Библиографическое описание:

Бобровникова Н. С. Исследование проявлений агрессивности первокурсников колледжа // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 621-624.

 

В статье рассмотрены понятия агрессии и агрессивности, причины, шкалы и показатели агрессивности. Представлены результаты исследования агрессивности первокурсников колледжа по психолого-педагогической методике «Опросник Л. Г. Почебут». Рассмотрены основные направления профилактики агрессивности в подростковой среде.

Ключевые слова: буллинг, агрессия, агрессивность, вербальная агрессия, физическая агрессия, предметная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия, коррекция, профилактика.

 

Человечество на протяжении всего своего существования постоянно сталкивается со всевозможными проявлениями агрессии, доказывая, что она является неотъемлемой частью жизни индивидуума и социума. Даже повседневная жизнь ничем не выделяющегося человека пестрит ссорами, скандалами и прочими проявлениями враждебности. К примеру «дедовщина» в армии, или ссоры в школе и колледже, одно из направлений агрессии называемое буллингом. Бу́ллинг(англ.bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части. К сожалению, сейчас это явление приобрело огромную актуальность [7, с.82].

Разбираясь в самом понятии «агрессивность» можно понять, что в переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение». В современном мире термин «агрессия» имеет бесчисленное количество значений. Следует отметить, что данное проявление всегда связанос отрицательными эмоциями, и с негативными мотивами, а также с установками на разрушающие деяния.

Агресси́вность— устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость) [2].

Агрессия — сильная активность, стремление к самоутверждению акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту [1, с.15].

Среди отечественных исследователей психологов этой проблемой активно занимаются Т. Г. Румянцева и И. Б. Бойко. Они считают, что агрессия — это некая форма социального поведения, которая реализуется в контексте социального взаимодействия, но при всем этом поведение будет считаться агрессивным только в двух случаях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения [6, с. 42–43].

Основной причиной агрессии принято считать различные конфликты, в том числе внутренние, при этом такие психологические процессы как эмпатия, идентификация, децентрация — сдерживают агрессию, так как являются ключом к пониманию других и осознанию их самостоятельной ценности [4, с. 806–808].

Как уже говорилось ранее, виды агрессии очень разнообразны. Попытаемся разобраться в основных разновидностях, для более четкого определения понятий. Изучив основные литературные источники, можно сделать вывод, что в практической психологии принято использовать классификацию американских психологов А. Басса и А. Дарки, включающую пять составляющих:

          физическая агрессия — на другого индивидуума используется физическое воздействие;

          косвенная агрессия — происходит скрытым путём (недобрые подшучивания, создание сплетен) или не направлена на конкретного человека (беспричинные крики, топанье ногами, другие проявления взрывов ярости);

          раздражение — повышенная возбудимость на внешние раздражители, которая зачастую приводит к всплеску отрицательных эмоций;

          вербальная агрессия — проявление негативных чувств через вербальные реакции (визг, крики, ругань, угрозы и т. д.);

          негативизм — оппозиционное поведение, которое может проявляться как в пассивной, так и в активной форме борьбы против установившихся законов и традиций [3].

Х. Хекхаузен, выделяет инструментальную и враждебную агрессию. Враждебная наносит огромный вред другому человеку, а также является самоцелью. Инструментальная же используется как некое промежуточное явление в достижении какой-либо цели (например, вымогательство).

Наиболее распространёнными в обычной жизни проявлениями агрессивности можно назвать: повышение голоса, злословие, оскорбления, принуждение, физическое воздействие. А вот скрытые формы агрессиивключают в себя вредоносное бездействие, уход от какого-либо контакта, причинение вреда себе вплоть до самоубийства [7].

В подростковом возрасте происходит переоценка всех ценностей, которые были ранее важны для ребенка. Подросток пытается встать на новую социальную «ступень», соответствующую его новым интересам. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма — делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды [5, с. 141–142]. При всем этом, признание в кругу сверстников становится одной из важнейших задач. Юноша или девушка усваивают новые модели поведения, а также формы агрессивного поведения, как способы получения желаемого. В итоги для многих ребят участие в драках, буллинге, является привычным поведением.

Для исследования был выбран ГПОУ ТО «ДПК» Тульской области г.Донской. В колледже работает стабильный высокопрофессиональный педагогический коллектив, члены которого постоянно совершенствуют свою классификацию. Подтверждением высокого образовательного уровня ежегодно становится большой процент поступающих в ВУЗы.

В середине учебного года нами было проведено исследование, целью которого стало определение уровня адаптивности и степени агрессии. Участниками исследование стали студенты первых курсов различных специальностей колледжа — 240 человек. Была использована психолого-диагностическая методика «Тест агрессивности (Опросник Л. Г. Почебут)». Данная методика довольно проста в обработке и имеет необходимые показатели и шкалы агрессии:

           Вербальная агрессия (ВА) — человек вербально выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления.

           Физическая агрессия (ФА) — человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы.

           Предметная агрессия (ПА) — человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах.

           Эмоциональная агрессия (ЭА) — у человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему.

           Самоагрессия (СА) — человек не находится в мире и согласии с собой; у него отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты; он оказывается беззащитным в агрессивной среде [8, с. 383–385].

Различные проявление агрессивности и внутренний диссонанс подростка может привести к отрицательным последствиям: затяжным депрессиям, росту численности суицида, дискомфортной обстановки внутри коллектива, и даже наркомании и преступности. А значит можно с уверенностью утверждать, что проблема подростковой агрессии касается каждого взрослого человека и является вопросом для изучения молодыми учеными [9, с. 108–110].

Рис.1.

 

Для диагностики агрессивного поведения в общеобразовательном учреждении мы использовали опросник Л. Г. Почебут. Данная методика наглядно показывает, поведение в стрессовых ситуациях и особенности адаптации подростка в новой социальной среде. На рисунке 1 можно увидеть результаты диагностики. Таким образом, высокий уровень вербальной агрессии наблюдается у 31 % студентов, что говорит об употреблении словесных оскорблений большинством подростков в данной группе. Средний уровень вербальной агрессии свойственен 60 % исследуемых, у 9 % — низкий уровень. По шкале физической агрессии высокие результаты отмечены у 30 % учащихся, средние показатели у 64 %, низкие у 6 % подростков. Это говорит о том, что большинство ребят время от времени прибегают к применению физической силы. Предметная агрессия — подросток срывает злость на окружающих предметах, на высоком уровне наблюдается у 16 % исследуемых, на среднем уровне у 81 %, на низком у 3 %. Эмоциональная агрессия, а именно эмоциональное отчуждение, на высоком уровне была отмечена у 23 % подростков, средний уровень свойствен 71 % и низкий — 6 %. Высокий уровень самоагрессии, т. е. агрессии направленной на самого себя — 26 %, что вызвано неуверенностью в себе, связанной с недостатком тепла от близких и отсутствием взаимопонимания с окружающими. Средний уровень по данной шкале наблюдается у 68 % подростков, низкий — у 6 %.

Рис. 2

 

Таким образом, можно отметить, что для первокурсников чаще характерно проявление вербальной агрессии, чуть реже встречается физические проявления и самоагрессия, ну а реже всего подростки используют предметную агрессию. Эта статистика приводит нас к выводу, что подростковая агрессия — это проблема всеобщего масштаба. Но все же стоит отметить, что общий результат (Рис. 2) получился довольно небольшим — 12 %, что говорит о хорошей адаптационной способности большинства студентов.

Профилактика и предупреждение агрессии в молодежной среде должны стать не только социально значимым, но и психологически необходимым мероприятием. Программа профилактики должна включать в себя следующие направления:

          выявление ближайшего окружения несовершеннолетних, жизненных целей и интересов, а также факторов отрицательного воздействия, которые обуславливают отклонения в развитии личности;

          первичная диагностика склонности к аддиктивному и делинквентному поведению, учебной мотивации, тревожности и агрессивности несовершеннолетних;

          организация работы по формированию благоприятного психологического климата в студенческом коллективе, предупреждению конфликтов между учащимися, педагогами и учащимися, педагогами и родителями, проведение профилактических занятий для учащихся, направленных на предупреждение эмоционального неблагополучия, ответственного отношения к жизни.

Необходимо осуществлять своевременный системный анализ индивидуальных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих отрицательные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа. Своевременное выявление антисоциальных проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают возможность предотвращения десоциализации подростков [9, с.108–110].

Таким образом, для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

Все же главная роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Но не стоит забывать о великом значении труда педагогов, и, разумеется, психологов.

 

Литература:

 

  1.      Бэрон Р., Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон // СПб.: Питер, 2000. — 336 С.15; 3–5
  2.      Данильян О. Г., Современный словарь по общественным наукам [Текст] / О. Г. Данильян, Н. И. Панов // Эксмо. — 2007. — С.528

3.        Карелин А., Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] / А.Карелин // М.: Эксмо. — 2007. –С. 416

  1.      Кузьминов В. В., Диагностика агрессивного поведения подростков в общеобразовательных учреждениях [Текст] / В. В. Кузьминов, А. С. Никитченко // Молодой ученый. — 2014. — № 6. — С. 806–808.
  2.      Кулагин Л. Г., О подростках, которым трудно [Текст] / Л. Г. Кулагин // Советская педагогика. — 1991. — № 6. — С. 141–142
  3.      Маринина Е., Воронов Ю. Подросток в «стае» [Текст]/ Е. Маринина, Ю. Воронов // Воспитание школьников. — 1994. — № 6. — С. 42–43
  4.      Пазухина, С.В., Агрессивный подросток и учитель: технология оптимизации взаимоотношений: монография / С. В. Пазухина, А. С. Сушкина. — Saarbrücken: LAPLAMBERTAcademicPublishing, 2014. — 82 с.
  5.      Платонов Ю. П., Основы этнической психологии [Текст]/ Ю. П. Платонов //Учеб.пособие. — СПб.: Речь. — 2003. — С. 383–385
  6.      Простакишина Н. П., Вербальная агрессия и основные формы ее проявления в молодежной среде (на примере студентов филиала ФГБОУ ВПО «ВГУЭС» г. Находка) [Текст] / Н. П. Простакишина, Е. С. Шпак // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 108–110.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle