Библиографическое описание:

Сабитов Ж. М. Хронология правления казахских ханов в XV — середине XVI века // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 737-744.



 

Наиболее спорным вопросом в истории Казахского ханства является вопрос хронологии правления Казахских ханов в XVI веке. Эту проблему рассматривали Абусеитова М. Х. [2], Султанов Т. И. [21], Исин А. [10], Атыгаев Н. А. [6] [7] и многие другие авторы.

Султанов Т. И. приводит следующую хронологию правления Казахских ханов:

  1. Гирей и Джанибек (не раньше 1470/71-не раньше 1473/74)
  2. Бурундук-хан (1473/74–1511)
  3. Касим (1511–1518)
  4. Мамаш (1518–1521/22)
  5. Тахир (не позднее 1523/24-не раньше 1531/32)
  6. Буйдаш (не раньше 1531/32–1559/60)
  7. Хак-Назар (после 1548/49–1580)
  8. Шигай (1580–1582) [21, 135–136]

Также отдельно Султанов Т. И. выделяет Ахмет-хана (убит ногайским Сейдак-беком) и Тугум-хана (убит в 1537–38 годах в местности Чагат) [21, 183–184]. Абусеитова М. Х. считает, что Тахир умер между 1529 и 1533 годами [2, 44]. Исин А. обосновывает точку зрения, что Касым умер в начале 1521 года, ближе к весне [10, 62]. С чем согласился Атыгаев Н. А. [6, 26]. Трепавлов В. В. на основе сообщений Литовской метрики, соглашается с версией Исина А.[22, 55].

Атыгаев Н. А. предлагает свою хронологию правления Казахских ханов:

  1. Керей (1465/66–1473/74)
  2. Бурундук (1473/74–1509)
  3. Касим (1509–1521)
  4. Мамаш (1521–1522)
  5. Тахир (1522–1531/32)
  6. Бауш (1531/32–1537)
  7. Тугум (1537–1551)
  8. Хак-Назар (1551–1580/81) [7, 51] [6, 24]

Остановимся на каждом хане подробнее:

  1.      Керей. Как известно Керей был также известен как Ахмед-хан [11, 262]. Атыгаев Н. А. пишет в своей статье 2012 года, что имя Керей-хана в последний раз в источниках встречается в 1473–74 годах. [6, 25]. Но при этом, Атыгаев Н. А. не знаком с нашей статье 2011 года, где мы на основе критического анализа источников Шейбанидского круга доказываем, что Керей-хан был жив еще после смерти Буреке в 1481 году. Как известно приход Керей-хана под Туркестан заставил Мухаммеда Шейбани уйти в Бухару на два года [19, 61]. Таким образом, мы можем датировать правление Керей-хана вплоть до 1480-х годов (Керей умер после 1481 года). Здесь мы можем согласиться с общепринятым мнением, что Джанибек признавал первенство Керея и впоследствии его сына Бурундука.
  2.      Бурундук, впервые упомянут как хан, в связи с попыткой избрать Мухаммеда Шейбани ханом в Ногайской Орде. По нашему мнению, это событие имело место быть после смерти Аббаса (1490-ые). Таким образом, воцарение Бурундука стоит датировать не позднее 1490-х годов.
  3.      Атыгаев Н. А. считает, что Касым стал ханом в 1509 году, аргументируя этот тезис тем, что к этому времени Касым стал фактическим правителем Казахского ханства. Но здесь стоит отметить, что фактический и формальный правитель — это большая разница. Датировать начало правления Касым-хана надо с момента формального воцарения и отъезда Бурундука, а не с того периода, как он стал весомой политической фигурой и фактическим правителем казахов. Еще в 1512 году Бурундук был в Сарайчике. По мнению Атыгаева Н. А. в этот год он выехал к дочери, покинув Дашт-и Кыпчак. Год вступления Касым-хана на престол по нашему мнению, является 1513 год. Именно в этот год Шибанид Джанибек посетил Касыма и увидел большое сборище людей, где присутствовали 1200 эмиров, а также эмиры со всей степи [4, 279]. Это событие произошло после смерти Наджм ас-Сани. Согласно Мухаммед Хайдару Дулати убийство эмира Наджма произошло в начале зимы 918 (декабрь 1512) года хиджры [15, 352]. Таким образом, поездка Джанибека к Касыму произошла в 1513 году. По нашему мнению, такое большое количество эмиров у Касым-хана во время приезда Джанибека свидетельствует о том, что это собрание было не случайным. По нашему мнению, такое большое количество эмиров собралось для возведения Касым-хана на престол (Бурундук выехал из степи в 1512 или самом начале 1513 года). Джанибек же приехал после воцарения Касым-хана и застал всех собравшихся эмиров у Касым-хана. При этом приезд Джанибека произошел после набега Касым-хана. Как писал Мухаммед Хайдар Дулати: «Перезимовав в Каратале, Касим хан решил ранней весной вернуться в родные края, когда к нему явился человек от Катта бека вместе с главами Сайрама и преподнес ключ от Сайрама. Касим хан его принял. Затем он направился в Тараз, который моголы называют Йанги. Впереди себя он отправил одного из своих эмиров; Катта бек сдал ему Сайрам и пошел к Касимхану на службу, побуждая его [идти на Ташкент]. Касим хан с огромным войском отправился на Ташкент. Суйунджик хан укрепился в крепости Ташкента. Касим хан явился, провел ночь у крепости и ушел, разграбив окрестности Ташкента и захватив с собой все, что только мог найти» [15, 349–350].

Как мы знаем, после этой встречи Касым-хан отправил своего сына Абулхаира помочь Шибанидам отомстить персидскому шаху. Но в 919 году хиджры Абулхаир погиб в битве с кызылбашами [25, 117]. Это произошло, с одной стороны из-за самоуверенности Абулхаира. «Убейдулла-хан умолял Абулхайр-хана: «Дайте мне остаться позади войска. Если ших-оглы начнет наступление, то я приду к тебе на помощь». Абулхайр-хан посмеялся и сказал: «Вы боитесь, но вы правы. Я сам хочу выйти на поле ботвы и захватить его [шаха]» [25, 119]. С другой стороны, Шибаниды, видя такое высокомерие Абулхаира, начали вести свою игру. После смерти в бою Абулхаира, «войска Дашта потерпели поражение и, оставив свои палатки, имущество, барабаны и все вещи, начали бежать и переправляться через реку Джейхун. Хотя еще [воины] полностью не переправились, [люди Убейдуллы-хана] оттянули паром и 30 тыс. Даштских узбеков осталось на другом берегу», после битвы «[Убейдулла-хан, Мухаммед Тимур-султан и Джанибек-султан, посоветовавшись, решили отправить посредником к шаху Исмаилу Ходжу Абдурахима Накшбенди. Ходжу с многочисленными подарками переправили через Амударью. Исмаил I принял Ходжу Абдурахима. Шах взял с Шейбанидов клятву, что до конца его жизни они не будут переходить через Амударью с враждебными намерениями» [25, 121–122]. Исин А. проследил динамику роста численности населения, подвластного Касым-хану.

1509/10 год — 200 тысяч.

1509–1511 годы — свыше 200 тысяч и до 300 тысяч

1515/16 Год — 1 миллион [10, 58].

Далее Исин А. приходит к мнению, что увеличение территории на Западе и увеличение количества улусных людей у Касыма [10, 59]. Здесь можно добавить данные из Алам арайи Шах Исмаил, согласно которому у Касым-хана в 1513 году было 700 тысяч войска [4, 280]. Увеличение подвластного населения с 200 тысяч в 1509 году до 700 тысяч в 1513 году вызвано уходом Бурундука (все его подчиненные ушли к Касыму, который был избран ханом) и отсутствием каких-либо серьезных политических соперников в степях Восточного Дашт-и Кыпчака (Отсутствовали ханы в Сибирском ханстве, Большая Орда была разрушена). А увеличение численности с 700 тысяч до 1 миллиона человек вызвано присоединением части ногайских владений. Мангыты начинают упоминаться как часть Казахских войск. Видимо в то время Агиш и Алач, сыновья Ямгурчи присоединились к Казахскому ханству и стали «казахскими князьями». Оценочно их вклад в население Казахского ханства составлял около 300 тысяч человек (увеличение населения с 700 тысяч до 1 миллиона вызвано присоединением мангытских владений). Также интересны сведения Мухаммеда Хайдар Дулати о встрече Касым-хана и Саид-хана: «Следом пришло сообщение, что Касим хан напал в Ташкенте на Суйунджик хана. [Са'ид] хан спешно направился в Ташкент. Когда он достиг перевала Кандарлик, расположенного между Ферганским и Ташкентским вилайатами, пришло известие о возвращении Касим хана. Хан также вернулся назад в Ахси и, укрепив крепости Ферганского вилайата, направился к казахам в надежде вновь поднять их на Ташкент. В то время возраст Касим хана, перевалив за шестьдесят, приблизился к семидесяти годам, а [Са'ид] хан был в расцвете молодости — ему было под тридцать. Касим хан, принося свои извинения за то, что из-за преклонного возраста не может встретить хана, повелел тридцати-сорока султанам из рода Джучи, некоторым из которых было по пятьдесят-шестьдесятлет, вроде Джаниш хана, Танишхана, Мумаш хана, Джан Хайдар султана, Кариш султана и других, преклонить колени перед ханом и приветствовать его. Был конец лета. Казахи по приказу Касим хана направились на зимовку. Касим хан сказал: “Выступить сейчас на Шайбана очень трудно. Надо, чтобы уже сейчас люди подумали о зиме. В это время войско не соберется”. И он вежливо отказался выступить в поход. Однако Касим хан отпустил хана с большими почестями, а сам перебрался в родные места. Хан вернулся от него очень довольный и поехал в Андижан. Был месяц тир (июнь — июль). Один из придворных ученых на это событие нашел хронограмму в словах: “Ашти-йн казах” (“Мир с казахами”) — 919 (1513–1514) год» [15, 351–352].

Данное сообщение свидетельствует о том, что союз Касым-хана и Шибанидов в 1513 году не был известен могульскому хану. Выступление Абулхаира в поход против кызылбашей началось в первой половине 1513 года (к концу лета его нет в ставке, при этом он погибает в этом же году). Вежливый отказ со стороны Касым-хана вызван союзом с Шибанидами

  1.      После смерти Касым-хана согласно грамоте Занко Зудова два султана боролись ха ханский престол. Как отмечает Атыгаев Н. А., победу в этом конфликте одержал Мамаш, сын Касым-хана [6, 26]. Погиб Мамаш в 928 году хиджры (01.12.1521–19.11.1522). Трепавлов В. В. отмечает сведения из литовской метрики о царе Буйдаше Касымовиче, при этом допуская две версии: наличие у Касым-хана сына с именем Буйдаш (при существовавшем Буйдаше, сыне Адика, племяннике Касыма), либо ошибка при передаче данных, когда Буйдаш, сын Адика был назван Касымовичем. Сам Трепавлов В. В. склоняется ко второй точке зрения [22, 56]. По нашему мнению, первое кратковременное воцарение Буйдаша шло параллельно с воцарением Мамаша и он был «вторым султаном», боровшимся за ханский престол. Основой его войска были бывшая элита Ногайской Орды, князь Алач и Агиш, дети Ямгурчи, которые вскоре свергли его. Около 1522 года Буйдаш лишился своего престола.
  2.      После Мамаша, согласно источникам ханом стал Тахир. Как известно, его сына звали Суламиш, причем Суламиш упомянут с эпитетом хан [11, 275]. Видимо, он считался младшим соправителем отца. Тахир растерял всю свою поддержку среди населения. Количество населения Казаъхского ханства уменьшилось с 1 миллиона человек до 400 тысяч. С одной стороны это было вызвано уходом мангытов во главе с Алачем и Агишем (оценочно 300 тысяч). А также уходом части казахов из-под власти «жестокого» Тахир-хана. К примеру, отмечается тот факт, что 300 тысяч казахов в 1535 году во главе с казахским ханом Ходжа Мухаммедом и его 15 сыновьями жили у ногайского правителя Сейдяка (Шейдяк, Саид-Ахмед) [23, 58]. Таким образом, 600 тысяч бывших подданных Касым-хана (300 тысяч казахов и 300 тысяч ногаев) ушли из-под власти Тахир-хана и подчинились Ногайской орде. Также стоит отметить, что Тахир воевал с Ташкентским правителем Кельды-Мухаммедом (правил в 1525–1532/33 годах) и потерпел поражение от него под Туркестаном. Причем большая часть его войска состояла из кыргызов [20, 147–148]
  3.      После Тахира, согласно Мухаммед Хайдару Дулати, правил Буйдаш. Атыгаев Н. А. сомневается в этих сведениях, считая, что после Тахира правил Бауш, брат Буйдаша, погибший в 1537 году [5]. Но здесь стоит возразить. Бауш упомянут один раз у Кадырали Жалаири, как единоутробный брат Буйдаша и без титула хан [8, 160]. У Мухаммеда Хайдар Дулати, после Тахир-хана упомянут как казахский хан Буйдаш (таково написание в 2 копиях из пяти, другие варианты написания имени Буйлаш, Бутлаш, Бирилаш [15, 106]) и Буслаш(в двух копиях — Буйлаш, в одной — Булаш) [15, 349]. Как мы видим, спутать это имя (Буйдаш) с Бауш немного проблематично. Как мы знаем, Буйдаш был женат на Махим ханим, сестре Абд ар-Рашид-хана [15, 199]. Кроме того, отмечается тот факт, что он был также женат на дочери Абд ар-Рашид-хана:

«Свою сестру Бади ал-Джамал ханим он отдал в жены Буйдаш султану б. Адик султану узбек-казаку. Когда узбеки Шайбана, объединившись, разбили узбек-казаков, то Буйдаш султан как зять с надеждой вошел к Рашид султану. А тот стал угрожать ему смертью, если он не даст развода Бади ал-Джамал ханим. И у такого благородного царевича, который был вполне достоин этого брака, он отобрал [Бадиал-Джамал-ханим] и отдал Мухаммади» [15, 567].

Здесь с прочтением Буйдаш-султан не согласен Султанов Т. И. Он сравнил 4 рукописи Тарихи Рашиди (Ленинградские списки B648, C395, C394, D71) и пришел к выводу, что в трех списках указано имя Бауш, а в четвертом имя Бадш, которое в арабской графике легко спутать с Бауш. Также апеллируя к переводу Д. Росса где переведено имя как Бауш, Султанов т. И. показал, что вполне возможно, мужа Бади ал-Джамал звали Бауш [21, 152]. Но при этом Султанов Т. И. не сомневается в прочтении имени преемника Тахира как Буйдаш-хан. Кроме того, стоит отметить, что Бауш упомянут в Тарихи Рашиди без приставки хан, а с титулом султан, в то время как Буйдаш упомянут с титулом хан. Таким образом, можно согласится с мнением Султанова Т. И. (и не согласиться с интерпретацией Атыгаева Н. А.), что ханом после Тахира стал Буйдаш, а зятем Абд ар-Рашида (муж его дочери) был Бауш. Буйдаш также был зятем Абд ар-Рашида, но он был женат на его сестре Махим-ханым.

Кроме того, отрывок из Литовской метрики свидетельствует в пользу более ранней активной политической деятельности именно Буйдаша, который в 1521–1522 годах кратковременно правил и боролся с Мамашем при поддержке ногаев за общеказахский трон. В то время как Бауш как активный участник политических и военных событий тех лет не упоминается (два коротких упоминания у Кадырали Жалаири и Мухаммед Хайдара Дулати). Вряд ли Бауш погиб в 1537 году в Синташском сражении, как считает Атыгаев Н. А. В пользу такого предположения, нет никаких аргументов. Также стоит отметить, что ни в одном сочинении Бауш не назван с эпитетом хан в отличии от других Чингизидов, которые реально правили в Казахском ханстве. Как известно, Буйдаш погиб в 1559–1560 годах в битве с Дервиш-ханом, сыном Науруз-ахмеда.

Очень интересным является сообщение Мухаммеда Хайдара Дулати: В тридцатом (1524) году казахов было тысяча тысяч (миллион) человек, а в сорок четвертом (1537) из этого числа людей не осталось на земле и следа [15, 348]. Это сообщение не стоит понимать буквально. Казахи не исчезли с лица земли, просто они по многим причинам исчезли как независимое государство. Часть казахских правителей приняло подданство Ногайского правителя (Ходжа-Мухаммед и его 300 тысяч казахов в 1535 году были подданными Ногайской Орды). Другая часть, видимо впала в зависимость от Могульских и Шибанидских правителей. Начиная с 1530-х годов, хронология правления казахских ханов не известна достоверно.

В разных источниках упомянуты разные казахские ханы: Дафтари Чингиз-наме пишет о доспехах трех казахских правителей: Касим-хана, Эркельди-сулатана и Аваз-хана [16, 127]. Здесь, безусловно, Касим-хан из этого сочинения — это Касым-хан (1513–1521). Эркельди-султана можно отождествить с Кельды-Мухаммедом, Шибанидским правителем Ташкента [1, 80] (Эр — это эпитет «Храбрый»), либо жившим позднее казахским Чингизидов Кельды-Мухаммедом [1, 197] [14, 300]. Аваз-хана трудно отождествить с каким-либо казахским ханом. Кадырали Жалаири, кроме уже названных ханов, добавляет к ним таких ханов (Чингизидов с эпитетом хан) как Усек-хан, Жадик-хан, Кожаш-хан, Тогум-хан, Ахмед-хан, известный среди узбеков как Ахмат-хан (Ранее считалось, что его звали Узбек либо Ахмат-хан).

Судя по сведениям Мухаммеда Хайдара Дулати, Усек и Джадик не были при Касым-хане ханами (не были младшими ханами) в 1513 году.

Ниже мы перечислим казахских ханов и султанов, которые воевали с ногаями или погибли в борьбе с ними.

  1.      По именам с эпитетом хан упомянуты Усек-хан и Кожаш-хан [8, 160].
  2.      В 1535 году, у Шейдяка жил Казахский хан Ходжа Мухаммед с 15 сыновьями и 300 тысячами казахов. Исин А. отождествляет его с Ходжа-Мухаммедом братом Бурундук-хана [13, 452]. Мы не согласны с такой трактовкой. По нашему мнению, данный Ходжа-Мухаммед может быть отождествлен с Кожаш-ханом, сыном Адика [21, 152]. Сокращенные имена не редкость среди казахов. Так Иш-Мухаммед становился Ишимом (сын Шигая), Шайх-Мухаммед — Шайхимом (сын Шигая), Дин-Мухаммед — Тынымом (Сын Хак-Назара). Кожаш, по нашему мнению это сокращение от полного имени Ходжа-Мухаммед [18, 92].
  3.      Сын Усек-хана Болат-султан погиб в ногайской битве (войне) [8, 167]. По нашему мнению данного Булата можно отождествить с Хан-Булатом (шурин Шейдяка), которого ногайцы пытались поставить ханом в 1537 году. Видимо, Булат либо правил совсем короткий срок, либо не был возведен на ханский престол, погибнув в одной из ногайских междоусобиц (ногайская война (битва)). Одной из таких междоусобиц было свержение самого Шейдяка, когда он потерял звание бека и оказался в Ургенче или Бухаре [23, 63]. Видимо, попытка возвести своего шурина Булата на трон, стоило Шейдяку бекского титула. Здесь мы не согласны с мнением Трепавлова В. В., который отождествляет данного Хан-Булата с Хак-Назаром [23, 59]. Ахметов А. отождествляет данного Болата с известным из источников другим сыном Усека (Болекей-Куян)[1].
  4.      Ахмед (Ахмат-хан) погиб от рук Урака на войне с беком Шейдяком [8, 168]. Здесь стоит отметить, что его смерть датируется, видимо не позднее 1540-х годов, так как Шейдяк еще бек и Урак находится в его подчинении. Данного Ахмат-хана можно отождествить с Ахмед-Гиреем, сыном Хак-Назара [17, 182], который правил на территории современной Башкирии, как и его отец Хак-Назар. Также известно, что сестра Хак-Назар-хана была замужем за ногайским Шейх-Мамаем. В пользу отождествления Ахмата и Ахмат-Гирея свидетельствуют следующие аргументы. Как известно, Хак-Назар убил Алчагир-мурзу[2] (Алтакар в первоисточнике). Сын Алчагира Урак позже убил Ахмат-хана. Вполне возможно, Урак этим убийством совершил акт кровной мести, отомстив за отца, убив сына убийцы своего отца. Такие явления не были редкими. Шибаниды также мстили некоторым Казахским Чингизидам. К примеру, Шибанид Хамза, мстя за брата Джаныш-султану, убил Ахмада, сына Джаныш-султана [21, 154]. Стоит отметить, что Трепавлов В. В. отождествляет башкирского Ахмет-гирея с братом Кучума [24, 114–115], хотя, по нашему мнению, эта точка зрения слабо обоснована.
  5.      Джадик-хан погиб вместе с одним сыном в местности Жыланды (Иланды), сражаясь с Шагым-мурзой [8, 168]. Если следовать общепринятому отождествлению Шагим=Шейх-Мухаммед (сын Мусы), то получается, Джадик погиб в 1510-х годах или чуть ранее. Если же предположить, что под Шагимом можно понимать Шейх-Мамая, правившего после Шейдяка, то Джадик погиб позже в 1520–1530-х годах. В пользу второй точки зрения косвенно свидетельствует Кадырали Жалаири, не знающий Шейх-Мухаммеда, но знающий Шейх-Мамая. Во втором случае Джадик погиб до прихода Шейх-Мамая к власти (до 1541 года). Кадырали Жалаири отмечает, что Шейх-Мамай правил, но беком не был [8, 165]. Стоит отметить, что Шейх-Мамай воевал с Шейдяком, причем шурином (брат жены) Шейх-Мамая был Хак-Назар, а шурином Шейдяка был Хан-Булат (видимо Булат, сын Усека). Таким образом, мы можем предположить, что в ногайских междоусобицах Шейх-Мамая и Шейдяка принимали участие казахские ханы и Чингизиды. Шейх-Мамай вместе с Хак-Назаром и Ахмед-Гиреем воевали с Шейдяком и Булатом (сын Усека). Причем Ахмед-Гирей погиб от рук Урака в «войне с Шейдяком», а Булат также погиб в «ногайской войне».

Очень интересным является вопрос о времени гибели Тогума. Султанов Т. И. датирует его смерть 1537 годом. Атыгаев Н. А. 1551 годом. Здесь стоит отметить, что потомство Тогума называлось Тогыз Сары (9 рыжих). Такие названия в Казахских родах не редкость. К примеру, известны Торткара (потомки четырех братьев, которые были слишком смуглыми (кара), что их выделяло на общем фоне). Другой подрод Бескара, среди рода Керей (потомки пяти братьев). Также известен каракалпакский род Бессары (потомки пяти братьев). Исходя из этого, мы можем предположить, что у Тогума было 9 сыновей. Из 37 султанов погибших в бою в Джагате один был племянником Тогума (Башибек), остальные 36, по нашему мнению, были потомками Тогума от 9 его сыновей (а также сами его сыновья). В среднем на каждого сына, в таком случае приходилось по 3 сына (9+29*3). То есть Тогум в битве под Джагатом уже не был молодым, а погиб, будучи дедушкой, вместе со всеми своими потомками. Поэтому, датировка смерти Тогума 1537 годом, нам кажется натянутой (с учетом отсутствия какой-либо даты смерти Тогума). Скорее всего, Тогум погиб в 1550–1560-х годах в почтенном возрасте.

Очень странным является тот факт, что у Кадырали Жалаири не зафиксированы военные конфликты казахов с могульскими и узбекскими ханами, большая часть сведений касается ногайско-казахских войн и битв. Видимо его предки жили среди казахов, подчинившихся ногаям. Его предки участвовали именно в этих политических событиях, а события в Могулистане и войны с Шибанидами (помимо смерти Буйдаша и всех потомков Адика) остались вне поля зрения Кадырали Жалаири.

Рассмотреть Казахско-могульские войны, можно на основе других источников.

Акимушкин О. Ф. рассмотрел данные 6 первоисточников о могульско-казахских войнах и пришел к выводу, что «Абд ар-Рашид круто изменил внешнеполитический курс», заключив союз с традиционными врагами узбеками против бывших друзей казахов [3, 216]

Ниже мы схематично в таблице покажем основные события из первоисточников

 

Фатх Намейи казак Зайн ад-Дина Васифи

Тарихи Хайдари Хайдара бен Али

Первое событие.

Заключен союз между Абд ар-Рашидом и Убайдаллах ханом (правил в 1533–1539 годах) на перевале Ак-Богуз

На перевале Ак-Богуз заключен договор между Будак-ханом и Абд ар-Рашид-ханом. Будак-хан женился на сестре Абд ар-Рашид-хана

Второе событие

В 944 году хиджры (1537 год) Убайдаллах у подножья горы Казыкурд собрал войска против казахов и получил предложение от Абд ар-Рашида об объединении сил в походе против казахов

В 951 году хиджры (март 1544-март 1545 годов) Будак и Абд ар-Рашид встретились на Иссык-куле и вместе разбили казахов [3, 220–221].

Третье событие

4 июля Убайдаллах выступил в поход, 26 июля 1537 году (17 сафара) оба войска соединились в местности Санташ, 27 июля 1537 года казахи были разбиты в бою [3, 218–219].

В 953 году хиджры (1546–1547 годы) Абд ар-Рашид в связи с ложным известием о смерти Будак-хана выступил на Андижан и разгромил его (из-за отсутствия перевода не понятно кто был разгромлен Будак или город Андижан).

 

Здесь стоит отметить, что Акимущкин О. Ф. считает, что оба сочинения описывают одно и то же событие, но масса разнящихся деталей (вплоть до дат и разных имен ханов) позволяет нам думать, что это два разных события, похожие по своей сути. Также стоит отметить, что Акимушкин О. Ф. считает, что упомянутый Будак-хан является известным Шибанидским ханом Бараком (Науруз-Ахмед) [3, 220], который правил в 959–963 годах хиджры (1551/52–1555/56). Его мнение поддерживает Султанов Т. И. [14, 285]. Здесь стоит отметить, что отождествление имен Будак и Барак довольно таки спорно. По нашему мнению Будак-хана можно отождествить с казахским Буйдаш-ханом. Это имя довольно похоже на имя Будак. Кроме того, мы знаем, что у Абд ар-Рашида было 4 сестры и, согласно Мухаммеду Хайдару Дулати, ни одна из них не была замужем за Бараком. Напротив, отмечено, что Махим-султан была замужем за Буйдашем [199]. Учитывая то, что сам Абд ар-Рашид был женат на родной сестре Буйдаша (Чучук-ханым) [26, 139], а Бауш, брат Буйдаша (и шурин Абд ар-Рашида) был женат на дочери Абд ар-Рашида, такой брак и союз не должен удивлять нас. Единственным косвенным контраргументом является тезис о том, что поход был против казахов. Но здесь можно отметить, что, скорее всего, Абд ар-Рашид-хан поддерживал Буйдаша в его борьбе против других казахских ханов. Видимо в 1537 году объединенные войска Абд ар-Рашида и Убайдаллаха разбили Буйдаша и только после этого Буйдаш заключил союз с Абд ар-Рашидом.

Говоря о смерти Абд ал Латиф-султана стоит упомянуть что было 4 источника с разными версиями происходившего события

 

Тазкирейи Хваджа Мухаммад Шариф

Бахр ал Асрар

Хроника Шах-Махмуда Чураса

Аноним

Подготовка к походу

 

Стремительное выступление в поход без узбеков

Поход без помощи узбеков

Пять месяцев подготовки к походу, союз с Науруз-Ахмад-ханом (Абд ар-Рашид запросил помощи у него)

Соперник Абд ар-Рашид-хана

Казахский хан

Буйдаш-хан

Хак-Назар

Хак-Назар

Место битвы

Иссык-куль

Окрестности Иссык-Куля

Эмиль

Артыш (Иртыш)

Последствия битвы

 

Буйдаш-хан бежал, захвачено 9 знамен

Хак-Назар и казахские царевичи перебиты, киргизские эмиры взяты в плен. 7 знамен захвачено

Убит Хак-Назар и его шесть царевичей

 

Здесь, как мы видим, детали походов различаются. По нашему мнению здесь Акимушикин О. Ф. ошибается, считая, что эти 4 свидетельства одного и того же события. По нашему мнению, здесь смешались известия о двух походах: стремительный поход против Буйдаш-хана на Иссык-куль, где Буйдаш спасся. И хорошо спланированный поход на реки Иртыш и Эмиль в Восточном Казахстане против объединенного казахско-киргизского войска (Хак-Назар, по нашему мнению не возглавляя это войско). Оба похода были совершены после смерти Абд ал-Латифа. Первый был совершен из-за эмоционального порыва Абд ар-Рашида, который хотел наказать всех казахов за смерть любимого сына. Первой жертвой стал Буйдаш-хан, не имевший отношения к смерти Абд ал-Латифа и бывший его родным дядей (его сестра была матерью Абд ал-Латифа). Второй поход уже был проведен согласно плану, против другого казахского хана. Скорее всего, оба похода были совершены в один год.

Скорее всего, Хак-Назар действительно был тем самым ханом, с кем воевал Абд ал-Латиф и в битве, с которым он погиб. Но, сам Хак-Назар не мог никак быть убитым в 1550-х годах. Скорее всего, битва на Иртыше и Эмиле это битва Абд ар-Рашида с другим казахским ханом, а именно Тогумом. В результате этой битвы погиб Тогум и все его потомство, а местность Чагат находилась в районе рек Иртыш и Эмиль. Как мы знаем, Иртыш и Эмиль были границами Могульских ханов [26, 242]. При этом Чагат стоит понимать как Чагатай. То есть Тугум погиб на границе улуса Чагатая.

Подводя итоги статьи, хочется привести свою версию хронологии правления Казахских ханов

  1. Керей (1470-после 1482 года)
  2. Бурундук (после 1482 года-1513), сын Керея
  3. Касым (1513–1521), сын Джанибека
  4. Мамаш (1521–1522), сын Касыма
  5. Буйдаш (1521–1522) (1530-ые—1559/60), сын Адика, сына Джанибека
  6. Тахир (1522–1530-ые), сын Адика, сына Джанибека

С 1530-ых годов часть казахов подчинилась Ногайской орде, часть вошла в союз с Могульскими ханами.

  1. Казахские ханы (союзники и (или) вассалы Ногайской Орды)

7.1. Ходжа Мухаммед (Кожаш-хан) (1535), сын Адика, сына Джанибека. Ставленник Шейдяка

7.2. Булат (1537), сын Усек-хана, сына Джанибека, ставленник Шейдяка

7.3. Хак-Назар (1530–40-ые), сын Касым-хана, ставленник Шейх-мамая

7.4. Ахмед-Гирей (1530–40-ые), сын Хак-Назар-хана, ставленник Шейх-Мамая

Казахские ханы, после ослабления Ногайской Орды

  1. Хак-Назар (1551/52–1580/81)
  2. Тогум (?-в период от 1552 до 1556 года)

 

Литература:

 

  1.      Абусеитова, М.Х., Баранова, Ю. Г. Письменные источники по истории и культуре Казахстана и Центральной Азии в XIII-XVIII веках. Алматы: Дайк-Пресс. 2001 430 с.
  2.      Абусеитова М. Х. Казахское ханство во второй половине XVI века.Алма-Ата Наука 1985г. 101 с.
  3.      Акимушкин О. Ф. Средневековый Иран: культура, история, филология. Санкт-Петербург. Наука. 2004. 404 с.
  4.      Атыгаев Н. А., Джандосова З. А. Сведения «Āлам-ара-йи шах Исмаил» о казахах и казахском ханстве XVI века//Материалы Международной научно-практической конференции «История Казахстана: Инновационные концепции и периодизация как приоритет научного познания» г. Алматы, 18 апреля 2013 года. С. 273–282.
  5.      Атыгаев Н. А. О преемнике Тахир-хана//Вопросы истории Казахстана. Исследования молодых ученых. Вып. III. Алматы, 2002.
  6.      Атыгаев Н. А. Казахские ханы XV-середины XVI веков хронология правления// Отан тарихы. 2012. № 3 (59). Алматы. С. 24–30.
  7.      Атыгаев Н. А. Хронология правления казахских ханов (15-середина XVI века)//Тюркологический сборник 2006. Москва. 2007. С.50–62.
  8.      Жалайыр Қадырғали би. Жамиғ Ат-Тауарих//Қазақстан тарихы туралы Түркі деректемелері. 5-ші т.: XV-XIX ғасырлар шығармаларынан үзінділер. Алматы: Дайк-Пресс, 2006. — 140–173.
  9.      Зайцев И. В. «Астраханское ханство». Москва. Восточная Литература. 2006. 303 с.
  10. Исин А. И. Казахское ханство и Ногайская Орда во второй половине XV-XVI вв. Алматы. 2004. 160 с.
  11. История Казахстана в персидских источниках. Том 2. (Маджма ал-ансаб вал-ашджар) Алматы. Дайк-Пресс. 2005. 692 с.
  12. История Казахстана в персидских источниках. Том 4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. 620 с.
  13. История Казахстана в русских источниках. Том 1. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. 704 с.
  14. Кляшторный С. Г. Султанов Т. И. «Казахстан: летопись трех тысячелетий». Алматы. Рауан. 1992. 373 с.
  15. Мирза Мухаммад Хайдар. Тарих-и Рашиди (перевод А. Урунбаева, Р. П. Джалиловой). Ташкент. Фан. 1996.
  16. Мустакимов И. А. Об одном списке Дафтар-и Чингиз-наме//Средневековые Тюрко-татарские государства. Выпуск 1. Казань. 2009. — С. 122–131.
  17. Рычков П. И. «История Оренбургская». Уфа. 2001. 298 с.
  18. Сабитов Ж. М. Генеалогия торе. Астана. 2008. 326 с.
  19. Сабитов Ж. М. О хронологии событий в восточном Дашт-и Кыпчаке в 60–90-ые годы XV века// История, Экономика и Культура Средневековых Тюрко-Татарских государств Западной Сибири. Материалы Международной Конференции (Курган, 21–22 апреля 2011 г.). Курган. 2011. С. 58–62.
  20. Семенов А. А. Первые Шейбаниды и борьба за Мавераннахр//Труды академии наук Таджикской ССР. Том XII. 1953. — C.108–150.
  21. Султанов Т. И. Поднятые на белой кошме. Потомки Чингиз-хана. Алматы. Дайк-Пресс. 2001. 276 с.
  22. Трепавлов В. В. Казахские ханы XVIвека в литовской метрике// Отан тарихы. 2013. № 3 (63). Алматы. С. 54–61.
  23. Трепавлов В. В. Орда самовольная. Кочевая империя ногаев XV-XVI вековКвадрига 2013. 224 с.
  24. Трепавлов В. В. Тюркские народы средневековой Евразии. Избранные труды. Казань. 2011. 252 с.
  25. Туркменистан и туркмены в конце XV — первой половине XVI в. По данным «Алам ара-и Сефеви» (пер. О. Экаева). Ашхабад. Ылым. 1981. http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Sefewi/frametext.htm
  26. Шах-Махмуд ибн Мирза Фазил Чурас. Хроника.Критический текст, перевод, комментарии, исследование и указатели О. Ф. Акимушкина. Санкт-Петербург: Петербургское лингвистическое общество. 2010. 496 с.

[1] Устная консультация

[2] При этом стоит отметить, что в тот период было два Алчагира: первый потомок Едиге, второй брат сибирского хана Ибака [12, 431]. Историки могут путать двоих Алчагиров. К примеру, сообщение об обложении налогом Астрахани «Ногайским ханом Алсагиром» [9, 129], скорее всего, относится к брату Ибака. Алчагир мурза, как потомок Едиге не имел прав на ханский титул.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle