Библиографическое описание:

Шипилов Д. Ю. Анализ доступности объектов транспортной инфраструктуры // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 932-934.



 

В статье обоснована важность обеспечения доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. Представлены результаты анализа соответствия параметров объектов транспортной инфраструктуры в г. Оренбурге рекомендуемым значениям по критерию доступности.

Ключевые слова: доступная среда, инвалиды, транспортная инфраструктура.

 

В современном мире проблема инвалидности носит глобальный характер. Около 15 % населения живут с какой-либо формой инвалидности [1]. В 2008 году Россия присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов [2], а в 2012 году ратифицировала её. Одним из принципов этой Конвенции является принятие государствами-участниками надлежащих мер для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.

Помимо инвалидов существуют маломобильные группы населения — люди, испытывающие затруднения при передвижении, получении услуг или информации. Маломобильные группы населения составляют люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т. п.

Ежегодно в России регистрируется около 2400 тыс. новых инвалидов. По состоянию на 1 января 2015 г. в стране проживает 12924 тыс. инвалидов, 9262 тыс. детей в возрасте до 5 лет, и более 35163 тыс. людей старше трудоспособного возраста: из них 25317 тыс. — женщины, 9846 тыс. — мужчины [1]. По данным НИИАТ инвалиды и маломобильные группы населения составляют 41 % населения России. Транспорт является наиболее проблемной сферой для этих лиц — 61 % из опрошенных инвалидов с нарушением двигательных функций сталкиваются в транспорте с труднопреодолимыми препятствиями или вообще не в состоянии пользоваться общественным транспортом.

Для обеспечения доступных и безопасных условий для самостоятельного движения инвалидов и других маломобильных групп населения в городе необходимо, чтобы элементы транспортной инфраструктуры отвечали ряду требований [3].

Технические рекомендации к тротуарам и пешеходным дорожкам:

а) материал и поверхность покрытия тротуаров и пешеходных дорожек;

б) уклоны продольного и поперечного профилей;

в) ширина одной полосы тротуара или пешеходной дорожки;

г) отдельная полоса тротуара или пешеходной дорожки для людей в кресле-коляске или с детскими колясками;

д) ширина и глубина ступеней на лестницах;

е) наличие пандусов при наличии бортовых камней;

ж) обустройство пандусов перилами и поручнями

з) ограждения и поручни для людей с ограниченными возможностями:

к) обустройство подъемниками и лифтами.

Технические рекомендации к пешеходным переходам:

а) пешеходные переходы должны быть разработаны для трех групп населения (обычные, маломобильные группы населения, и слабовидящие и незрячие);

б) наличие водоотвода;

в) ширина не менее 1 метра в каждом направлении;

г) пешеходные переходы должны быть приподняты;

д) оборудование пандусами, дорожными пешеходными ограждениями островков безопасности;

е) наличие систем вентиляции, регулирования температурного режима и обеспечение условий видимости в подземных или надземных пешеходных переходах.

Технические рекомендации к остановочным пунктам:

а) ширина остановочной площадки;

б) ширина посадочной площадки;

в) параметры бордюрного камня и посадочной площадки;

г) уклон посадочной площадки;

д) наличие специального места для людей в кресле-коляске или с детской коляской напротив места посадки;

е) наличие прозрачной или открытой правой стороны остановочного павильона;

ж) обустройство подходов к остановочным пунктам (размещение пешеходного перехода);

з) наличие информационного обеспечения.

Технические рекомендации к автомобильным стоянкам (парковкам):

а) наличие специальных мест для стоянки транспортных средств инвалидов или с инвалидами;

б) количество специальных мест для стоянки транспортных средств инвалидов или с инвалидами — 10 % от общего количества;

в) ширина зоны стоянки транспортных средств инвалидов или с инвалидами;

г) наличие пандуса на местах стоянки транспортных средств инвалидов или с инвалидами;

д) наличие обозначений специальных мест стоянки транспортных средств инвалидов или с инвалидами;

е) наличие информационного табло о количестве свободных мест на парковке транспортных средств инвалидов или с инвалидами.

Технические рекомендации к зонам отдыха инвалидов:

а) наличие зон отдыха на тротуарах и пешеходных дорожках;

б) расстояние между ними.

Технические рекомендации к обустройству мест проведения дорожных и строительных работ:

а) ширина свободной части тротуара;

б) бортик как ограждения участка проведения дорожных или строительных работ;

в) наличие временных пешеходных переходов;

г) наличие пандуса на всех временных объектах;

д) наличие звуковых или радиоустройств информирования.

Технические рекомендации к обустройству автомобильных дорог средствами информирования и ориентирования инвалидов и других маломобильных групп населения:

а) оборудования пешеходных путей и остановочных пунктов средствами информирования и ориентирования инвалидов (тактильные, звуковые и визуальные).

Анализ состояния объектов транспортной инфраструктуры на их соответствие требованиям для обеспечения доступной среды на транспорте для маломобильных групп населения показал, что большая часть параметров не соблюдается или соблюдается редко.

Примером развития доступной среды является город Сочи, где всё, что было создано для Олимпийских Игр — 2014: транспорт, дороги, объекты спортивной и общественной инфраструктуры — было построено с учётом потребностей людей с инвалидностью. Более 1000 объектов были признаны доступными. Эта безбарьерная среда позволяет людям с инвалидностью без посторонней помощи передвигаться по городу, пользоваться транспортом. посещать учреждения и организации, места работы и учёбы, досуга и отдыха, а также заниматься спортом [4]. В России по данным проекта «Карта доступности», реализуемым оргкомитетом Сочи-2014 и Фондом поддержки инвалидов «Единая страна», всего 26841 доступных объектов [5].

Основной проблемой для перемещения маломобильных групп населения является отсутствие специальных транспортных средств, которые должны быть оборудованы пандусом, одноуровневым полом, специальными площадками и поручнями.

В связи с этим, в целях создания на транспорте доступной среды для людей с инвалидностью и ограниченной мобильностью является актуальной задача обустройства автомобильных дорог, объектов транспортной инфраструктуры, обеспечивающих доступные и безопасные условия для самостоятельного движения этих категорий, особенно для вновь строящихся и реконструируемых объектов.

Решение этой задачи включает выполнение следующих этапов:

          анализ транспортной инфраструктуры каждого города для выявления особо важных для маломобильных групп населения объектов;

          анализ возможных решений обеспечения транспортной доступности для определения наиболее эффективных из них;

          разработка мероприятий для создания доступной среды на транспорте для инвалидов и маломобильных категорий населения и их реализация.

 

Литература:

 

  1.      Официальная статистика. / Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/
  2.      Конвенция ООН о правах инвалидов. (Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/convents/disability.html)
  3.      ОДМ 218.2.007–2011. Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства. Отраслевой дорожный методический документ (проект) / Федеральное дорожное агентство: Москва, 2013. — 96 с.
  4.      Сокурова Валентина «Сочи подал пример безбарьерной среды» Вечерний Оренбург. Газета. — Оренбург.: Юж.-Урал. кн. изд-во. — 2014. — 26 марта, С. 4.
  5.      Карта доступности / Режим доступа: http://kartadostupnosti.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle