Библиографическое описание:

Протько А. А., Цзян Ц. Реализация концепции "зеленый офис" на территории Республики Беларусь и Китайской Народной Республики // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 261-265.



 

В данной статье содержится информация относительно курса устойчивого развития и зеленого роста в контексте мировых тенденций.Также в работе приводятся данные о реализации концепции зеленый офис на территории Республики Беларусь и Китайской Народной Республики. Концепция зеленого офиса получила широкое распространение в последние 10 лет. В РБ движение ЗО развернулось в 2009 г., в КНР концепция зеленого офиса стартовала в период 11-й пятилетки (2006–2010 гг.).

Ключевые слова: устойчивое развитие, зеленый рост, концепция зеленого офиса, экологичность офисов, принципы организации зеленого офиса, Республика Беларусь, Китайская Народная Республика.

 

This article provides information on the course of sustainable development and green growth in the context of global trends. This article also contains the data on the implementation of the concept of green office in the Republic of Belarus and the People's Republic of China.The concept of green office was widely adopted in the last 10 years. In the Republic of Belarus, this concept was developed since 2009, in the People's Republic of China the development of the concept of green office is considered to begin during the period of 11th five-year plan (2006–2010).

Keywords:sustainable development, green growth, green office concept, environmental friendliness of offices, principles of the organization of green office, Republic of Belarus, People's Republic of China.

 

В последние годы экологические проблемы и забота об окружающей среде выдвинулись на передний план. В этой связи общественные организации обратили свое внимание на необходимость перехода к возобновляемым источникам получения энергии. Так, в Декларации тысячелетия ООН, принятой 8 сентября 2008 г. Генеральной Ассамблеей ООН (Резолюция № А/RES/52/2), были сформулированы 8 основных целей развития тысячелетия. Среди них — реализация устойчивого развития, предполагающая включение принципов предотвращения иссякания природных ресурсов на уровне государственных программ стран.

С целью реализации этой задачи в 2009 г. министры 34 стран подписали Декларацию зеленого роста, заявив, что они будут “укреплять прилагаемые ими усилия для внедрения стратегий зеленого роста как в рамках принимаемых ими мер для выхода из кризиса, так и за их пределами, признавая, что “зеленый” и “рост” могут быть неразрывно связаны” [1].

Согласно Декларации зеленого роста, принятой на совещании Совета ОЭСР (Организация экономаческого сотрадничества и разватия, англ. Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики) на уровне министров 25 июня 2009 г., зеленый рост означает “стимулированиеэкономического роста и развития, обеспечиваяпри этом сохранность природных активов и бесперебойное предоставление ими ресурсов и экосистемных услуг, от которых зависитнаше благополучие. Для этого он долженкатализировать инвестиции и инновации,которые лягут в основу устойчивого роста и приведут к возникновению новыхэкономических возможностей”[1].

Зеленый рост представляет собой стратегию преобразования экономической системы, в которой инвестиции в экологические ресурсы и услуги становятся движущей силой экономического развития. Для реализации концепции зеленого роста “требуются фундаментальные, а не дополнительные преобразования, поэтому правительства должны взять на себя ведущую роль и переориентировать как “видимые” так и “невидимые” экономические инфраструктуры, которые требуют уверенного политического руководства и принятия обязательств, четкого видения и убеждения” [2].

Понимание значимости экологических вопросов вызвало существенный рост числа ответственных компаний и предпринимателей, которые осознают необходимость заботы об окружающей среде в долгосрочном периоде и учитывают это в процессе своей деятельности. Одним из самых актуальных трендов такого рода стало создание экологичных — зеленых — офисов.

Зеленым (экологичным) офисом принято считать офис, в котором все сотрудники вовлечены в реализацию программы по созданию и поддержанию здоровой обстановки, ответственных закупок и режима экономии. В таком офисе занимаются экопросвещением сотрудников, посетителей и партнеров, экономят ресурсы (электроэнергию, воду, бумагу), отказываются от лишних закупок, проводят зеленые мероприятия, используют безопасные средства и технологии, сортируют и сдают в переработку отходы [3, с. 12].

Следование принципам экологической безопасности позволяет представителям среднего, малого бизнеса и микропредприятиям значительно сэкономить потребляемые ресурсы и создать оптимальные условия труда, а также сформировать имидж экологически и социально ответственной компании, что впоследствии приводит к повышению ее инвестиционной привлекательности в глазах партнеров и потребителей.

Базовые принципы концепции зеленого офиса не являются революционно новыми и уже более 30 лет внедряются в мировой практике. Впервые концепция зеленого офиса была опробована в условиях глобального нефтяного кризиса, в 70-е годы прошлого века. Тогда к мерам корпоративной экономии большие американские и европейские компании вынуждены были прибегнуть под давлением обстоятельств: они остались без необходимых энергоресурсов, так как страны ОПЕК () приостановили поставки нефтепродуктов всем союзникам Израиля. Со временем во многих странах ей была обеспечена и государственная поддержка [4].

Широкое распространение концепция зеленого офиса получила в странах США и Евросоюза в последние 10 лет. Число адептов зеленого офиса увеличивается с каждым годом, концепция приобрела статус мировой тенденции.

Целью данной статьи является анализ реализации концепции зеленого офиса (на материале ситуации в Республике Беларусь и Китайской Народной Республике). Объект исследования — внедряемые принципы концепции зеленого офиса на территории РБ и КНР.

Далее рассмотрим некоторые теоретические положения концепции зеленого офиса.

Существуют разные подходы к определению экологичности офисов. Рассмотрим подробнее наиболее популярные среди них.

Нетоксичный офис — офис, в котором не используются токсичные строительные материалы, не закупаются потенциально опасные с точки зрения выделения вредных веществ в атмосферу мебель, оргтехника и компьютеры, канцелярские товары, средства для уборки.

Под энергоэффективным офисом понимается офис, в котором сотрудники не потребляют больше энергии, чем нужно при условии приоритета использования возобновляемых источников энергии (солнце, ветер, вода). В таком офисе многое подчинено правилам ответственных закупок по критерию энергоэффективности: от компьютеров и кофемашин до светильников и корпоративных автомобилей. И наряду с этим большое внимание уделяется просвещению сотрудников в области энергосбережения, а также собственно экономии энергии.

Низкоуглеродный офис — это офис, в котором основное внимание уделяется снижению влияния на климат (углеродная среда). Это связано со всеми аспектами деятельности офиса —как внутри него, так и с внешними бизнес-процессами [3, с. 12–14].

В основе организации зеленого офиса лежат три ведущих принципа: забота о здоровье людей, приоритет продукции, прошедшей экологическую сертификацию, ответственные закупки.

Забота о здоровье людей. Качество воздуха внутри помещения ставиться на одно из первых мест по роли в производительности труда. Важно удовлетворять потребности всех сотрудников по обеспечению качества воздуха (IAQ — Indoor Air Quality). Множество людей, работающих в офисах, страдают от синдрома нездорового здания (SBS — Sick Building Syndrome). У них отмечается резкое увеличение случаев аллергии и астмы, связанных с низким показателем IAQ. По некоторым оценкам ВОЗ, синдром SBS наблюдается в 25–30 % зданий различного типа [5]. Причин этому довольно много: некачественная вентиляция, или некачественные строительные материалы, или токсичное IT-оборудование, или даже все вместе. Несомненно, первые шаги к зеленому офису должны быть именно в сфере повышения качества здоровья.

Приоритет экологически сертифицированной продукции. Экологически сертифицированная продукция прошла сертификацию независимой третьей стороной и получила право использовать знак экологической маркировки. Это графическое изображение комплекса сведений экологического характера о товаре или услуге, означающее, что продукция оказывает меньшее воздействие на окружающую среду, чем аналогичные товары, и/или произведена с применением экологически оптимальных технологий.

Перечислим основные принципы, применимые ко всем экологическим этикеткам и декларациям.

                    Экологические этикетки и декларации должны быть точными, проверяемыми, соответствующими назначению и не вводящими в заблуждение.

                    Процедуры и требования к экологическим этикеткам и декларациям не должны создавать необоснованных барьеров в международной торговле.

                    Экологические этикетки и декларации должны основываться на научной методологии, достаточной для удостоверения использования точных и воспроизводимых данных.

                    Информация, относящаяся к процедуре, методологии и любым критериям обеспечения экологических этикеток и деклараций, должна быть доступной для запросов от всех заинтересованных сторон.

                    Разработка экологических этикеток и деклараций должна учитывать все аспекты жизненного цикла продукции или услуги.

                    Экологические этикетки и декларации не должны препятствовать нововведениям для поддержания или улучшения экологических характеристик.

                    В экологические этикетки и декларации должны быть включены только те административные требования или предоставляемая информация, которые необходимы для оценки соответствия используемым критериям и стандартам.

                    В процессе разработки экологических этикеток и деклараций должны проводиться широкие открытые консультации с заинтересованными сторонами. В рамках этого процесса необходимо пытаться обеспечивать согласие сторон.

                    Информация по экологическим аспектам продукции или услуг, относящаяся к экологической этикетке или декларации, должна быть доступна потребителям [6].

                    Критерии экологичности в программах, основанных на добровольной многокритериальной сертификации и оценке жизненного цикла товара или услуги независимой третьей стороной, должны быть реально достижимыми и измеряемыми с определенной достоверностью и точностью. Такую маркировку относят к типу I по классификации ISO. Большинство подобных программ объедены в Глобальную сеть экомаркировки (официальный интернет-сайт сети — www.globalecolabeling.net) — ассоциацию, созданную в 1994 г. для усиления эффективности продвижения экологической маркировки на межправительственном уровне.

Ответственные закупки. Ответственные закупки — удовлетворение организацией потребности в товарах, услугах и работах способом, который на основе жизненного цикла оценивает продукт в денежном выражении с точки зрения выгоды не только для организации, но и для общества и экономики при минимизации ущерба окружающей среде. Как было отмечено выше, существует ряд сложностей для приобретения компанией только экологически сертифицированных товаров. Это ограничивает возможности ориентироваться на основные принципы ответственных закупок: выбирать товар или услугу, наиболее экологичную среди аналогов; необходимо учитывать факторы энергоэффективности; по возможности опираться на место и регионально произведенные продукты; отдавать предпочтение экологически ответственным поставщикам [3, с. 22].

Процесс экологизации офиса многоэтапный и многокомпонентный и включает следующие шаги: просвещение и вовлечение в процесс сотрудников[1], отделка офиса, энергоэффективное использование вентиляции и кондиционирования, информационных технологий, расход электроэнергии (освещение, и эксплуатация бытовой техники), сохранение тепла, использование транспорта (корпоративного и личного), использование воды, сбор отходов, выбор экомебели и канцелярских товаров, использование бумаги, уборка офиса, организация питания в офисе, контроль аутсорсинга [3].

Далее обратимся к реализации концепции зеленого офиса на территории Республики Беларусь и Китайской Народной Республики.

В Беларуси кампания «Зеленый офис» стартовала 20 октября 2010 года на 4-м Общем собрании участников сети «Глобальный договор ООН[2]». Сегодня многие компании, ведущие социально ответственный бизнес, в особенности подписавшие Глобальный договор ООН, перестроили свою работу в соответствии с требованиями «зеленого офиса» и стали внедрять принципы экологически ответственного ведения бизнеса [8].

Организаторами кампании «Зеленый офис» в Республике Беларусь стали Международное общественное объединение «Экопроект Партнерство» и Инициатива ООН «Глобальный договор» в Беларуси. В рамках кампании регулярно организуются семинары и другого рода мероприятия. В этой связи приведем фрагмент интервью директора Центра экологических решений Евгения Лобанова: «Мы проводили одно в рамках Всемирной недели предпринимательства. Представители порядка двадцати компаний пришли нас послушать, а потом обращались к нам, чтобы мы помогли некоторые вещи внедрить. То есть мы видим, как эта тема потихоньку развивается, что радует» [9].

Как отмечают участники проекта «Зеленый офис», «внедрение концепции позволило снизить логистические расходы, расходы на содержание офиса и эффективно расходовать средства; эко-составляющая стала частью маркетинговой стратегии бизнеса, позволила улучшить имидж компании в глазах потребителей и партнёров» [10].

Однако важно отметить и противоположный факт: многие компании утверждают, что их офисы соответствуют зеленому формату, однако на деле это лишь стремление следовать модной тенденции, т.н. «гринвошинг»[3]. На самом деле, как уже было отмечено выше, организация зеленого офиса предполагает изменения, касающиеся практически всех аспектов помещения, начиная от интерьерных решений и отделки, и заканчивая вопросами правильного менеджмента и обучения персонала.

Особую сложность вызывают проектные решения, реализация которых в дальнейшем строго контролируется путем проведения сертификации по какому-либо зеленому стандарту, имеющему международный статус [12].

Началом развития концепции зеленого офиса в КНР можно считать период 11-й пятилетки (2006–2010), когда центральное правительство увеличило капиталовложения в сельское строительство, развитие центральных и западных районов, сферу общественного благосостояния, а также в охрану окружающей среды и инфраструктурное строительство [13].

Широкое распространение в Китае приобрело строительство «зеленых» зданий как форма реализации концепции зеленого офиса. В 2008 г. китайскими властями был принят национальный стандарт GBES (Green Building Evaluation Standard), после чего рынок экологического девелопмента КНР вырос в 154 раза. Так, согласно данным CommercialRealEstateServices, к апрелю 2015 года было построено и сертифицировано более 320 млн кв. м «зеленых» зданий.

Согласно последним рейтингам городов, лидирующих по объему «зеленых» площадей, Пекин и Шанхай уверенно обошли Чикаго, Нью-Йорк и Вашингтон. Кроме того, в топ-10 вошли еще 2 китайских города — Шэньчжэнь и Ухань [15].

Как отмечают аналитики, сертифицированные по «зеленым» стандартам офисы пользуются более высоким спросом со стороны китайских арендаторов, поскольку позволяют добиться большей производительности труда. Кроме того, рынок экологичных офисов менее подвержен кризисным явлениям, а затраты на возведение «зеленых» бизнес-центров лишь на 0,8–6,1 % превышают затраты на строительство «обычных» зданий.

Однако несмотря на активные темпы строительства «зеленых» зданий, их доля в общем объеме китайской недвижимости до сих пор остается незначительной. Согласно информации экспертов, общая площадь всех зданий Китая на сегодня уже превышает 40 млрд кв. м., а доля «зеленых» зданий составляет менее 1 % [15].

Итак, организация и внедрение принципов зеленого офиса требует затрат, которые окупаются в ближайшей перспективе.

Плюсы внедрения концепции зеленого офиса очевидны и бесспорны (более эффективное расходование потребляемых ресурсов ведет к экономии средств на содержание офиса и снижению логистических расходов; выдвижению эко-составляющей как части маркетинговой стратегии бизнеса, как следствие — улучшение имиджа компании, что, в свою очередь, приводит к инвестиционной привлекательности фирмы).

Концепция зеленого офиса позволяет компаниям проявить экологическую ответственность. Включение принципов зеленого офиса способствует изменению корпоративной культуры компании, а впоследствии — продвижению продукции, произведенной по «зеленым» стандартам, пониманию сотрудниками значимости экологических вопросов, осознанной заботе об окружающей среде.

Бесспорно, интерес развивающихся стран, таких как Беларусь и Китай, к концепции зеленого офиса, является показателем стремления к сохранению окружающей среды в долгосрочной перспективе.

 

Литература:

 

  1.                Курс на зеленый рост: резюме для лиц, принимающих решения, Май 2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.oecd.org/greengrowth/48634082.pdf. — Дата доступа: 15.09.2015.
  2.                Концепция зеленого роста. Концептуальные рамки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.greengrowth.org/PDF/Green_Growth_Concept_Ru.pdf. – Дата доступа: 25.12.2015.
  3.                Смирнова, Е.В Зеленый офис. От цвета к делу / Е. В. Смирнова. — М.: Зеленая книга, 2014. — 220 с.
  4.                Ведущий портал о кадровом менеджменте [Электронный ресурс] Режим доступа: http://hrm.ru/zelenyjj-ofis. — Дата доступа: 25.11.2015.
  5.                Berner A. Качество воздуха повышает производительность [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.abok.ru/for_spec/articles.php?nid=23. — Дата доступа: 12.10.2015.
  6.                ГОСТ Р ИСО 14020–99 Экологические этикетки и декларации. Основные принципы. — М.: ИПК «Издательство стандартов», 2004.
  7.                Saving for a Bright Future [Electronic resource]. — Mode of access: http://www.unep.fr/shared/publications/pdf/WEBx0125xPA-EfficientLighting.pdf. — Date of access: 18.10.2015.
  8.                Садовская, Е. Чтобы офис зазеленел / Е. Садовская // Дикая природа Беларуси. — 19 ноября 2010 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.wildlife.by/node/5036. –12.10.2015.
  9.                Гриц, М. Как добавить зеленого в рабочие будни / М. Гриц // Белорусские новости. — 31.01.2014 [Электронный ресурс]. — http://naviny.by/rubrics/auto/2014/01/31/ic_articles_116_184425. — Дата доступа: 12.11.2015.
  10.            В Беларуси стартовала кампания «Зеленый офис» // Экобыт. — 28.01.2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ecobyt.ru/news/2836/. — Дата доступа: 13.11.2015.
  11.            «Зеленому офису» — зеленая дорога // Новости общества. — 26.10.2010. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://news.21.by/society/2010/10/26/182511.html. — Дата доступа: 12.12.2015.
  12.            Зеленый офис в России: миф или реальность // Российская архитектура [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.archi.ru/events/11269/zelonyi-ofis-v-rossii-mif-ili-realnost. — Дата доступа: 14.11.2015.
  13.            Китайский информационный центр [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://russian.china.org.cn/business/txt/2005–11/15/content_2205360.htm. — Дата доступа: 19.10.2015.
  14.            The Sins of Greenwashing Home and Family Edition: A report on environmental claims made in the North American consumer market [Electronic resource]. — Mode of access: http://sinsofgreenwashing.com/index35c6.pdf — Date of access: 12.12.2015.
  15.            Китай выбился в лидеры по объемам зеленого строительства // Зеленое строительство [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.radidomapro.ru/ryedktzij/stroytelstvo/zelyonoye-stroytelstvo/kitaj-vybilsia-v-lidery-po-obyemam-zelenogo-stro-14992.php. — Дата доступа: 12.12.2015.

[1]Весьма показательным является пример компании Adobe, которая в своем офисе в Калифорнии провела просветительскую работу с сотрудниками о необходимости бережного отношения к свету, исключила неиспользуемые источники и заменила лампы на более энергоэффективные. Все эти действия стоили компании 11 000$, ежегодная экономия составила 105 000$ [7].

[2] Глобальный договор — инициатива ООН по утверждению социальной ответственности бизнеса. Она продвигает принципы ответственного отношения бизнес-структур в области соблюдения прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды, в борьбе с коррупцией, а также является платформой для реализации социально значимых проектов. Начала действовать с 2000 года, в Беларуси стартовала в 2006 году. В настоящее время участниками инициативы являются около 80 белорусских компаний и организаций [11].

[3]Гринвошинг (зелёный камуфляж, англ. greenwashing, по аналогии с whitewash — «отбеливание»)— форма экологического маркетинга, в которой обширно применяется «зелёный» пиар и методы, цель которых — ввести потребителя в заблуждение относительно целей организации или производителя в экологичности продукции или услуги, представить их в благоприятном свете. Зелёный камуфляж используется для поддержания имиджа экологически-ориентированной компании, получения политической поддержки, увеличения продаж. В последние десятилетия наблюдается устойчивый рост явления: между 2007 и 2009 годом использование зелёного камуфляжа увеличилось на 79% [14].

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle