Библиографическое описание:

Вагапова Ю. Ж. Европейский кризис: выбрать выход с наименьшими потерями // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 539-541.



 

«Симптомы кризиса» проявились еще тогда, в уже далеком 2009 году в Греции из-за роста величины задолженности государственного и частного сектора и одновременного понижения кредитного рейтинга. За Грецией последовали Испания, Португалия, Ирландия, Мальта, Кипр, Италия. Затем кризис распространился на всю зону евро. Когда ситуация с Грецией еще только набирала обороты, инвесторы сильно обеспокоились относительно роста государственных заимствований. Страны, которым оказывалась помощь, были не способны вовремя выплачивать проценты и сами кредиты без дальнейших заимствований. Следовательно, образовывался все больший и больший разрыв между «должниками» и другими членами Евросоюза, которые являлись так называемыми «гарантами надежности». Всю эту картину ухудшило массовое снижение рейтингов стран ЕС. В 2010 году был создан резервный фонд- Европейский фонд финансовой стабильности.

Причины и предпосылки кризиса.

Прежде чем приступать к решению проблемы, нужно разобраться в ее причинах и предпосылках. Думаю, что причиной являлось то, что просто пришлось платить по счетам. Дешевые кредиты, для погашения этих кредитов берутся другие и так раз за разом. Именно так и наращивается долг. Это и стало предпосылкой.

Так как страны ЕС тесно связаны между собой, поэтому если одна страна не выполняет свои обязательства, это непременно сказывается на банковской системе помогающей страны. Это называется цепной реакцией. Но Греция долгое время скрывала это путем производства ценных бумаг, которые разрабатывались несколькими крупными банками.

Выделим несколько главных причин:

  1.                Рост госдолга
  2.                Нарушение равновесия платежного баланса
  3.                Структурные проблемы еврозоны
  4.                Негибкая кредитно-денежная политика

Рост госдолга

Членами Европейского союза было введено ограничение государственного долга и бюджетного дефицита. Но как было написано ранее, ряд стран успешно обходил эти ограничения путем выпуска ценных бумаг.

Нарушения равновесия платежного баланса

Некоторые аналитики отмечают, что причиной стал дефицит платежного баланса. На величину торгового дефицита влияет изменение стоимости рабочей силы. Хотя это довольно спорный метод, но он безусловно поспособствовал сохранению безработицы в Германии.

Структурные проблемы еврозоны

Структура еврозоны является исключительно валютным союзом. Есть общий курс финансовой политики, но при этом нет общего казначейства. Следовательно, если и существуют какие-то соглашения по кредитно-денежной политики, страны имеют право отказаться следовать ей. Структура делает сложным оперативное вмешательство. Подобное может привести к невозможности предотвращения развития цепной реакции. Также нет нормального подхода к вопросам страхования вкладов. Это помогло бы избежать панического изъятия банковских вкладов.

Негибкая кредитно-денежная политика

Из-за единой кредитно-денежной политики невозможно осуществлять эмиссию национальной валюты.

Потеря доверия инвесторов

Во время начала кризиса стало очевидно, что облигации являются более рискованными инвестициями, как считалось раньше. Также развитию кризиса поспособствовал конфликт интересов банков.

Еще жители стран, первыми пострадавшими от кризиса, сняли все свои сбережения со своих банковских счетов. Плюс многие банки подозревали другие учреждения в сокрытии убытков, что соответственно снизило доверие в банковской отрасли.

Последствия

В кризисе Евросоюза больше всего пострадали и не могут оправиться именно периферийные страны, со слабой экономикой. Для них кризис и его последствия идут дольше остальных.

ВВП Греции сократился более чем на четверть. Всего шесть членов валютного союза с 2010 года обратились за поддержкой к международному сообществу. Пострадавшие страны взяли на себя обязательства по реализации программ жесткой экономии и проведению реформ-все это под контролем кредиторов. Первой, в 2013 году, из-под опеки стабфонда вышла Ирландия. В 2014 году за ней последовала Португалия. Испания не являлась официальным участником этой программы, так как у руководства Испании нет необходимости согласовывать планы по сокращению госрасходов и проведению реформ.

Спад в экономике привел к росту безработицы. В Ирландии она выросла в два раза, в Греции-в четыре. У каждого четвертого жителя Греции и Испании сегодня нет работы. Среди молодежи показатели еще плачевнее. Это привело к тому, что избиратели отвернулись от известных партий и обеспечили приход к власти радикальных политических групп.

Один из важных показателей для кредиторов-это первичный профицит государственного бюджета. Это разница между доходами и расходами госбюджета. Если эта цифра слишком маленькая, то это означает, что долг может быть погашен очень медленно или вообще с помощью новых кредитов.

На основании этих данных можно сделать вывод, что ни одна из стран, подвергшихся влиянию экономического кризиса, не в состоянии добиться того, чего кредиторы ожидают от Греции сегодня.

Пути решения проблемы

По сути кризис Евросюза является кризисом доверия инвесторов, многократно усиленный действиями спекулянтов. Таким образом, для выхода из кризиса нужно найти способ возврата доверия рынка, то есть возврата рыночных ставок на приемлемые уровни.

Рассмотрим пути выхода из кризиса:

  1.                Самый наилучший- сокращение долговой нагрузки европейских стран в результате роста реального ВВП высокими темпами
  2.                Сокращение долговой нагрузки путем роста номинального ВВП (инфляционный выход)
  3.                Проведение частично контролируемых дефолтов
  4.                Девальвация евро
  5.                «Частичная монетизация» проблемных долгов-активная скупка бумаг с рынка со стороны ЕЦБ
  6.                Замена национальных бумаг общими
  7.                Достижение низких ставок путем введения жестких мер регулирования рынка

Заключение

Многие политики признают, что пришло время «новой Европы». Структура Евросоюза должна быть реформирована. Все попытки привели к повышению уровня безработицы, низким зарплатам и пенсиям, оттоку рабочей силы, обесцениванию земли, помещений обанкротившихся предприятий. ЕЦБ, по моему мнению, не справился с задачей. Власти готовы уже идти на радикальные меры для повышения спроса на товары, увеличению производства и, следовательно, повышения занятости населения и роста экономики и цен.

Власти Греции, Италии и других стран будут до последнего надеяться на кредиты и ссуды ЕЦБ и МВФ, а страны, которым выгодно существование еврозоны, не изменят своей политики. И если кардинально не изменить подход к ситуации, то ситуация станет катастрофической в некоторых странах региона, да и во всей еврозоне в целом

 

Литература:

 

  1.                Самохвалова В. А., Яковлев М. В. Газ во внешней политике Ирана // Наука и образование в жизни современного общества: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 12 частях. Тамбов: Юком, 2015. С. 127–129.
  2.                Яковлев М. В. Значение политико-культурного фактора в концепции демократизации Сеймура Липсета // Наука и образование в XXI в: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. Тамбов: Юком, 2014. С. 162–163.
  3.                Яковлев М. В. Демократическая политическая культура в западных и незападных сообществах: подход Габриэля Алмонда и Сиднея Вербы // Наука и образование в жизни современного общества: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 12 частях. Тамбов: Юком, 2015. С. 160–162.
  4.                Яковлев М. В. Факторы формирования особенностей российской модели демократии // Вестник Башкирского университета. 2013. Т. 18. № 1. С. 211–213.
  5.                Яковлев М. В. Особенности современной демократии в России // Перспективы науки. 2013. № 1 (40). С. 114–117.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle