Библиографическое описание:

Олешко Л. И. Патриотическое воспитание кадет как основа развития интеллектуальных и творческих способностей кадет // Молодой ученый. — 2016. — №1.1. — С. 22-24.



 

Патриотическое становление подростков является одной из важнейших задач государственной политики, поскольку предусматривает социальную адаптацию молодого поколения, самоопределение личности, включение ее в общественные процессы экономико-политической жизни.

Будущее страны во многом зависит от гражданской позиции подрастающего поколения. Это обстоятельство повышает значимость управления процессами гражданско-патриотического становления подростков. Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации. 

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Сегодня на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, поэтому данная проблема становится особенно актуальной. 

Воспитание чувства патриотизма у подростков – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. 

Одним из приоритетных направлений работы СевПКУ является гражданско-патриотическое воспитание. Воспитание патриотизма и любви к Родине. Приобщение кадет к традициям и истории Отечества, города, семьи, училища. Осмысление себя как гражданина общества: усвоение прав и обязанностей, изучение правовой культуры.

Кадеты должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, историю своей семьи, людей, отстоявших свободу Отчизны.

Каковы же цели и задачи патриотического воспитания кадет? Здесь есть своя специфика, которую отлично сформулировал А.В. Суворов. Он писал: «Не руки, не ноги, не бренное человеческое тело одерживают на войне победу, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием - и если душа воина велика и могуча, не предается страху и не падает на войне, то победа несомненна, а потому нужно воспитывать и закаливать сердце воина так, чтобы оно не боялось никакой опасности и всегда было неустрашимо и бестрепетно!» [2; c 240].

Основной целью воспитания в училище является становление личности кадета, формирование у него нравственных личностных качеств гражданина и патриота своего Отечества, выявление и развитие интеллектуальных, творческих способностей кадета, создание психологически комфортных условий для социализации в обществе, семье, профессиональной деятельности.

Большое внимание в работе с кадетами должно уделяться гражданско-патриотической работе. Воспитательная система в СевПКУ представляет собой комплекс, в основе построения которого лежит принцип реализации базовых потребностей личности: быть здоровым, потребность в безопасности, общении, уважении и признании, самоуважении и самореализации, потребности в поиске смысла, в творчестве, красоте, духовности. Особое внимание в училище уделяется: преемственности поколений, развитию и формированию чувств патриотизма, воспитанию активной личности, обладающей политической культурой и мышлением, а также подготовке подрастающего поколения к службе в Вооруженных силах РФ, в политических и дипломатических сферах, на военном и гражданском поприще.

Для реализации данной цели и задач, работа ведется по следующим направлениям патриотического воспитания в условиях кадетского образования:

Гражданско-правовое направление: воздействие через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

Военно-патриотическое направление: формирование у кадет высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Духовно-нравственное направление: осознание кадетами в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров.

Историко-краеведческое направление: система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, исторической ответственности за происходящее в обществе.

Социально-патриотическое направление: активизация духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Спортивно-патриотическое направление: развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Данная база воспитательных подходов, помогает нам сформировать личность, обладающую:

- позитивными мировоззренческими взглядами и позициями по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам;

- важнейшими духовно-нравственными качествами, такими как: любовь к родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества;

- способностью глубокого понимания каждым кадетом своей роли и места в служении Отечеству;

- сформированностью основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в ходе военной или государственной службы.

Рассмотрим основные формы и методы работы по патриотическому воспитанию кадет.

Патриотическое воспитание – сфера творчества. Оно имеет множество форм и методов подготовки и проведения, зависит от возраста кадет уровня классов, какие из форм наиболее интересны для ребят, увлекают. Много мероприятий по патриотическому воспитанию включено в общий план воспитательной работы училища в зависимости от периода года, «красных» дат календаря, Дней воинской славы.

Основными формами работы по патриотическому воспитанию с кадетами являются: индивидуальные беседы, коллективные беседы, лекции, доклады, собрания и совещания, митинги, диспуты, викторины, конференции, круглые столы, экскурсии, экодесанты по уборке территорий мемориалов и памятников, дни открытых дверей, встречи с ветеранами, военнослужащими, общественными деятелями, вовлечение в работа кружков и секций дополнительного образования, тематические вечера, слеты, участие в акциях, обсуждение кинофильмов и книг, вечера вопросов и ответов.

Работу можно разделить на несколько этапов.

Первый этап 5, 6 классы. Ведущей формой деятельности на данном этапе будет игровая, введение кадет в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, семейным ценностям, трудолюбия. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На этом этапе начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество. А это помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Второй этап 7, 8, 9 классы. На втором этапе продолжается формирование системы ценностей и установок поведения кадета, приобретаются основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Кадеты вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданско-патриотического образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Работа в данном направлении реализуется также посредством коллективно-творческих дел, ролевых игр, творческих, исследовательских проектов, посещения экскурсий, проведения экодесантов, сотрудничеством с общественными организациями.

Третий этап – 10, 11 классы. На третьем этапе углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Основная задача на данном этапе состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности кадет, они совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям; формировали здоровый образ жизни, понимание своей роли и места в служении Отечеству; развивали основные качества, свойства, навыки, привычки, необходимые для успешного выполнения обязанностей в ходе военной или государственной службы.

Примерный комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

  1.                Проведение классных часов и бесед, тематических бесед, информирования, уроков мужества, дискуссий, круглых столов, посвященных Дням воинской славы и памятных дат; обсуждение фильмов и книг военной тематики.
  2.                Проведение памятных дней: День Победы, День вывода войск из Афганистана (фотовыставка Афганская война), День защитников Отечества.
  3.                Участие в училищных концертах и праздничных мероприятиях, посвященных Дням воинской славы.
  4.                Участие в смотре строя и песни на территории училища.
  5.                Участие в спортивно-массовых мероприятиях «А ну-ка, парни»; в сдаче норм ГТО.
  6.                Участие в акциях: «Письмо ветерану»; «Герои живут рядом»; «От сердца к сердцу», «Сирень Победы», «Бессмертный полк».
  7.                Участие в конкурсах рисунков, стихов, фотовыставках, в конкурсах чтецов, инсценированной песни на военно-патриотическую тематику.
  8.                Встречи с ветеранами ВОВ и труда, тружениками тыла; ветеранами Афганской войны; участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций; с активистами общественной поисковой организации «Долг» г. Севастополя; участниками Международного военно-исторического лагеря «Волховский фронт», с сотрудниками музеев, общественными и государственными деятелями.
  9.                Участие в параде, посвященному Дню Победы.
  10.            Участие в X всероссийском слете кадетских классов.
  11.            Экскурсии по местам боевой славы ВОВ, в музеи г. Севастополя, береговые батарее; на военно-исторический фестиваль «Федюхины высоты» в г. Севастополе.
  12.            Проведение экодесантов у памятников и мемориалов ВОВ.
  13.            Сотрудничество с Региональной общественной организацией Севастопольское объединение поисковых отрядов Долг.
  14.            Написание проектов на военно-патриотические темы; о связи поколений: исследование истории совей семьи в годы ВОВ (о прадедушках); написание исследовательских работ о военных династиях семей кадет.

Делая вывод можно уверенно сказать о том, что поставленные цели патриотического воспитания могут быть достигнуты только при условии комплексного подхода на постоянной основе. Кадеты с удовольствием встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, интересуются книгами и журналами о героях России, активно участвуют в поисковой работе, поют гимн училища и России, с сочувствием и переживанием относятся к старикам, рассуждают о том, что могут сделать для своего Отечества.

 

Литература:

  1.                Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010 – 2015 годы».
  2.                Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Брянск. БИПКРО. 2006.428
  3.                Гревцева Г.Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин: Монография – Челябинск: Образование, 2003-2004с.
  4.                Теория и практика воспитания военнослужащих: Учебное пособие. / По ред. Н.И. Резника - М.: 12 ЦТ МО РФ, 2005. 341 с.
  5.                Крепость. Дневник поисковика Сергея Мачинского / Межрегиональная общественная организация «Поисковое объединение «Наша Победа», 2015. 55 стр.
  6.                www.1September.ru/ www yandex.ru.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle