Библиографическое описание:

Бурлуцкая Ю. А. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 436-439.



 

В статье анализируются проблемы развития малого и среднего бизнеса в России. На основе проведенного анализа разработаны предложения по поддержке малого и среднего бизнеса в России.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, институты поддержки бизнеса, административные барьеры, коррупция.

 

В Гражданском Кодексе Российской Федерации под предпринимательством понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Мы можем видеть в этом определении специфические черты, которые характеризуют предпринимателя и предпринимательство. Предпринимательство естественно предназначено для получения, но оно сопряжено с определенными рисками. Предприниматели — новаторы, люди инициативные и действующие. Это своего рода инновация в общественное производство. «Инновации включаются в процесс общественного производства посредством трудовой деятельности работников с качественно новой потребительной стоимостью рабочей силы» [4]. Предпринимательство может решать большое количество задач: товарное производство, услуги, внедрение новых технологий, «производство» новых рабочих мест, активность общества.

Предпринимательство следует разделять на крупный, средний и малый бизнес. Критерии отнесения к тому или иному виду определяются ФЗ № 209 от 24.07.2007 г. и Постановлением Правительства РФ от 09.02.2013 г. № 101 (табл. 1 и 2). Также к критериям относят долю участия других лиц в уставном капитале организации. Согласно статистическому наблюдению в России подавляющее большинство на рынке занимают микропредприятия (85,9 %). Выручка микропредприятий составляет 43 % от всего сектора малого и среднего предпринимательства [3].

Исследования в данной области показали, что вклад малого и среднего бизнеса в экономику большинства стран составляет около 20–40 % ВВП. Следует отметить, что это наиболее активно развивающаяся, прогрессивная часть рыночной экономики. В настоящее время предпринимательство активно поддерживает государство, предоставляя льготы, субсидии и оказывая поддержку другого рода. Несмотря на все это в малом и среднем бизнесе накопилось достаточно проблем, которые необходимо решать.

 

Таблица 1

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства в зависимости от средней численности работников

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

Предельные значения средней численности работников

Микропредприятия

от 1 до 15 человек

Малые предприятия

от 16 до 100 человек включительно

Средние предприятия

от 101 до 250 человек

 

Таблица 2

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства в зависимости от выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

Предельные значения «выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС

Микропредприятия

60 млн. рублей

Малые предприятия

400 млн. рублей

Средние предприятия

1000 млн. рублей

 

В основном предпринимательство, в большей степени, оценивают количественными показателями, упуская качественные. Но именно качественная оценка позволяет выявить связь предпринимательства с обществом. Например, предпринимательство внедряет новые технологии, создает новые товары, в результате чего:

                    повышается производительность труда;

                    на рынке продается дешевая продукция высокого качества

Чтобы получить качественную оценку, следует изучать следующие показатели: фондоотдача, коэффициенты обновления основных фондов, соотношение стоимости оборудования предприятий и др. Также надо опираться на производительность труда. Качественное определение малого предприятия требует выявления основных характерных особенностей ее деятельности и роста. Этот подход представляет немалый интерес, поскольку малое предпринимательство рассматривается не как уменьшенная модель большого предприятия, а как предприятие, которое осуществляет свою деятельность со следующими специфическими чертами: большая степень неопределенности; систематическое развитие и адаптация к новым условиям; более высокая необходимость во внедрении инноваций [2].

Вторая проблема: большинство малых и средних предприятий — это предприятия, которые занимаются торговой деятельностью и общественным питанием. Поэтому становится необходимы повышение доли предприятий, обслуживающих науку и занимающихся наукой. Именно данные предприятия принесут большой объем инвестиций в бюджет. Так же они являются наиболее перспективными в области предпринимательской деятельность во время информационных компьютерных технологий и научно-технического прогресса [1].

Следующая проблема заключена уже в самом определении предпринимательства. Поскольку предпринимательская деятельность всегда связана с риском, который не всегда можно предугадать. Именно из-за риска предприятия не могут закрепиться на рынке и перестают существовать. Но чем выдержать конкуренцию? Появляется следующая большая проблема: нехватка инвестиционных ресурсов, недоступность кредитов. При выдачи кредитов, банки должны быть уверены, что предприятие будет способно выплатить кредит. Для этого им необходим хорошо продуманный бизнес-план, во многом зависящий от знаний будущего предпринимателя. В свою очередь предприниматель должен обладать хорошей кредитной историей, «качественным» залогом. Поэтому банки редко кредитуют стартовые бизнес-дела.

Следующая проблема малого бизнеса: высокие налоги и взносы. В зависимости от типа налогообложения (традиционная система налогообложения, упрощенная система) предприниматель платит от 6 до 15 % налогов. Но есть и обязательные платежи в различные фонды. Поэтому предприниматели несут большие денежные потери, и им становится невыгодно вести бизнес [5].

Согласно данным Росстата, основной проблемой развития бизнеса выступают высокие налоги, коррупция, административные барьеры, а также недоступность кредитов.

Административные барьеры и коррупция — одна из самых больших проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса. Под административными барьерами следует понимать наличие многочисленных подзаконных актов, противоречия между различными уровнями законодательства (федеральным и региональным), большой объем отчетности, большое количество контролирующих органов и т. д.

Необходимо сделать законодательство более «прозрачным», открытым. Вместе с тем следует устранить противоречия между федеральным и региональным уровнями законодательством. Проверки, проводимые различными органами необходимо снизить, сделать их более согласованными. Также необходимо предоставлять предпринимателям всю необходимую информацию касательно требований со стороны контролирующих органов.

Руководитель является лицом любого предприятия. Создать малый бизнес довольно непросто, так же сложно им управлять, поскольку необходимо решать задачи разного уровня. В связи с этим, нередко большинство предприятий сталкиваются с некомпетентным руководством. Некомпетентность выражается в отсутствии знаний в области маркетинга, финансов, менеджмента, производства, снабжения, в отсутствии управленческого опыта или неспособности решать нестандартные задачи. «Необходимы серьезные инвестиции в развитии человеческого капитала в России» [6]. Поэтому обществу необходимо создавать благоприятную среду для «воспитания» нового типа людей — людей «предпринимательского склада ума», творческих, инициативных, имеющих необходимые знания и навыки, адаптирующихся к меняющимся условиям, лидеров по натуре, способных принимать задачи различного характера.

На основе всего вышесказанного, можно выделить следующие проблемы, присутствующие сейчас в малом бизнесе:

                    отсутствие качественных показателей оценки бизнеса;

                    малая доля предприятий, занимающихся наукой или обслуживающих науку;

                    недоступность кредитов;

                    высокие налоги;

                    административные барьеры и коррупция;

                    отсутствие компетентных кадров.

Решение данных проблем поможет малому предпринимательству развиваться более активно, а значит, будут создаваться новые товары (работы, услуги), будут создаваться новые рабочие места, будет развиваться экономика страны.

Следует отметить, что для решения указанных проблем и предотвращения негативного влияния кризисных явлений на деятельность субъектов малого и среднего бизнеса должны быть приняты меры, направленные на создание финансовой базы и снижение издержек малого и среднего бизнеса. Это, прежде всего, меры в области увеличения финансовой, имущественной и информационной поддержки, а также меры, направленные на стимулирование спроса на товары и услуги малых и средних предприятий.

Меры, направленные на развитие малого и среднего бизнеса в условиях экономического кризиса, можно разделить на три группы:

1)                 меры в области налогового регулирования;

2)                 меры в области сокращения административных барьеров;

3)                 меры в области кадровой поддержки малых предприятий.

Основные мероприятия по поддержке малого предпринимательства предложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Они, прежде всего, включают поддержку создания бизнес-инкубаторов; поддержку экспортно-ориентированных малых предприятий; формирование региональных гарантийных фондов; софинансирование региональных программ поддержки начинающих предприятий; создание региональных венчурных фондов.

Таким образом, использование обозначенных выше инструментов развития малого и среднего бизнеса будет способствовать реализации стратегической цели диверсификации экономики России, и будет способствовать достижению следующих целевых показателей к 2020 году: доля малого бизнеса в ВВП — 30 %; доля малого бизнеса в занятости — 30 %; доля малого бизнеса в общем количестве действующих субъектов предпринимательства — 80 %.

 

Литература:

 

  1.                Высоцкая О. А. О критериях отнесения субъектов предпринимательства к малому и среднему бизнесу // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». 2012. № 2 (12). С. 94–96.
  2.                Рабцевич А. А. Инновационная ориентация рынка труда в экономическом развитии региона // Известия Иркутской Государственной Экономической Академии. 2014. № 4. С. 262–265.
  3.                Сайбель Н. Ю. Институционализация малого бизнеса в России: анализ проблем и путей развития // Институционализация экономики: система партнерских отношений в решении проблем экономической динамики: коллективная монография / под ред. В. А. Сидорова. Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2010. С. 130–135.
  4.                Сайбель Н. Ю., Ескевич О. В. Формирование эффективной системы поддержки малого предпринимательства в России // Экономический вестник ЮФО. 2007. № 5. С. 92–97.
  5.                Сайбель Н. Ю., Сайбель Я. В. Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса в России // Актуальные проблемы экономической теории и практики: сборник научных трудов / под ред. В. А. Сидорова. Выпуск 18. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2015. С. 75–83.
  6.                Хасанова Г. А., Рабцевич А. А. Проблемы развития человеческого капитала в России // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 5–2 (12). С.70–71.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle