Библиографическое описание:

Шапошникова С. В. Применение проектных технологий для создания основы экологической грамотности и формирования регулятивных и коммуникативных УУД // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 772-773.



 

В этом мире добивается успеха только тот, кто ищет нужных ему условий и, если не находит, создаёт их сам.

Бернард Шоу

 

Чем раньше в процессе обучения мы осуществим введение ребёнка в мир активного познания, тем больший результат мы получим на выходе ученика из школы.

В нашей школе с 1996 года организован целостный учебно-воспитательный процесс: работает кружок «Юные экологи», создано НОУ «Импульс», разработан комплекс программ, связывающих в единые целые вопросы биологического и экологического воспитания, направленные на мотивацию проектно-исследовательской деятельности учащихся. Высший орган НОУ Импульс» — ежегодная научно-практическая конференция. Члены научного общества — победители конференций и учащиеся, предоставившие свои проекты во второй раз. Кандидаты в члены научного общества, учащиеся впервые предоставившие проекты.

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. На уроках, факультативных и групповых занятиях, работе кружка каждому учащемуся при защите проекта предоставляется возможность осуществлять поисковую (эвристическую) деятельность. Формируются коммуникативные УУД: умение слушать и слышать друг друга, способность принять иную точку зрения или убедить собеседника в правильности собственной, быть контактным в различных социальных ситуациях, работать в команде для достижения цели.

На данном этапе происходит преобразование сложившихся стереотипов исследовательской деятельности на индивидуально-личностном уровне, идет формирование объективной оценки предметов и явлений, самостоятельное определение целей будущего эксперимента и механизмов своей деятельности для достижения этих целей. Определяющими условиями при этом является личная включенность учащегося в исследовательскую деятельность, придание приобретенным знаниям общественной направленности, что способствует выходу за рамки образовательного процесса формирования УУД, а также способствует развитию способности к поиску альтернатив, к открытости, к восприимчивости, к анализу и критике. Так, на одном из дополнительных занятий, учащиеся самостоятельно определили штрих коды и знаки соответствия стандартов. Член кружка НОУ «Импульс» Дмитренко Александр заинтересовался этой проблемой и уже самостоятельно наметил задачи, а также составил алгоритм для достижения цели исследования. При выполнении работы «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности», учащимся предлагалось провести исследование анализа экологического состояния реки Сосыка, используя региональный компонент. Методику проведенного опыта мы знаем достаточно хорошо, но для учащихся это — настоящее открытие. Чувство собственной значимости переполняло ребят. На конкретном примере дети выявляли загрязнение природного объекта, предложили рекомендации и наметили план по ликвидации данной проблеме. Группа волонтёров обратилась с ходатайством к администрации района по решению данной проблемы. Работа подобного плана стимулирует учащихся к использованию полученных знаний на практике и формированию экологического сознания и мышления. У школьников появляется стремление опробовать себя в роли исследователя, доказать свою значимость, включаясь в долгосрочные научно- исследовательские проекты. Так учащаяся Топанова Юлия продолжила исследование по данной проблеме, провела детальное исследование водного объекта. Ей было задано направление поиска и предложено самостоятельно решить комплекс проблем и определить механизм своей деятельности для достижения цели. Учащаяся защитила свою работу на муниципальной и краевой научно-практической конференции МСХАУК

Членам НОУ предоставляется возможность заниматься проектно- исследовательской деятельностью: планировать, оценивать, прогнозировать, проводить эксперименты для достижения цели и выполнения задач, то есть формируются регулятивные УУД. Дети имеют право самостоятельно выбирать доступное задание, исходя из естественности проблемы и актуальности темы исследования. Исследовательские задания, учащиеся выбирают в соответствии с направлениями своей будущей профессии. Ребята, готовящиеся к поступлению в сельскохозяйственные вузы, предпочитают заниматься анализом состояния почвы, воды, растений; для будущих медиков интересными стали исследования о влияния вредных привычек, факторов и условий среды на организм, то есть проявляются личностные виды УУД.

Показатели результативности проводимой в школе работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся — призеры и дипломанты краевых конкурсов, конференций и акций: «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам края», «Подрост» в номинации «Комплексные исследования экосистем», «Юные исследователи окружающей среды», «Чистые берега»; исследовательских работ «Кубанские товары и услуги — только высшего качества», «К тайнам природы» и «Моя малая Родина».

Статус ученика, серьезно занимающегося проектно-исследовательской деятельностью, как правило, стабильно возрастает. Результат такой деятельности — 32 призера и победителя научно-практических конференций краевого уровня, постоянный рост членов НОУ «Импульс»: 125!

Участвуя в работе краевых конференций, экологических школ ребята сотрудничают с педагогами ГУДОД ЭБЦ и ВУЗов края. 60 членов НОУ — студенты медицинских и аграрных ВУЗов.

Каждый достигнутый результат порождает рефлексию, следствием которой стало появление новых замыслов и творческих планов. Так Авилова Анастасия представляла Краснодарский край на форуме «Прорыв» в Москве.

НОУ «Импульс» дало путевку в жизнь многим выпускникам, мотивацию к познанию:Калашников Андрей — кандидат экономических наук, Черныш Сергей — доцент Московского мединститута, Иващенко Вячеслав — главный санитарный врач Краснодарского края, Костяной Дмитрий — кандидат сельскохозяйственных наук, Люлюк Ольга — врач комиссии ВТЭК Ленинградской ЦРБ.

Выполнение краткосрочного эксперимента (ситуация теоретико-экспериментального исследования на уроке) по готовому алгоритму (при проведение практических и лабораторных занятий на уроке) всегда дает положительный результат. Так, даже учащиеся, не отличающиеся стремлениями к УУД, после самостоятельно проведенных экспериментов, заметно изменяются к лучшему. Действуя по предложенным алгоритмам, они получают удовольствие от достигнутых результатов, от сознания того, что успешно справляются с работой. В 5 классах, идущих по ФГООС, 100 % успеваемость и качество знаний.

Умение просчитывать, прогнозировать, моделировать и анализировать результаты своей деятельности — является очень важным практическим умением. И какую бы впоследствии профессию не выбрали наши ребята, они навсегда сохранят в своей душе любовь к родному краю, бережное отношение к природе и возможность индивидуальной ориентации и самоопределения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle