Библиографическое описание:

Корнильева С. Ю. Развитие коммуникативной компетенции обучающихся с ОВЗ во внеурочной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 914-917.



 

Самый верный путь к сердцу человека — это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего.

Дейл Карнеги

 

Одним из основных, специфически человеческим средством общения является речь, прошедшая длительный процесс филогенетического развития. В настоящее время существует большое количество теорий, пытающихся объяснить возникновение и развитие речи. Основной вопрос — является ли человеческая речь врожденной или она формируется в процессе развития человека. Анализ литературных источников показал, что однозначного ответа на этот вопрос не существует [3].

Главной особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья является нарушение их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям. Чтобы ребенку было легче адаптироваться в наш подчас сложный, даже для здорового человека, мир — необходимо привить ему навыки коммуникативной культуры.

Формирование коммуникативной компетенции предусматривает высокую активность ребенка. Речевая активность, являясь неотъемлемой частью коммуникативной, представляет собой инициативные речевые действия, направленные на самостоятельное построение речевого высказывания, производимое по внутреннему побуждению или в ответ на побуждение другого человека [6, с. 36].

«Множество людей могут говорить хорошие вещи, но очень немногие умеют слушать, потому как это требует силы ума» Рабиндранат Тагор

Как правило, в нашей жизни, пребывании в социуме, не хватает задушевных разговоров, добрых слов, умения слушать и слышать, сопричастности и сопереживании к внутреннему миру другого человека, просто таких черт характера, как такт и деликатность. В жизни нередко контактируя с человеком, мы зачастую не знаем о нем почти ничего, но одно мы можем сказать с уверенностью уже после нескольких минут общения, приятен нам собеседник или нет. Будет ли желанен повторный контакт, независимо, от того деловое это общение или просто знакомство.

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, так как язык — это средство общения, средство социализации и адаптации воспитанников в современном мире. Формирование коммуникативной компетенции — процесс длительный и достаточно сложный.

Коммуникативная компетентность — это владение вербальными и невербальными способами общения, навыками социальной перцепции межличностного взаимодействия, соблюдение норм речевой коммуникации, правил коммуникативного поведения.

Критериями коммуникативнойкультуры является ценностное отношение к общению, сформированность коммуникативно — значимых качеств личности, оценивание себя как субъекта взаимодействия, готовность к сотрудничеству.

Организовывая досуг обучающихся во внеурочное время, стараюсь восполнить дефицит общения, представить широкий спектр педагогических услуг по различным направлениям деятельности. Сотрудничество носит комплексный характер, включает в себя ряд взаимосвязанных тем. Одной из задач своей педагогической деятельности, считаю — не только развитие потенциала ребенка, но и сохранение, и укрепление психологического здоровья.

Для этого необходимы факторы:

          создание ситуации успеха;

          обеспечение атмосферы комфорта, учитывая психофизические особенности;

          формирование адекватной гибкой самооценки;

          развитие рефлексии;

          повышение стрессоустойчивости при взаимодействии с социумом.

Взаимодействуя с ребенком на равных, принимая его взгляды, ценности, обсуждая трудности и неудачи. Выйти на такой уровень общения можно с помощью развития навыков общения.

Общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами [4].

Современная жизнь с ее множеством межличностных контактов предъявляет сложные требования к общению во всех сферах жизнедеятельности человека. Готовность к речевому общению, к диалогу, общению как в личной жизни (со знакомыми, друзьями, членами семьи), так и в общении с одноклассниками, педагогами, а в дальнейшем и со сослуживцами. Навыки межличностного взаимодействия обучающиеся совершенствуют во время проведения бесед, диспутов, часов общения.

В настоящее время психологи предлагают большое количество разнообразных программ и технологий, направленных на развитие навыков речевого общения.

Наиболее эффективными считаю игровые технологии, которые способствуют:

          общению на вербальном и невербальном уровне;

          умению определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства, задавать открытые и закрытые вопросы;

          умению выделять основную идею высказывания, подводить итог;

          развитию слухового восприятия;

          умению понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации;

          развитию умения устанавливать логические, причинно-следственные связи, делать умозаключения;

          аргументировать свою точку зрения, излагать свои мысли точно и лаконично;

Для развития коммуникативной компетентности у обучающихся одним из наиболее эффективных методов является использованиетренинговых технологий.

Тренинг (от англ. train — воспитывать, обучать, тренировать)– это активная форма обучения каким-либо навыкам поведения или закрепление уже существующих.

Тренинг — один из интерактивных методов обучения и социально-психологического развития личности. Тренинги состоят из комплекса разнообразных упражнений и игр, объединенных в систему небольшими теоретическими модулями (по 5–15 минут). Они достаточно разнообразны по своему целевому назначению (от обучающих и развивающих до психокоррекционных и психотерапевтических), содержанию, формам (тренинги, семинары-тренинги, тренинги-марафоны и др.) и техникам проведения.

Социально-психологический тренинг — это не тренировка в обычном смысле слова, не отработка каких-то конкретных навыков, а активное социально-психологическое обучение с целью формирования компетентности, активности и направленности личности в общении с людьми и повышения уровня развития группы как социально-психологического объекта [2].

Задачи тренинга:

          формирование базовых понятий из области психологии общения;

          развитие навыков эффективного вербального и невербального общения;

          развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;

          развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении;

          познание своих возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми;

          осознание и снятие внутренних барьеров и зажимов, мешающих эффективной коммуникации;

          развитие способности прогнозировать поведение другого человека.

Главным критерием успешного воспитания и обучения ребенка, на мой взгляд, должна выступать степень развития самостоятельности, инициативности и творчества личности, т.о. потребовалось создание системы специальных психолого-педагогических мер по формированию коммуникативных компетентностей. Первостепенную роль в достижении поставленных целей играют активные и интерактивные формы и методы.

Арт-терапия — это это один из способов и технологий реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности. К средствам искусства относятся: музыка, живопись, литературные произведения, театр и т. д. [5, с. 123–127; 26, с. 94–105]. Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ даёт положительные результаты (опыт И. В. Рыковой). Арт-терапия основывается на том, что художественные образы способны помочь нам понять самих себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более счастливой. Термин «арт — терапия» был впервые использован А. Хиллом в 1938 г. и вскоре получил широкое распространение. Техники арт-терапии направлены на достижение изменений в самоощущении, принятии себя и своего тела, эмоциональную поддержку и выработку позитивно-конструктивных моделей поведения. Каждое занятие — это свободное творчество. Неструктурированная форма работы позволяет варьировать индивидуальные и групповые методы. Здесь можно говорить о некотором преимуществе арт-терапии перед другими технологиями социальной работы с детьми: — практически каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких- либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков; — арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний; — изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов [5].

Таким образом, арт-терапевтическая технология в социальной работе с обучающимися позволяет решать следующие важные социально- педагогические задачи:

Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы обучающиеся учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

Психотерапевтические. «Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

Развивающие. Обучающиеся учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения. В целом благодаря арт-терапевтической технологии происходит личностный рост ребенка, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств, эмоций и поведения.

Tеатральная деятельность, помогает освоить правила социальной жизни. Ежегодно обучающиеся нашего центра принимают участие в новогодних спектаклях, где каждому отведена своя роль на сцене. В основе театральной деятельности лежит ИГРА. Мы говорим: «играют спектакль», «актёры играют хорошо». Игровая природа всей социальной жизни человека построена на исполнении «ролей»: роль матери, роль отца, роль учителя, роль воспитателя, роль продавца и т. п. Игра предполагает также выполнение правил, которые предписывают исполнять роли в чётких рамках определённых действий, взаимодействие «ролей» тоже определяется правилами. Кроме того, участие в спектакле само по себе формирует социальные качества в человеке: умение слушать других, вступать в контакт — глазами, телесно, вербально; взаимодействовать, учитывать и принимать роль другого, следовать общей задаче и цели. Исполняя роль, ребёнок играет «другого», надевая его «маску», таким образом, как бы прячется за неё, и это помогает ему преодолеть естественные страх, стеснительность, неуверенность, тревожность, помогает ему стать немного другим — более смелым, или более спокойным, более эмоциональным, или более сдержанным. Разыгрывая небольшие этюды, дети часто отыгрывают свои внутренние проблемы, комплексы, неумения. Ведь зачастую — негативистическое поведение ребёнка — всего лишь защита, которую ребёнок неосознанно ставит перед собой и миром. Театральная деятельность даёт возможность ребёнку смягчить эту защиту, сделать её более гибкой, подвластной сознательному контролю. Но самое главное, пожалуй, то, что в этой «ИГРЕ» любой ребёнок переживает очень сильные чувства, и это переживание само по себе оказывает благотворное влияние на психику, на личность ребёнка — сглаживает негативные переживания, укрепляет положительные эмоции, развивает эмоциональную жизнь в целом, обогащая её разнообразием и нюансами переживаний. Получая успех в виде аплодисментов, они укрепляются в себе, получают новый заряд и желание сыграть ещё. Если посмотреть на театральную деятельность с педагогической точки зрения, то мы увидим, что в ней содержится огромный потенциал для собственно воспитательной работы. Самое важное, пожалуй, заключается в том, что постановка спектакля может стать целью, на достижение которой организуется вся группа детей. Показ спектакля на зрителей — как конечная цель очень привлекательна для детей, ведь многим нравится «выступать», даже если они этого боятся и отказываются. Создание спектакля объединяет детей и взрослых на достаточно длительное время, работа над постановкой предполагает постоянное удерживание этой цели в сознании детей. Постепенно, по мере того, как контуры спектакля всё больше вырисовываются, мотивация детей возрастает, повышается их эмоциональный фон, сама собой формируется некая структура коллектива, где роль каждого важна в одинаковой степени

Tаким образом, речь, как специфически человеческий вид деятельности, необходима для общения и в личной жизни, и в ходе профессиональной деятельности. Умение общаться, в том числе и с помощью речи, важно для человека, чтобы эффективно жить и реализовывать себя. Если умения и навыки речевого общения не удалось полностью сформировать в школьном возрасте, есть возможность развить их и в старшем возрасте. Основное условие — желание человека научиться общаться.

 

Литература:

 

  1.      Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
  2.      Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков. — СПб.: Питер, 2006. — 160с.
  3.      Сергеечева В. Как говорить убедительно: Стратегия и тактика общения. СПб: Питер, 2002. — 221с.
  4.      Киселёва Т. Ю. Педагогическая арт-терапия. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1/2008
  5.      Черкасова Е. Л. «Речевая коммуникация детей: изучение, диагностика, развитие» М., НКЦ, 2011г., — 190с.).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle