Библиографическое описание:

Стрелец Э. Р. Психоанализ Зигмунда Фрейда как способ объяснения происхождения государства // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 1036-1039.



 

Вопрос происхождения государства до сих пор остается открытым. Очевидно, что необходимость образования специального аппарата управления для координации деятельности общества, а также обеспечение нормального уровня развития и полноценного функционирования важна для жизнедеятельности человека как биологического вида. Коллективизм — идея, кажущаяся нам очевидной и предельно ясной для понимания как осознанной необходимости для существования человека в целом. С одной стороны, интеграция людей в единую общность важна для получения каждым индивидом тех ресурсов, доступ к которым открывается в связи с координацией усилий каждого члена общества, вносящего свою уникальную лепту для приобретения частных или общественных благ и обеспечивающее удовлетворение собственных витальных потребностей. С другой стороны, духовные потребности личности прогрессируют в процессе социализации индивида, что, несомненно, приводит к образованию установок личности, направленных на существование и активное взаимодействие с другими участниками общественных отношений. Необходимость в общении, самовыражении, престиже, так или иначе, становится необходимой, поскольку коммуникация с другими индивидами, строгое исполнение ритуалов, церемониалов привносит в жизнь человека определенную долю эмоционального удовлетворения, а также позволяет трактовать кажущиеся сверхъестественными явления природы, поскольку научное знание ещё не сформировано. Эти причины демонстрируют установление и строгое контролирование за соблюдением специальных норм поведения, в распределении благ уникальным аппаратом управления, создание благоприятного микроклимата внутри общественной группы для достижения максимальных целей. В той или иной степени все эти причины, на бессознательном или предсознательном уровне присутствуют в психике. Собственно говоря, в данной работе мы всецело уделим внимание рассмотрению вариантов причин, обуславливающих явление коллективизма.

Итак, мы определились с ключевыми причинами побуждения к объединению. Логично предположить, что не до конца сформировавшееся рациональное мышление первобытных людей не могло четко обозначить данные причины и методы их реализации. Соответственно, понимание необходимости создания особой надстройки в виде профессионального и компетентного аппарата управления, обладающего монопольными правами на понуждение и регулирование всевозможных сфер общественной жизни, существует в виде целесообразности на бессознательном уровне. Идея, эффективная и наиболее выгодная как форма выживания в жестоких условиях внешней среды могла быть осознана лишь частично, в результате приобретения жизненного опыта в коллективной среде. Однако мы обращаем внимание на то, что именно первый посыл, ответственный за постановку варианта объединения как необходимого остается неизвестным. Способ, который вероятно может объяснить появление стремления к побуждению, лежит в сфере глубинной психологии, поэтому мы сосредоточим внимание на применение психоаналитического подхода к решению данной проблемы.

Для начала стоит обозначить психоаналитическую концепцию на первые виды формирований групп людей. Обратимся к работе Зигмунда Фрейда “Психология масс и анализ человеческого “Я”. Основоположник психоанализа — Зигмунд Фрейд, в 1912 году пришел к выводу, что представление Чарльза Дарвина о “человеческой орде, в которой неограниченно господствовал сильный самец”, как первой форме организации людей в единую общность, является наиболее оптимальным в приложении к рассмотрению данного вопроса. При этом он говорит: ”Конечно, это только гипотеза, как и столь многие другие, с помощью которых исследователи доисторического периода пытаются осветить тьму первобытных времен”. [1, c.79]. Таким образом, высказывание Фрейда подчеркивает мысль о том, что истинный мотив интеграции людей остается неизвестным, в силу невозможности проведения комплексного анализа психики далеких предков человека. Данная концепция выделяет в следующие причины, обуславливающие возникновение первых общностей: ” исчезновение сознательной обособленной личности, ориентация мыслей и чувств в одинаковых с другими направлениях, преобладание аффективности и бессознательной душевной сферы ”. Эти побудители создают базис общности, поскольку такие факторы объясняют предпочтение человека на добровольное самоограничение собственной свободы, своего “Я”, ради общественного блага. В дальнейшем, координация деятельности, установление общепринятых правил, является возможным только при эмпатии всех индивидов в группе, а доминирующая эмоционально-волевая сфера человека существенно оказывает содействие в этом.

Психоанализ является оптимальным практическим направлением в психологии для рассмотрения данной задачи. Аргументом в обоснование данного выбора служит то, что именно учёные-психоаналитики выявили первопричины зарождения различных общественных феноменов, таких как религия, мораль, право с позиции подсознательных мотивов. Поскольку инстинктивные побуждения, психологические механизмы защиты, последствия когнитивного диссонанса отвечают за принятие решений человеком, которые могут проявляться и без явного мысленного анализа возможностей и достигаемых результатов, при принятии того или иного решения. А теперь перейдем к рассмотрению вариантов объяснения происхождения коллективизма, а впоследствии возникновения — появление государства.

  1.                Сублимация коллективного страха и поиск мер противодействия ему.

Жизнь человека в древности была сопряжена с большой опасностью, представленной в виде угрозы хищников, суровым климатом в отдельных регионах. Постоянная борьба за существование вынуждает человека искать способы выживания в жестоком окружающем мире. Одним из таких вариантов приспособления оказалась кооперация, основанная на глубинных причинах, связанных с психологической мотивировкой целесообразности интеграции. Вероятно, причиной такого объединения являлся один из самых первых форм защиты психики и соматического состояния — страх. В частности, коллективный страх.

З.Фрейд утверждал, что страх — аффективное состояние и прежде всего то, что можно почувствовать. Это ощущение носит характер неудовольствия. Он различал страх реальный и страх невротический. Реальный страх есть биологическая реакция на опасность. Невротический страх З.Фрейд определял как страх ожидания, как «беспредметную эмоциональную реакцию», источником которой являются сексуальные и агрессивные влечения, подавленные в детском возрасте.

В обоих определениях фигурирует понятия аффекта. Сильное эмоциональное воздействие экзогенных факторов, так или иначе, играет далеко не последнюю роль в стремлении к объединению. Согласно исследованиям физиологов было выяснено, что правое полушарие мозга отвечает за эмоциональное, образное восприятие. Страх — это явление, которое выражается как чувство в необходимости кардинальных действий для выживания, противодействия исходящей угрозе. Именно правое полушарие формирует боязнь перед чем-либо, поскольку страх выражается в, как правило, непреодолимом чувстве слабости, бессилия перед какими-либо вещами, кажущимися порой невероятными.

Известный социальный психолог Лебон в своей работе “Психология масс” сказал: “…в силу одного только факта своего множества, индивид испытывает чувство непреодолимой мощи…” [2, с.13]. Лебон явно указал на то, что объединение в единую общность, позволяло человеку получать власть над своими страхами, проявлявшуюся в постепенном увеличении доли уверенности в своих силах, а как следствие, противодействие первобытным страхам.

Активное поддержание такого состояния бесстрашия, очевидно, должно было поддерживаться. Это означало, что данный аффект должен быть вытеснен из сферы бессознательной фобии в некий феномен, корректирующий его поведение, направляя его в сторону кооперации в толпу, дающую необходимую внутреннюю уверенность в своих силах. Такую форму обрела религия, искусство, ритуалы, поскольку данные элементы духовной культуры могли, во-первых, трактовать большинство непонятных природных явлений, во-вторых, поддерживать столь важную связь между индивидами, в-третьих, способствовали передаче социального опыта, в целях обеспечения последующих поколений необходимыми. Кроме того, реализовывать данные нормы было необходимо на конкретную группу людей, которые примут положения как должные и подходящие для их мировосприятия. Тем самым, оформляется постоянная общность, обладающая общими культурными ценностями, воспитывающих своих детей “в духе” действующих правил, норм. Это является таким важным признаком как население.

Кроме того, Зигмунд Фрейд в работе “Тотем и табу” рассматривал важный элемент моральной первобытного общества — табу. Согласно толковому словарю Ожегова, “табу — в первобытном обществе: запрет, налагаемый на какое-н. действие, слово, предмет, употребление или упоминание которых неминуемо карается сверхъестественной силой.” Табу заложили первые устные, а впоследствии письменные правила, регулирующие поведение, образ жизни, социальную жизнь человека. “Запреты табу лишены всякого обоснования. Они неизвестного происхождения. Непонятные для нас, они кажутся чем-то само собой разумеющимся тем, кто находится в их власти.” [3, с.25]. Причины возникновения табу, к сожалению, остаются неизвестными до сих пор, что, тем не менее, не мешает нам строить логические предположения о возможных способах образования общностей, а впоследствии и государства.

“Немецкий этнограф Вундт называет табу самым древним неписаным законодательным кодексом человечества. Общепринято мнение, что табу древнее богов и восходит к временам, предшествующим какой бы то ни было религии. “ [3,25]. Соответственно, можно судить о том, что анимистическое восприятие мира было положено в основу первой системы санкций. Прообраз правовой системы, внутреннее ощущение ответственности за нарушение табу является признаком государства, поскольку это ограничивало абсолютную свободу каждого участника общественных отношений в пользу всеобщей пользы, выживания.

На основании вышесказанного можно заключить, что объединение людей происходило посредством интеграции оных в целях преодоления коллективных фобий, путем подавления бессознательных первобытных страхов объединяясь в группы, формируя тем самым постоянно действующий социум. Впоследствии, сублимация страхов происходила по пути создания, несомненно, положительных элементов культуры — права, искусства и морали. Тем самым, становление государства было основано на глубинных причинах психологии в сфере бессознательного человека.

 

Литература:

 

  1.                З. Фрейд “Тотем и табу”. СПБ., 2014.
  2.                Лебон “Психология масс”.
  3.                З.Фрейд “Психология масс и анализ человеческого я”. СПБ, 2015.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle