Библиографическое описание:

Коконова Е. А. Проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 716-719.

 

Предложенная статья поднимает одну из важнейших в современном образовании проблем — проблему формирования универсальных учебных действий. На основе анализа литературы автор обосновывает значимость регулятивных УУД в формировании личности младшего школьника, выделяет функции, критерии и показатели сформированности данной группы УУД. Далее предлагаются результаты исследования уровней сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников и дается их подробное описание.

Ключевые слова: регулятивные универсальные учебные действия, проектные задачи, русский язык, младшие школьники.

 

Последние десятилетия характеризуется увеличением скорости обновления и дополнения системы научных знаний, возрастанием объема информации, необходимой человеку для успешной социализации в современном обществе. Все это привело к смене цели современного образования, которая определяется новым социальным заказом общества и предусматривает, как утверждает А. Г. Асмолов, «переход от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться; от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации; от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразования и смыслопорождения); от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества» [3, с.4].

Исходя из формулировки цели современного образования основной задачей, стоящей перед учителем, является задача формирование у ребенка умений организации своей учебной деятельности, в основе которой лежат универсальные учебные действия (УУД). По мнению А. В. Федотовой, «универсальные учебные действия — это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик» [5]. При этом именно формирование УУД является основной целью и результатом образования, что отражено и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения.

Для успешного существования в современном обществе человек должен уметь ставить себе конкретные цели, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В основе всех этих умений лежат регулятивные УУД. Функцией регулятивных УУД является организация учащимся своей учебной деятельности, своего поведения, своего здорового образа жизни. Развитие регулятивных действий ребенка связано прежде всего с формированием его произвольного поведения. Именно произвольность выступает основой умений ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, помогает ему осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых им действий. А. Г. Асмолов в своих работах выделяет такие показатели сформированности регулятивных УУД, как «умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию, умение контролировать свою деятельность по результату, умение адекватно понимать оценку взрослого» [3, с75]. Однако в большинстве своем младший школьник выполняет лишь отдельные операции деятельности. Кроме того, у большинства детей отсутствуют действия планирования и контроля, а при работе с учебным материалом они зачастую просто копируют действий учителя, подменяя учебную задачу задачей заучивания и простого воспроизведения материала. Все это говорит о том, что учителя при общей направленности обучения на формирования умения учиться выпускают самое главное, а именно формирование самостоятельности в поведении ребенка.

Для того чтобы решить заявленную проблему необходимо, прежде всего, выяснить уровень сформированности регулятивных УУД у младших школьников. В связи с этим нами на базе «МБОУ СОШ № 10» г. Абакана Республики Хакасия в октябре 2015г. была проведена опытно-экспериментальная работа. В исследовании принимали участие учащиеся четвертых классов в количестве 50 человек.

В соответствии с показателями регулятивных УУД, выделенными А. Г. Асмолов, были подобраны методики исследования: методика «Образец и правило» А. Л. Венгера, методика «Корректурная проба» тест Бурдона, проба на внимание П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкой.

Цель первой диагностической методики: выявление умения ребенка руководствоваться системой условий задачи (методика «Образец и правило» А. Л. Венгера [7]). Результаты исследования отражены в таблице 1.

 

Таблица 1

Уровень умения руководствоваться системой условий задачи у учащихся экспериментального и контрольного классов по методике «Образец и правило» А. Л. Венгера

Уровень

Экспериментальный класс

Контрольный класс

Количество учащихся

%

Количество учащихся

%

Низкий

4 человек

16 %

3 человек

12 %

Средний

7 человек

28 %

7 человек

28 %

Высокий

14 человека

56 %

15 человека

60 %

 

Из таблицы видно, что высоким уровнем умения руководствоваться системой условий задачи обладают 29 учеников из обоих классов, т. е. более половины обучающихся. Однако достаточно большая часть (49 % детей контрольного класса и 44 % — экспериментального) показали по результатам исследования средний и низкий уровень умения руководствоваться системой условий задачи. При выполнении диагностических заданий эти дети постоянно просили помощи, что говорит об отсутствии умения определять цель работы и принимать условия решения учебной задачи.

Цель второй диагностической методики: проверка концентрации объема внимания (методика «Корректурная проба» тест Бурдона [6]). Результаты исследования по данной методике отражены в таблице 2.

 

Таблица 2

Уровень концентрации внимания у учащихся экспериментального и контрольного классов по результатам методики «Корректурная проба» тест Бурдона.

Уровень

Экспериментальный класс

Контрольный класс

Количество учащихся

%

Количество учащихся

%

высокий

6 человек

24 %

7 человек

28 %

средний

7 человек

28 %

7 человек

28 %

низкий

12 человек

48 %

11 человек

44 %

 

Анализ данной таблицы показывает, что высоким уровнем концентрации внимания обладают всего 13 обучающихся из 50. Это свидетельствует о том, что большинство младших школьников, принимавших участие в исследовании, обладают низким уровнем концентрации внимания, т. е. не могут сосредоточиться на выполнении задания, быстро отвлекаются, а значит не могут успешно решить поставленную учебную задачу.

Цель третьей диагностической методики: выявить уровень сформированности внимания и самоконтроля учащихся (методика «Проба на внимание» П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая [3, с88–89]). Результаты данной методики представлены в таблице 3.

 

Таблица 3

Уровень сформированности внимания и самоконтроля у учащихся экспериментального и контрольного классов по методике «Проба на внимание» П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкой

Уровень

Экспериментальный класс

Контрольный класс

Количество учащихся

%

Количество учащихся

%

высокий

1 человек

4 %

8 человек

32 %

средний

9 человек

36 %

10 человек

40 %

низкий

15 человек

60 %

7 человек

28 %

 

Из таблицы видно, что высоким уровнем сформированности внимания и самоконтроля обладают лишь 4 человека из экспериментального класса, хотя в контрольном этот показатель существенно выше (8 человек). Однако в целом исследование по данной методике показало, что у обучающихся обоих классов преобладает низкий уровень, что свидетельствует о том, что действие внимания и контроля у большинства четвероклассников слабо или совсем не сформировано.

В результате выполнения обработки результатов всех трех методик нами были выделены уровни сформированости регулятивных УУД. К высокому уровню были отнесены обучающиеся, набравшие по трем диагностическим методикам от 7 до 9 баллов. К среднему уровню –, набравшие от 4 до 6 баллов. К низкому уровню — от 1 до 3 баллов. Сводные результаты отражены в таблице 4.

 

Таблица 4

Уровень сформированности регулятивных УУД в экспериментальном и контрольном классах

Уровень

Экспериментальный класс

Контрольный класс

Количество учащихся

%

Количество учащихся

%

высокий

6 человек

24 %

11 человек

44 %

средний

17 человек

68 %

13 человек

52 %

низкий

2 человек

8 %

1 человек

4 %

 

Из таблицы видно, что в экспериментальном и контрольном классах преобладает средний уровень сформированности регулятивных УУД, а это, учитывая возраст детей является низким показателем, т. к. по замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение» [ФГОС НОО, с.???].

Таким образом, данные нашего исследования свидетельствую, что в начальной школе недостаточно внимания уделяется проблеме формирования у учащихся регулятивных УУД. Все это должно заставить задуматься учителей об этой проблеме, т. к. успешность ребенка зависит именно от его умения организовывать свою деятельность и поведение в окружающем мире.

 

Литература:

 

  1.      Воронцов, А. Б. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Воронцов и др. — М.: Просвещение, 2011. — 176 с.
  2.      Давыдов, В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении / В. В. Давыдов. — Томск: Пеленг, 1992. — 114с.
  3.      Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил. — ISBN 978–5-09–019148–7.
  4.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 (ред. от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357) Доступ. — минобрнауки.рф

5.        Федотова, А. В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования [Электронный ресурс]: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=1866

  1.      Тест «Корректурная проба» (Оценка устойчивости внимания) [Электронный ресурс]: http://vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/61-diagnosis-of-intellectual-development/478-test-proofreading-test-score-sustainability-focus

7.        Упражнение «Рисование по точкам» или «Образец и правило» (Л. А. Венгер) [Электронный ресурс]: http://obch.devyourself.ru/co/uud/post-103

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle