Библиографическое описание:

Кононенко В. Б. Изучение адаптированности кадет к условиям обучения в военном учебном заведении // Молодой ученый. — 2016. — №1.1. — С. 11-13.



 

Целью исследования является изучение особенностей социально-психологической адаптации воспитанников к условиям обучения в военном учебном заведении. Исследование проводится в интересах совершенствования системы психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Для диагностики уровня адаптированности кадет применяется метод экспертных оценок («Экспертная оценка адаптированности в школе», авторы В.И. Чирков, О.Л. Соколова, О.В. Сорокина). Представляет собой стандартизированный бланк, заполняется одним из родителей (законных представителей или других родственников). Данная методика может использоваться как для учащихся 1, так и для учащихся 5 классов[13].

Для диагностики психического состояния применяется опросник «Самочувствие. Активность. Настроение». Этот бланковый тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения. При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением[23].

Также применяется диагностика тревожности с применением теста Б. Филлипса. Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста [8].

B ходе диагностики получены данные о степени адаптированности детей, особенностях их психического состояния.

Показатели адаптированности распределились следующим образом:

- у 11% кадет выявлена дезадаптация

- у 68% кадет выявлена неполная адаптация

- у 21% кадет выявлена завершенная адаптация.

Дезадаптированные подростки – это так называемая «группа риска». С проявлениями школьной дезадаптации часто связывают проблемы в учебе, общении, снижение настроения, активности, мотивации. В случае развития адаптации по пути неустойчивой психической деятельности (дезадаптация) имеет место угроза глубоких психических изменений личности. Поэтому, необходимо своевременно оказывать психологическую помощь дезедаптированным детям и их семьям.

Подавляющее большинство детей (68%) имеют неполную адаптацию, то есть также находятся в неустойчивом состоянии. Для них могут быть характерны снижение учебной мотивации, неустойчивое настроение, трудности в общении.

Получены следующие результаты (рисунок 1):

Рис. 1. Показатели самочувствия, активности и настроения у кадет

Таким образом, большинство показателей являются средними. Обращают на себя внимание низкие результаты по шкале самочувствия у 8% учащихся и по шкале активности у 4% учащихся. Эти результаты могут быть признаками дезадаптации. Из всех показателей наиболее высокий уровень имеет показатель настроения. При этом активность и самочувствие несколько снижены, что в целом является неблагоприятным фактором и указывает на незавершенный процесс адаптации.

Результаты диагностики школьной тревожности позволяют определить уровень тревожности и сферы, в которых тревожность проявляется более всего.

У 32% учащихся повышена общая тревожность, связанная со школой. Это означает общее снижение эмоционального состояния, связанного с включением в различные формы школьной жизни.

У 37% учащихся повышенный показатель социального стресса, который означает, что социальные контакты, прежде всего со сверстниками, развиваются на фоне переживания стресса.

У 16% учащихся проявляется фрустрация потребность в достижениях. Неблагоприятный психологический фон не позволяет этим детям развивать свои способности и достигать успехов. Данный показатель связан с успеваемостью в школе.

У 26% учащихся можно отметить страх самовыражения. Эти дети имеют негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

У 21% учащихся выявлен негативный эмоциональный фон в ситуациях проверки знаний, особенно если эта проверка публичная. Такие дети могут бояться отвечать у доски или отвечать на вопросы учителей при всем классе, даже если они знают правильный ответ. Их молчание или отказ от ответа вовсе не означают, что они не знают материал, однако учителями они могут восприниматься по-другому. Именно поэтому такие дети требуют повышенного внимания в плане коррекции проявлений тревоги.  Если не помочь им побороть свой страх ответа, успеваемость может резко снизиться.

У 21% учащихся выявлен страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Эти дети более всего ориентируются на мнение окружающих, прежде всего взрослых, в оценке своих результатов, поступков, мыслей. Они тревожатся по поводу оценок, особенно негативных. С такими детьми учителям следует быть особенно осторожными в высказываниях. Эти дети склонны к дидактогениям. Неосторожное высказывание учителя может поставить ярлык в представлениях ребенка о себе.

У 53 % учащихся определена низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. Эти дети имеют такие психофизиологические особенности, которые повышают вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

У 32% учащихся выявлены проблемы и страхи в отношениях с учителями. Эти проблемы также могут сказываться на успеваемости детей.

Таким образом, как минимум треть всех детей имеет повышенную тревожность, связанную с различными сторонами учебной жизни. В рамках кадетского корпуса наиболее часто встречаемыми проблемами у детей являются следующие: низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, социальный стресс и страхи перед учителями. Остальные страхи выражены менее. Низкая сопротивляемость стрессу может быть связана, прежде всего, с возрастом учащихся (начало пубертатного периода), когда в организме происходят резкие физиологические сдвиги. Социальный стресс объясняется в целом сменой обстановки, переходом от одних условий обучения (более мягких в младшей школе) к другим, более жестким, регламентированным. Страхи перед учителями также связаны с переходом к другим условиям обучения (ранее был 1 учитель, а теперь их много – по предметам).

Особого внимания заслуживает 1 учащийся (№ 1 в списке испытуемых), который имеет повышенные показатели тревожности по всем шкалам теста. Повышенная тревожность выполняет дезорганизующую роль, вызывает негативные эмоции, приводит к ослаблению организма, снижению мотивации. Все это негативно сказывается не только на успеваемости учащегося, но и на его личностном, психоэмоциональном развитии. Этого учащегося следовало бы взять на заметку, провести с ним комплексную диагностику, выявить причины повышенной тревожности и, возможно, включить в группу риска. Независимо от всего, этому учащемуся требуется помощь в преодолении тревожности методами психологической коррекции.

Таким образом, в ходе диагностики мы определили, что адаптация большинства учащихся (68%) является неполной. Эти дети находятся в неустойчивом состоянии, могут испытывать трудности в общении (со сверстниками и учителями), в учебе.

Показатели психических состояний у большинства детей (более 60%) являются средними, что, однако, не свойственно возрасту. Активность и самочувствие по сравнению с показателями настроения несколько ниже. Это означает, что детям довольно трудно дается переход к учебе в условиях военного учебного заведения.

Также не менее 30% детей имеют повышенную тревожность, связанную с одной или несколькими сторонами учебной жизни. Выявлен 1 кадет, имеющий повышенную тревожность по всем показателям и нуждающийся в психологической помощи.

Таким образом, адаптация кадет тесно связана с их психическим состоянием и проявлениями тревожности.

Нами была разработана система мероприятий, которые способствуют адаптации кадет на первом году обучения, а соответственно повышают воспитательный потенциал учебного заведения. К этим мероприятиям относятся: тщательный анализ учебной деятельности, факультативные занятия,  дополнительные занятия по физической культуре, творческие мероприятия, спортивные соревнования, мероприятия по развитию коллективизма (игры, посещение выставок, музеев, создание команды КВН и т.д.), индивидуальные беседы в учащимися, классные часы (по проблемам личной гигиены, распорядка дня, соблюдения своей формы в порядке и т.д.), групповые занятия по строевой, огневой и тактической подготовке, выездные мероприятия. Также важна работа с родителями (индивидуальные и групповые беседы, разработка рекомендаций, классные часы).

Все эти мероприятия следует реализовывать в комплексе при взаимодействии педагогов, воспитателей, психолога. Только системная реализация социально-педагогического сопровождения адаптации позволяет улучшить психологические условия воспитания кадет-первокурсников.

 

Литература:

  1. Айзенк Г., Айзенк М. психики / Пер. А. Озерова. – М: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 480 с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. – Аспект Пресс, 2008. – 363 с.
  3. Бондаренко О.А.  Формирование социально компетентности как условие успешной адаптации к кадетскому училищу / О.А. Бондаренко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. – №46.
  4. Вульфов Б.З.  Основы педагогики: Учеб. пособие / Б.З. Вульфов; Ун-т Рос. акад. образования. - [2-е изд., испр. и доп.]. – М.: УРАО, 2000. – 614 с. 
  5. Гартман Х.Эго-психология и проблема адаптации / Хайнц Гартман. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.
  6. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. /К.М. Гуревич. – М.: Мир, 1997. – 452 с.
  7. Карако П.С. Адаптация // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. – Минск, 1998.
  8. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности / Л.М. Костина. – СПб. Речь, 2002. – 200с.
  9. Кравченко Ю.В. Особенности процесса адаптации подростков к условиям обучения в общеобразовательных военных учебных заведениях: дис.  .. канд. психол. наук: 19.00.07. – Спб., 2006. – 167 с.
  10.                     Левада Ю.А. Варианты адаптивного поведения / Ю.А. Левада // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2002.  – № 1 (57). – С. 7-13. 
  11.                     Липский И.А.  Полуфункциональная структура воспитательного процесса в системе образования [Текст] / И.А. Липский, Л.Е. Никитина // Доп. образование. – 2003. – N 8. – С. 4-15.
  12.                     Макаренко А.С. Воспитание в семье и школе // Мастерство воспитателя. Сб. – М.: «Молодая гвардия», 1970. – С. 85-88.
  13.                     Мамонтова Д.М. Особенности социально-педагогического сопровождения адаптации воспитанников кадетского корпуса / Д.М. Мамонтова // Социальная политика и социология. – 2009 г. – №10 (52). – С. 384-392.
  14.                     Мамонтова Д.М. Социально-педагогическая адаптация пятиклассников в условиях кадетского корпуса / Д.М. Мамонтова //Социально-педагогическое наследие С.Т. Шацкого и современность (к 130-летию со дня рождения). Материалы научно-практической конференции. – 2008 г. – С. 119-122.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle