Библиографическое описание:

Андриянова Л. В. Формирование познавательного интереса к обучению путем внеклассной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №1.1. — С. 1-4.



 

Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника, и, одновременно, основным средством ее оптимизации. Решение проблемы формирования познавательных интересов – потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающих поколений. Необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществления ее практикой обучения доказана педагогической наукой.

Современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением и специальными педагогическими влияниями.

Вполне объяснимо поэтому внимание, оказываемое современными педагогическими исследованиями познавательным интересам, которые в становлении личности играют роль ценных мотивов деятельности, а при некоторых условиях становятся чертой личности и обнаруживают себя в любознательности, пытливости, в постоянной и неистощимой жажде знаний.

Формирование познавательных интересов исследователи (Беляев М.Ф., Божович Я.И., Щукина Г.И., и др.) связывают с учением школьника, когда главное содержание его жизни состоит в постепенном обязательном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов учащихся.

Сегодня педагогические исследования, оперируя психологической закономерностью о переходе внешних влияний во внутренний план личности, в ее сознание, переживания, побуждения, приводят к поиску таких путей обучения и воспитания, которые бы с большим эффектом трансформировались в эти внутренние процессы. Речь идет не только о том, чтобы в процессе обучения произошло усвоение знаний, умений и навыков, но и о нацеленности обучения на развитие школьника, на создание такой внутренней среды, которая обеспечивала бы его самостоятельно совершаемый встречный процесс к деятельности учителя и тем самым усиливала бы эффект развития, воспитания тех морально-трудовых качеств, тех индивидуальных свойств, которые необходимы гармонично развитой личности.

Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом.

Поэтому при формировании познавательных интересов у учащихся особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как внеклассная работа по предмету. Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету.

Внеклассная работа делится на два основных вида. С одной стороны, – постоянно действующие виды работ во внеурочное время. Это астрономический кружок, клуб любителей астрономии, стенная печать, издание рукописных журналов.
С другой стороны, проводятся мероприятия, которые носят эпизодический характер: тематические вечера, конкурсы, олимпиады, всевозможные путешествия, экскурсии, встречи с интересными людьми.

Наиболее важными задачами внеклассной работы на современном этапе развития школы является следующее:

  •                  пробуждение и развитее устойчивого интереса учащихся к предмету и ее приложениям;
  •                  расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
  •                  развитие творческих способностей и мышления у учащихся;
  •                  развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
  •                  расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении астрономии, о роли ведущих ученых в развитии астрономии;
  •                  осуществление индивидуализации и дифференциации;
  •                  разностороннее развитие личности;
  •                  Выявить одарённых детей и развить их творческие индивидуальные способности.
  •                  Воспитать у школьников чувство ответственности за общее дело, переживание за успех совместного мероприятия.

Существуют разнообразные виды внеурочной работы. Внеклассные занятия помогают учителю лучше узнать индивидуальные способности своих учеников, выявить среди них учащихся, проявляющих интерес к предмету и всячески направлять развитие этого интереса. Внеклассные занятия обычно носят принцип занимательности, который необходим для здорового отдыха, хорошего настроения, жизнерадостной деятельности.

Но неправильно основывать внеклассную работу только на принципе занимательности. Внеклассная работа должна не развлекать школьника, а развивать и совершенствовать его личность.

Большое значение следует придавать самостоятельной работе учащихся по практическим заданиям как наиболее интересной для них форме работы. При этом должна осуществляться глубокая связь индивидуальной, групповой и коллективной работы. Необходимо сочетание добровольности работы с обязательностью её выполнения.

Существуют различные виды внеклассной работы, в нашей школе ежегодно проводятся недели предметов различных циклов, в том числе, предметов естественно-научного цикла.  Учащиеся должны самостоятельно подобрать опыты, объяснения к ним, вопросы к викторинам, загадки и т.д., с помощью литературы, предложенной учителем. Самостоятельный поиск органически связан с активизацией мышления.

Активизировать мышление учащихся при постановке учебной проблемы путем предварительного рассказа о значении рассматриваемого явления можно, при изучении физики и астрономии, очень часто благодаря особенностям науки, её глубокой связи с техническим прогрессом. При этом нужно учитывать одно хорошо известное обстоятельство: сегодняшние дети получают информацию из многих каналов. Поэтому нельзя ограничиваться общими, пусть самыми яркими фразами, а суметь показать сложность решаемых проблем и делать акцент на то, что изучение явления в рамках школьной программы поможет ученикам понять и объяснить услышанное ранее.

Процесс обучения и воспитания в целом настолько сложен и многогранен, что учитель не может полноценно осуществлять его только на уроках. Чтобы привить учащимся устойчивый интерес к предмету, дополнить и углубить те знания, которые они получают на уроках, а главное, учесть и развить их индивидуальные интересы и способности, необходимо работать с учащимися и во внеурочное время.

Проведения системы внеклассных мероприятий по астрономии направленных на обучение учащихся умению применять знания, основанную на познавательном интересе и возможностях школьников, а также повышающую и развивающую методологическую компетентность учащихся.

Таким образом, внеклассная работа – это особая организуемая форма занятий с учащимися, обладающая сильным эмоциональным воздействием.

Она развивает кругозор и воображение учащихся, стимулирует их к самообразованию, пополнению своих знаний, способствует развитию изобретательности и творчества. Эта работа очень разнообразна по видам и содержанию, носит оттенок занимательности, формирует интерес к предмету. Она требует тщательной организации.

Внеклассная работа осуществляется в самых разнообразных видах и формах, которые условно можно разделить следующим образом:

1. Индивидуальная работа – работа с отдельными учащимися с целью руководства их внеклассным чтением по астрономии, подготовка на этой основе рефератов, докладов;

2. Групповая работа – систематическая работа, проводимая с небольшим постоянным коллективом учащихся и направленная на удовлетворение определенных интересов, приобретение новых знаний и практических умений. К данной группе можно отнести подготовку и участие в исследовательской работе.

В привлечении учащихся к исследовательской деятельности ребятам предлагаются домашние самостоятельные практические задания – это и есть развитие способностей, обучение навыкам исследовательской деятельности. Если даже результаты творчества не имеют высокой общественной значимости в виде созданного продукта деятельности. Эта значимость – прежде всего в развитии способностей учащихся.

3. Массовая работа – эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом, – лекции, предметные недели, конференции; олимпиады и конкурсы, выставки, внепрограммные экскурсии.

Каждый год в нашей школе проходят мероприятия, посвященные предметным неделям. Цели таких мероприятий - развить у детей интерес к предмету и их творческие способности, дать возможность каждому ученику заявить о себе.

Проведение предметных недель сопровождается:

А) выставкой научных докладов по предметам физика и астрономия;

Б) проведение викторин;

В)конференций;

Г) демонстрация наглядных пособий;

Д) знакомство с виртуальной обсерваторией.

На практике все три вида внеклассной работы взаимосвязаны и редко практикуются как совершенно независимые. Наиболее распространенными формами организации внеклассной работы по-прежнему являются ее традиционные формы факультативы, олимпиады, конференции.

При использовании индивидуальной и групповой внеклассной работы по интересам возможно также изготовление моделей, таблиц, схем, дидактического материала и других пособий для кабинета, проведение специальных внепрограммных занятий, решение усложненных задач.

Огромное неоценимое значение при изучении астрономии имеют уроки-экскурсии, во время которых ребята знакомятся с приборами для наблюдения звездного неба и его практического изучения, с условиями труда, профессиями ученых, которые занимаются астрономическими наблюдениями (посещение обсерватории в поселке Научный; посещение планетария в ДДЮ).

Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт. Всё это осуществляется под чутким руководством педагога. Известный писатель Василий. Белов  в своей книге «Лад» высказал очень близкую мне мысль: «каждый ребёнок хочет играть, т.е. жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом?  Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом «не нашли себя, своего лица, своего таланта, либо не научились жить и трудиться, не развили таланта».

Во внеклассной работе практикуются межпредметные интеллектуальные соревнования: на лучшее решение задачи по астрономии с применением физики и математики; на лучшее решение нестандартной (комбинированной) задачи по смежным дисциплинам школьного курса.

На внеклассных занятиях укрепляются и расширяются знания, полученные на уроках. На них можно лучше узнать индивидуальные особенности своих учеников и выявить среди них одаренных, проявляющих интерес к астрономии, а затем всячески развивать этот интерес.

Внешкольная работа, прежде всего, предназначена для учащихся, уже увлеченных данным предметом.

Перед проведением любого внеклассного мероприятия необходимо осуществлять предварительную диагностику как психологических, так и учебных возможностей учащихся. Оценивать интерес детей к изучаемому предмету, конкретно к теме того или иного мероприятия, сопоставлять объём деятельности и учитывать возможности ребят.

К каждому мероприятию готовимся заранее, за 3-4 недели. Наблюдая за учениками, прихожу к выводу, что процесс подготовки для ребят важен не менее, чем участие и проведение общего дела. Если ученики видят, что педагог заинтересован, любит свою работу и зажигает окружающих своим энтузиазмом, то можно быть уверенным в успехе своих начинаний и можно смело рассчитывать на поддержку детей.

Роль внеклассной работы по астрономии в учебном процессе:

1.  Повышение интереса учащихся к предмету.

Познакомившись с тем или иным явлением на внеклассных занятиях, учащиеся постараются понять суть этого явления или захотят прочитать о нем в дополнительной литературе, чем только закрепят свой интерес к предмету.

2. Расширение и углубление знаний.

Заинтересовавшись на уроке различными вопросами, ученик имеет возможность на внеклассных занятиях значительно расширить объем своих знаний. В этом случае поможет любая форма внеклассной работы.

3. Развитие творческих способностей

Участие в различных формах внеклассной работы позволяет развить творческую активность и самостоятельность учащихся, привить им вкус к исследовательской работе.

4. Внеклассная работа делает уроки более эффективными как для учителя, так и для учеников. Учитель получает возможность организовать повторение пройденного материала в иных формах и преподнести известные явления в новом освещении, знакомит аудиторию с новыми, выходящими за пределы программы явлениями и фактами.

Таким образом, в дальнейшем необходимо и дальше работать в направлении развития устойчивого интереса учащихся к внеклассным мероприятиям:

- потребности в работе с дополнительной литературой, искать необходимыйматериал на интернет-сайтах;

- содействовать развитию мотивации к участию в исследовательской деятельности, олимпиадах, интеллектуальных играх и т.д.;

- повышать качество подготовки и проведения внеклассных мероприятий;

- способствовать выявлению и поддержке одаренных детей;

- воспитывать культуру общения;

- формировать навыки работы со сложно организованными фрагментами информации, представленными в разных формах – текстовых, графических, знаковых;

- разработать систему стимулирования участия учащихся во внеклассных мероприятиях.

Направление в приобщении к творческому труду возможно в любой общеобразовательной школе. Оно необходимо и для того, чтобы как можно больше детей «выходило за рамки» школьной программы, видело необозримые горизонты науки, красоту окружающего мира, убеждалось в неисчерпаемости возможностей человека.

Нам, учителям, необходимо заинтересовывать учащихся, помогать им преодолевать трудности в изучении предмета, сплачивать их, чтобы дети знали, что их всегда ждут в школе для совместного творческого дела.  

 

Литература:

  1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. -М., 1999.
  2. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся / Под редакцией Г.И. Щукиной. - М., 2004.
  3. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под редакцией Г.И. Щукиной. – М., 2004.
  4. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интерес: Учёные записки ленинградского государственного университета. – Л., 1999.
  5. Беляев М.К. Психология интереса. – М., 2007.
  6. Беляева Н.А. Пути повышения интереса к учению. – Новосибирск, 2008.
  7. Крутецкий В.А. Интерес. – Педагогическая энциклопедия. Т.2. – М., 2005.
  8. Межпредметные связи и формирование познавательного интереса // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – Л., 2011.
  9. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М., 2004.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle