Библиографическое описание:

Шрамкова Е. А. О патриотическом воспитании в кадетском училище // Молодой ученый. — 2016. — №1.1. — С. 30-31.



 

«Жизнь каждого принадлежит отечеству,

и не удальство, а только истинная храбрость

приносит ему пользу.»

Нахимов П. С.

 

«Патриотизм как цель и результат патриотического воспитания молодёжи – это проявление любви к Родине, Отчизне, Отечеству», - говорит знаток русской словесности, этнограф, писатель В. И. Даль. В своём словаре он так трактует понятие «патриот»: «Патриот - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб».

Патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. У детей проявление этого чувства начинается с памяти детства, с любви к матери, к дому, к своим друзьям, к родному городу. И лишь взрослея, они начинают понимать свою принадлежность к Отчизне, Родине, Отечеству. На процесс формирования патриотизма решающее влияние оказывают такие основные социальные факторы, как система воспитания и обучения подрастающего поколения, сложившаяся в государстве, государственная молодежная политика, средства массовой информации.

Гражданско-патриотическое воспитание является приоритетным направлением государственной политики России в сфере воспитания подрастающего поколения. Воспитание кадет в президентском кадетском училище основывается на базовых ценностях государства. Патриотизм рассматривается не только как любовь к своему Отечеству, но и как готовность подрастающего поколения защищать интересы государства, принять ответственность за будущее страны. Поэтому система патриотического воспитания должна включать в себя, наряду с гражданско- патриотической, героико-патриотическую и военно-патриотическую составляющие, на основе мировоззрения, формирующего гражданственность.

Невозможно воспитать Гражданина, Патриота своей страны, обращаясь к этому вопросу время от времени. «Как нет человека без самолюбия, - так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека…» К. Д. Ушинский.

Так как же воспитать гражданина сегодня, чтобы его с гордостью можно было назвать россиянином? Может быть дать кадету ответ на вопрос - что значит любить Родину? А это значит, знать её прошлое, жить её настоящим, болеть и молиться о её будущем. Именно трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью. А как «заставить» ребёнка полюбить Родину? Мой многолетний педагогический опыт доказывает, что только через личные чувства и переживания детей. Если ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее, или, вообще невозможно. Кроме того, социальный опыт ребёнка – это не то, что он знает и помнит, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки. Итак, мы воспитываем Гражданина, Патриота. Сформулируем цель, поставим задачи и определим направления воспитания.

Цель - формирование патриотизма как совокупность качеств личности, заключающих в себе внутреннюю свободу, любовь к своей Родине, соотечественникам, стремление к миру, уважение к государственной власти, готовность служить своей Отчизне, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения (уважение и солидарность с другими народами и странами).

Задачи:

- формирование чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

- воспитание уважительного отношения к языку своего народа;

- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине, заботы об интересах Родины;

- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Каждая из поставленных задач является реализацией создаваемой программы гражданско-патриотического воспитания в кадетском училище. В процессе реализации программы наверняка появятся дополнительные задачи, требующие своевременного решения.

Основываясь на поставленных задачах, определим направления патриотического воспитания: гражданско-патриотическое, героико-патриотическое и военно-патриотическое воспитание.

Гражданско-патриотическое воспитание формирует в детях чувство любви к малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждает чувство гордости за свой народ, формирует правовую культуру, четкую гражданскую позицию, готовность к сознательному и добровольному служению своему народу.

Героико-патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяния героических предков. Это направление предполагает не столько ознакомление с военной историей, сколько со славными страницами истории в условиях мирной жизни.

Военно-патриотическое воспитание базируется на ценностях военной истории.

Важное значение в реализации данных задач имеет эффективное использование новейших педагогических технологий (интерактивные методики, информационные технологии), обеспечивающих системно-деятельностный аспект воспитательного и образовательного процессов.

Истинный патриотизм предполагает, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты, неразрывно связанные с наиболее значимыми мотивационными аспектами. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

 

Литература:

  1. Тисленкова И. Н. Гражданско-патриотическое воспитание в 6-7 классах. Российская государственность. Беседы, классные часы, вечера, праздники, игры. Волгоград. Учитель 2007 г.
  2. Осипова Л. Е., Зеленова Н. Г. Мы живем в России: Гражданско-патриотическое воспитание. Ростов-на -Дону. МарТ. 2013 г.
  3. Будникова О.Л., Кузнецова Н.П., Лебедева А.В. Гражданско-патриотическое воспитание в школе. ФГОС. CD-ROM. Учитель. Серия: ФГОС. Воспитательные системы. 2015 г.
Основные термины (генерируются автоматически): Гражданско-патриотическое воспитание, кадетском училище, патриотического воспитания, национальным традициям, патриотического воспитания молодёжи, патриотического воспитания должна, президентском кадетском училище, проявление патриотических чувств, детях чувство любви, знаток русской словесности, любовь даёт воспитанию, проявление любви, воспитание гордости, формирования патриотизма решающее, базовых ценностях государства, Героико-патриотическое воспитание, Военно-патриотическое воспитание, приоритетным направлением государственной, многолетний педагогический опыт, чувство собственного достоинства.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle