Библиографическое описание:

Джиоева М. А., Чельдиева З. К. Истоки возникновения трансакционных издержек // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 476-478.

 

В данной статье рассматривается история возникновения трансакций и трансакционных издержек, основные положения и представители теории трансакционных издержек.

Ключевые слова: трансакция, трансакционные издержки, теория трансакционных издержек.

 

Изучение трансакционных издержек и трансакционного сектора экономики приобретает особую теоретическую и практическую значимость в условиях рыночных отношений. Это обусловлено тем, что жизнь современного человека стремительна и полна контактов с другими людьми. Часто взаимодействия происходят в виде отчуждения и присвоения прав собственности и прав свободы, принятых в обществе, что и представляет собой трансакцию по определению Дж. Коммонса. В процессе проявления трансакции рождаются трансакционные издержки. То есть трансакционные издержки — это ценность ресурсов, затрачиваемых на осуществление трансакций. Если первоначально трансакционные издержки трактовали как издержки функционирования рыночного механизма, то сегодня их принято считать издержками функционирования экономической системы.

Издержки по осуществлению трансакций определяют структуру и динамику различных социальных институтов, которые сами являются формой экономии трансакционных издержек.

Впервые понятие трансакционных издержек было введено в научный оборот в 1930-х гг. Рональдом Коузом.

Рональд Коуз — лауреат Нобелевской премии в области экономики 1991 года за пионерские работы в области исследования трансакционных издержек и их значения для институциональной структуры экономики.

Всемирную известность и признание Коузу принесла статья «Проблема социальных издержек» (1960), в которой Коуз сформулировал общий подход к пониманию того, почему одним фирмам выгодно производить товары широкого ассортимента, а другим — узкого; одним покупать сырье и материалы и заключать для реализации готовых изделий рыночные контракты с торговыми компаниями, другим — разрабатывать собственные источники сырья и самостоятельно распределять продукцию, осуществляя вертикальную интеграцию, и т. д.

Выбор структуры и «цепи контрактов» фирмы определяется задачей снижения издержек. Вне фирмы движение цен регулирует производство, которое координируется обменными операциями, требующими издержек сбора информации и заключения рыночных контрактов. На этих издержках можно сэкономить, заменив рыночные сделки внутрифирменными прямыми распоряжениями предпринимателя-координатора (или менеджера). Таким образом, фирма выступает как «система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя» и организация, внутри которой размещение ресурсов происходит в приказном порядке, когда это сравнительно выгоднее использования ценового механизма с его высокими издержками совершения сделок.

Но издержки внутренней организации фирмы возрастают параллельно увеличению размеров и возможностей, поэтому экономика в целом не может быть организована как единая фирма. Некоторые виды деятельности потребовали бы гораздо меньших затрат, если бы они осуществлялись внутри фирмы, в то время как для других очевидные выгоды предоставляет рынок. Опираясь на категорию альтернативных издержек, Коуз показал, что рынок и фирма являются замещающими механизмами для координации использования ресурсов. Для определенных видов деятельности принимаемые решения требуют тщательных оценок, и эти предельные случаи располагаются на границе между фирмой и рынком.

Опираясь на теорию фирмы Рональда Коуза, Оливер Уильямсон в книгах «Рынки и иерархии» (1975) и «Экономические институты капитализма» (1985) разработал концепцию фирмы как экономического института, направленного на минимизацию трансакционных издержек посредством коалиции владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов.

Кроме того, им была предложена такая классификация основных типов контрактов:

  1.      Классический контракт — двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки и предполагающими санкции в случае невыполнения этих условий.
  2.      Неоклассический контракт — долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда невозможно предвидеть заранее все последствия сделки; учитывающий устные договоренности наряду с письменными.
  3.      Отношенческий, или имплицитный контракт — долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными.

Противопоставляя «рынки» и «иерархии», Уильямсон рассматривает последние как следствие наличия специфических активов и основанных на имеющейся информации соображений относительно производственной эффективности. Например, если две фирмы устанавливают между собой торговые отношения и полагаются на ресурсы, которые являются специфическими для данного типа отношений и не могут быть легко и просто реализованы где-либо в другом месте, то трансакционные издержки продолжения подобных взаимоотношений, скорее всего, окажутся весьма высокими, и у фирмы, по-видимому, появится стимул к вертикальной интеграции с целью их снижения.

Важным для Уильямсона было сравнение двух форм иерархической организации — унитарной (У-форма) и мультидивизиональной (М-форма). Он доказывал, что М-форма часто обеспечивает более эффективный способ управления конкретными типами сделок и ее распространение в современных условиях вполне объяснимо.

Благодаря работам Уильямсона категория трансакционных издержек получила всеобщее распространение. Сложилась такая классификация основных видов трансакционных издержек:

1)                 издержки поиска информации;

2)                 издержки ведения переговоров и заключения контрактов;

3)                 издержки измерения (квалификации нанимаемых работников, качества покупаемых благ);

4)                 издержки спецификации и защиты прав собственности;

5)                 издержки оппортунистического поведения (понятие введено Уильямсоном).

Оппортунистическим называется поведение индивида, уклоняющегося от условий соблюдения контракта с целью получения прибыли за счет партнеров. Оппортунизм является трудноуловимой и всепроникающей особенностью человеческой натуры, которую всегда следует принимать во внимание при исследовании экономической организации. Представляет интерес замечание Уильямсона, что проблему оппортунизма игнорируют утопические способы экономической организации с гуманитарной и нерыночной направленностью, требующие глубокой преданности коллективным целям. «В истории социальной и экономической организации то и дело встречаются попытки создания таких структур, однако именно утопические общества более всего страдают от оппортунизма». Категория трансакционных издержек позволила Уильямсону предложить каркас единого исследования экономических организаций, включающий опору на трансакцию как базовую единицу анализа, понимание значения оппортунизма и дополнение экономического исследования правовым анализом контрактных отношений.

Многие виды трансакционных издержек непосредственно не наблюдаемы и в связи с этим с трудом поддаются статистическому измерению. Единственная пока попытка количественно оценить их уровень (на материале экономики США) принадлежит Дж.Уоллису и Д.Норту.

Исходным для их анализа является деление издержек на два основных класса — «трансформационные» (связанные с физическим воздействием на предмет) и трансакционные: «Трансформационные издержки есть издержки, связанные с превращением затрат в готовую продукцию, издержки по осуществлению трансформационной функции. Трансакционные издержки зависят от затрат труда, земли, капитала и предпринимательского таланта, которые используются в процессе рыночного обмена.

И трансформационные, и трансакционные издержки признаются производительными. Их поведенческое подобие предполагает, что экономические агенты стремятся минимизировать общую сумму тех и других издержек, а значит, не делают между ними различия. И функция трансформации, и функция трансакции требует реальных затрат. В известных пределах две эти категории издержек взаимозаменяемы.

Для определения издержек трансакции Дж.Уоллис и Д.Норт пользуются следующим критерием: с точки зрения потребителя, таковыми являются все его затраты, стоимость которых не входит в цену, уплачиваемую им продавцу, с точки зрения продавца — все его затраты, которые он не нес бы, если бы «продавал» товар самому себе. Например, при покупке дома трансакционные издержки покупателя будут определяться наймом адвоката, временем, затраченным на осмотр домов, сбором информации о ценах, уплатой пошлины при юридическом оформлении сделки и т. д. Для продавца такие издержки будут состоять из расходов на рекламу, найм агента по продаже недвижимости, затрат времени при показе дома и т. д. При этом акт купли-продажи может вызывать вторичные сделки и на стороне покупателя, и на стороне продавца: скажем, найм юриста или найм агента по торговле недвижимостью. В связи с этим в составе трансакционных издержек авторы выделяют рыночный компонент. Эту часть, получающую явную стоимостную оценку на рынке, они называют «трансакционными услугами».

Разнообразие подходов к анализу трансакционных издержек и значительные расхождения по поводу не только сферы их образования, но и содержания свидетельствует о том, что развитие теории трансакционных издержек находится в основном на стадии описания их видовых характеристик и формирования подходов к раскрытию сущностных закономерностей их образования. Нужно также отметить, что единой общепринятой классификации трансакционных издержек не сложилось. Каждый из исследователей обращает внимание на наиболее интересные, с его точки зрения, элементы. Разнообразие трансакционных издержек обусловливает и многообразие средств, позволяющих снизить данные издержки.

Экономическая значимость, усложнение трансакционных издержек возрастает по мере развития социально-экономических систем от простого товарного производства до современной экономики постиндустриального общества, в котором развитие любой экономической организации, будь то фирма, корпорация или банк, происходит под комбинированным воздействием информационной асимметрии, ограниченной рациональности, а также оппортунистического поведения в сочетании с условиями, связанными со специфичностью активов.

В заключение необходимо отметить, что наличие трансакционных издержек необязательно является негативным моментом. Наличие таковых является стимулом для оптимизации затрат экономических субъектов, для высокой специализации, возможностью получения стабильного и высокого заработка отдельных субъектов экономических отношений и т. д. Однако нельзя отрицать и необходимость регулирования общественного и частного трансакционных секторов, поскольку могут возникнуть такие опасности, как существенное укрупнение отдельных организаций, повышение цен на отдельные продукты и услуги, снижение предпринимательской активности на национальном уровне.

 

Литература:

 

1.        Аузан А. А. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория. М.: Юрайт, 2014.

2.        Гловели, Г. Д. История экономических учений. М.: Юрайт, 2013.

3.        Зарубежный опыт измерения трансакционного сектора национальной экономики (методология определения трансляционных издержек американскими экономистами Дугласом Нордов и Джоном Уоллисом) / Хасанов И. Ш., Хасанова К. И. ВЕСТНИК ТГГПУ. 2008. No3

4.        Трансакционный сектор региона / Попов Е. В., Гембий М. Н. Ин-т экономики УрО РАН. — Екатеринбург, 2011. — 132 с.

5.        Трансакционные издержки в современных экономических исследованиях / Самошилова Г. М., Ванчина И. И. Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2007. No 2. С. 52–58

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle