Библиографическое описание:

Сабитов Ж. М. Численность казахов в средневековье // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 744-746.



 

Вопрос о численности казахов в средневековье мало становился объектом пристального научного изучения. Ниже, мы постараемся проследить динамику численности казахов в средневековье по письменным источникам.

Исин А. проследил динамику роста численности населения, подвластного Касым-хану.

1509/10 год — 200 тысяч.

1509–1511 годы — свыше 200 тысяч и до 300 тысяч

1515/16 Год — 1 миллион [2, 58].

Исин А. считает, что увеличение территории на Западе и увеличение количества улусных людей у Касыма [2, 59]. Согласно Алам арайи Шах Исмаил, у Касым-хана в 1513 году было 700 тысяч войска [1, 280]. Увеличение подвластного населения с 200 тысяч в 1509 году до 700 тысяч в 1513 году вызвано уходом Бурундука (все его подчиненные ушли к Касыму, который был избран ханом). Увеличение численности с 700 тысяч до 1 миллиона человек вызвано присоединением части ногайских владений. Мангыты начинают упоминаться как часть Казахских войск. Видимо в то время Агиш и Алач, сыновья Ямгурчи присоединились к Казахскому ханству и стали «казахскими князьями». Оценочно их вклад в население Казахского ханства составлял около 300 тысяч человек (увеличение населения с 700 тысяч до 1 миллиона вызвано присоединением мангытских владений). В последующем, Тахир-хан (племянник Касым-хана) растерял всю свою поддержку среди населения Казахского ханства. Количество населения Казахского ханства уменьшилось с 1 миллиона человек до 400 тысяч. С одной стороны это было вызвано уходом мангытов во главе с Алачем и Агишем (оценочно 300 тысяч). А также уходом части казахов из-под власти «жестокого» Тахир-хана. К примеру, отмечается тот факт, что 300 тысяч казахов в 1535 году во главе с казахским ханом Ходжа Мухаммедом и его 15 сыновьями жили у ногайского правителя Сейдяка (Шейдяк, Саид-Ахмед) [14, 58]. Таким образом, 600 тысяч бывших подданных Касым-хана (300 тысяч казахов и 300 тысяч ногаев) ушли из под власти Тахир-хана и подчинились Ногайской орде.

Очень интересным является сообщение Мухаммеда Хайдара Дулати: В тридцатом (1524) году казахов было тысяча тысяч (миллион) человек, а в сорок четвертом (1537) из этого числа людей не осталось на земле и следа [11, 348]. Это сообщение не стоит понимать буквально. Казахи не исчезли с лица земли, просто они по многим причинам исчезли как независимое государство. Часть казахских правителей приняло подданство Ногайского правителя (Ходжа-Мухаммед и его 300 тысяч казахов в 1535 году были подданными Ногайской Орды). Другая часть, видимо впала в зависимость от Могульских и Шибанидских правителей.

Здесь мы подходим к вопросу о том, кого средневековые авторы называли казахами. Ранее мы высказывали точку зрения, что все население Дешт-и Кипчака было однородным, при этом в арабских, русских, европейских источниках, оно называлось «Татары», а в среднеазиатских источниках «Узбеки» [12]. На деле же у кочевого населения Улуса Джучи на первом плане была родовая идентичность. Появившиеся позже название Ногайцы, Шибаниды, Казахи и т. д. больше говорили о принадлежности к политической партии. При этом человек за всю жизнь мог побыть и казахом и ногайцев, как известные ногайские мурзы Алаш и Агиш из рода Ак-мангыт, либо казахом и узбеком, как известный Ялангтуш (Жалантос) из племени Алчин, служивший изначально узбекскому хану Имамкули, но под конец жизни ставший служить казахскому хану Жангиру.

И Алаш и Агиш от того что становились «казахами» не переставали быть мангытами, а Жалантос не переставал быть алчином. Более того, их родовая принадлежность для них была изначально важнее, чем принадлежность к политической партии. Ведь партию всегда можно было сменить, а род сменить нельзя было.

Справедлива также идея Радика Темиргалиева, высказанная в личной беседе, звучащая следующим образом: Ногайская Орда и Казахское ханство это, по сути, аналог ГДР и ФРГ. Население было одинаковым, но правящие элиты были разные, с разными политическими установками.

Примечательно, что даже у Кадырали Жалаири в его сочинении ни разу не упомянут этноним казах. Казахов он называет узбеками, то есть он не выделяет казахов как нечто отличное от остальных политических группировок (Шибанидов, ногайцев и т. д.). Таким образом, стоит резюмировать, что под Казахами в XVI веке стоит понимать кочевое население Дешт-и Кипчака, которое признавала власть династии потомков Урус-хана (Джанибека и Керея). Резкие колебания численности казахов (вплоть до их полного «уничтожения») связаны с тем, что численность подданных Казахских ханов то уменьшалась, то увеличивалась. В XVI Веке любой кочевник мог стать казахом, признав верховенство Казахских ханов, а позже он мог перестать быть казахом и стать ногайцем, признав верховенство ногайских мурз. В то время отличия казахов от узбеков-шибановцев и Ногайцев, а также от астраханских, сибирских, крымских татар и т. д. было минимально.

В конце 16 века, согласно данным Кадырали Жалаири, казахов насчитывалось 50 тысяч мужчин, из них 20 тысяч относились к племени Катаган, а остальные 30 тысяч относились к разным племенам [16, 172]. Если следовать классическому соотношению количества войска к населению в кочевых обществах (20 %), то казахов тогда насчитывалось около 250 тысяч, из которых 100 тысяч были представителями рода Катаган, остальные были представителями разных племен. После 1627 года, количество Катаганов резко снизилось в составе казахов из-за репрессий против них, предпринятых Ишим-ханом (1598–1628), так как катаганы были сторонниками его соперника Турсун-Мухаммеда. На данный момент, потомками катаганов являются племя Шанышкылы, проживающее в основном в Ташкенте и его окрестностях.

В сочинении Тарихи Кипчак-хани написано, что в 1640-х годах казахи выставляли один лак всадников (100 тысяч войска) [15, 48]. По нашему мнению, в этот лак входили и каракалпаки, которые были зависимы от казахских ханов.

Спустя век после Кадырали Жалаири встречаются следующие цифры численности казахов: при Тауке-хане (1680–1715) количество его войска составляло 80 тысяч человек [3, 413]. Согласно показаниям атамана казачьих войск Федора Михайлова, ханы Каип и Абулхаир могли выставить около 60 тысяч конницы [4, 295].

Согласно посланию Абулхаир-хана, казахов было 40 тысяч кибиток [8, 369]. Существует точка зрения, согласно которой в годы великого бедствия погибло две трети всех казахов [8, 133]. Согласно Ходжамкули-бек Балхи из 300 тысяч казахов, погибло 100 тысяч казахов, а более 150 тысяч домов казахов бежало в сторону Самарканда [8, 132]. При этом российские источники не фиксируют столь резкого падения численности казахов, говоря всего лишь о 5000 плененных казахских семей [8, 130]. Здесь нам кажется, что цифры потерь казахов в две трети населения завышены. В реальности погибло много людей (возможно пропорция одна треть из Ходжамкули-бек Балхи ближе к истине), но здесь стоит отметить, что казахи по численности смогли быстро восстановится и уже Букенбай Табын оценивал количество казахов в 80 тысяч человек [5, 91], как при Тауке-хане.

В послании Койбагара Кобякова от 1726 года отмечается, что всего казахов до 100 тысяч военных [4, 354].

Около 1750 года Тевкелев А. отмечал, что Средний жуз наиболее многочисленен, после него идет Младший жуз и уж после них Старший жуз, при этом Средний и Младший жуз могли выставить 130 тысяч всадников и еще столько же имея в резерве, а Большая Орда сможет выставить всего 20 тысяч всадников [5, 322]. В другом месте отмечается, что каждая орда насчитывает до 30 тысяч людей, кроме стара, мала и женского пола, при этом численность башкир сопоставима с одним из жузов [9, 389]. Скорее всего первое свидетельство о 260 тысячах воинах с двух жузов является опиской и имелось ввиду, что два жуза могут выставить 30 тысяч войска и 30 тысяч резерва. В этом случае цифры совпадают с цифрами Тевкелева А. в других частях. Получается, что казахов тогда насчитывалось 80 тысяч войска (прямое указание Букенбая), из которых, по мнению Тевкелева, 60 тысяч представляли Средний и Младший жузы («30 тысяч войска и 30 тысяч резерва»), а 20 тысяч было из Старшего жуза. Таким образом, подтверждаются численность казахов времен Тауке и Букенбая.

Согласно Рычкову количества войска у киргизов от 20 до 30 тысяч человек [6, 68], башкиров от 20 до 25 тысяч человек [6, 70]. У каракалпаков 10 тысяч кибиток (по их словам) и 15–20 тысяч войска [6, 73]. У казахов Младший и Средний жузы могли легко собрать от 40 до 50 тысяч человек, в то время как Старший жуз давал только 10 тысяч воинов [6, 74]. Курама могли выставить 1000 человек [6, 75].

В 1783 году генерал-поручик Апухтин оценивал количества войска Среднего и Младшего жузов до 100 тысяч [6, 267].

В 1804 году Гавердовский оценивал количество казахов следующим образом:

Старший Жуз: 70 000 семей [7, 406]

Средний Жуз: 169 400 семей [7, 411]

Младший Жуз: 169 500 семей. Итого: 408 900 [7, 420] (до 3 миллионов).

Капитан Андреев в 1790 году оценивал численность Среднего Жуза в 176 400 семей.

По данным Левшина А. в 1820–1830 годах казахов насчитывалось 2,5–3 миллиона человек.

Старший Жуз: 100 000 семей

Средний Жуз: 210 000 семей

Младший Жуз: 190 000 семей. Итого: 500 000 семей [9, 288].

Таким образом, к началу 19 века численность казахов превысила 2 миллиона человек. Здесь можно согласиться с мнением Темиргалиева Р. [13]: столь огромный рост с 400 тысяч до 2 миллионов можно объяснить несколькими факторами, главный из которых резкое увеличение количества пастбищ у казахов. Здесь стоит отметить, что в кочевом обществе количество населения лимитировано количеством скота, а количество скота ограничено количеством пастбищ, таким образом, рост численности возможен либо при оседании кочевого народа (смена типа хозяйственной деятельности), либо при увеличении количества пастбищ. В 1750-х годах Китайская империя Цин провела чудовищный по своим масштабам геноцид джунгар, обитавших на территории современных Западной Монголии, Восточного Казахстана и северной части Синцзян-Уйгурского Автономного Округа Китая. До этого численность джунгар превышала численность казахов и была приблизительно равна одному миллиону человек. Количество джунгар резко снизилось и джунгары перестали контролировать всю свою подвластную территорию. Эта территория стала объектом захвата казахскими родами. Кроме того, на Западе Казахстана Младший Жуз смог отвоевать земли от Эмбы сначала до Урала, а потом после откочевки калмыков в пределы бывшей Джунгарии в 1771 году, расширить свои границы вплоть до Астрахани и Волги (хотя владения Букеевской Орды не доходили до Волги). Также племя Адай в 18 веке, смогло завоевать у туркменов полуостров Мангышлак. Таким образом, территория подвластная казахам с 1730 по 1810 годы увеличилась в несколько раз. При этом численность казахов выросла, как минимум в 5 раз с 400 тысяч до 2 миллионов.

По переписи 1897 года в Российской империи насчитывалось 3745 тыс. казахов, а в границах Казахстана на 1927 год — 3392 тыс. [10, 93].

Подводя итоги статьи, стоит отметить, что со времен Тауекель-хана численность казахов неуклонно росла. В конце XVI века, количество казахов составляло 250 тысяч населения (50 тысяч войска), в начале XVIII века у казахов примерно было 80 тысяч войска, то есть 400 тысяч населения. В течении XVIII века численность казахов резко выросла примерно в пять раз (в этом мы абсолютно согласны с мнением Радика Темиргалиева), достигнув цифры в 2 миллиона человек. Этот рост был связан с тем, что казахи смогли захватить земли, на которых ранее жили калмыки (Земли Западного Казахстана к западу от Эмбы до Волги), джунгары (Восточный и Северный Казахстан, современный Синцзян-Уйгурский Автономный район) и туркмены (Мангыстау) и т. д.

 

Литература:

 

  1.      Атыгаев Н. А., Джандосова З. А. Сведения «Āлам-ара-йи шах Исмаил» о казахах и казахском ханстве XVI века//Материалы Международной научно-практической конференции «История Казахстана: Инновационные концепции и периодизация как приоритет научного познания» г. Алматы, 18 апреля 2013 года. С. 273–282.
  2.      Исин А. И. Казахское ханство и Ногайская Орда во второй половине XV-XVI вв. Алматы. 2004. 160 с.
  3.      История Казахстана в русских источниках. Том 1. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. 704 с.
  4.      История Казахстана в русских источниках. Том 2. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. 448 с.
  5.      История Казахстана в русских источниках. Том 3. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. 484 с.
  6.      История Казахстана в русских источниках. Том 4. Алматы. Дайк-Пресс. 2007. 368 с.
  7.      История Казахстана в русских источниках. Том 5. Алматы. Дайк-Пресс. 2007. 620 с.
  8.      История Казахстана с древнейших времен до наших дней в пяти томах. Том 3. Алматы. 2000. 768 с.
  9.      Левшин А. И. «Описание Киргиз-Казачьих или Киргиз-Кайсацких орд и степей» Алматы. Санат. 1996. 656 с.
  10. Масанов Н. Э. «Кочевая Цивилизация Казахов: основы жизнедеятельности номадного общества». Алматы. 2011. 740 с.
  11. Мирза Мухаммад Хайдар. Тарих-и Рашиди (перевод А. Урунбаева, Р. П. Джалиловой). Ташкент. Фан. 1996.
  12. Сабитов Ж. М. О происхождении этнонима узбек и «кочевых узбеков»// Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Выпуск 4. Казань: ООО «Фолиант», Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2011. C. 166–173.
  13. Темиргалиев Р. «О некоторых цифрах казахской истории». http://www.zonakz.net/articles/31424?mode=reply
  14. Трепавлов В. В. Орда самовольная. Кочевая империя ногаев XV-XVI вековКвадрига 2013. 224 с.
  15. Тулибаева Ж. М. «Тарих-и Кипчак-хани» как источник по истории казахов XVI — начала XVIII веков.//Известия Национального центра источниковедения и историографии. Астана, 2012. № 3 С.45–55.
  16. Қазақстан тарихы туралы түркi деректемелерiXV–XIX ғасырлар шығармаларынан үзінділер. Том 5. — Алматы: «Дайк-Пресс», 2006. — 440 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle