное налогообложение физических лиц все еще на стадии реформирования и совершенствования, имеет свои как положительные, так и отрицательные стороны.

 

Литература:

 

  1. Налоговый кодекс РФ.Часть первая и вторая. М-; Проспект, — 2015 г, 976 с.
  2. Закон «Об отмене подушной и преобразовании оброчной податей». 14.06.1885. Проект Российского военно-исторического общества «100 главных документов российской истории».
  3. «Налогообложение имущества физических лиц», Маргулис Р. Л., («Налоговый вестник», 2008, N 10). 97 c.
  4. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890–1907
  5. ru.wikipedia.org/wiki/Сошное_письмо

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle