Библиографическое описание:

Айрумян Г. С., Галанина Д. С. Педагогическая работа с одаренными детьми // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 674-677.

 

Каждый день в мире происходит множество открытий, которые имеют как положительный, так и отрицательный характер. За всеми этими открытиями стоят люди, но кто они? Высшая ступень развития? Гении? Они одарённые личности.

Интеллектуальный уровень одаренных людей — это гарантия высоких результатов. Показать себя миру и развить до определённой ступени мастерство помогают Образовательные Учреждения, которые производят свою деятельность, опираясь на Образовательный Стандарт.

Учащимся предлагаются занятия разной направленности, в зависимости от предпочтений учащегося и возможностей, так же развитие школьника происходит и во внеурочное время (секции, кружки, олимпиады, соревнования и др.).

Выявить одарённого ребёнка и не упустить то время, пока ребёнок хочет развиваться — одна из главных задач педагогов. Одарённые дети наиболее чувствительны к самооценке и оценке их деятельности окружающими, ошибочно считать, что более развитые дети не нуждаются в помощи взрослых.

Одарённые ученики критичны во всём, они ищут ошибки в своих действиях и действиях педагогов, так как предполагают нечестную или менее серьёзную оценку. Вся рабочая деятельность педагогов должна быть закольцована на терпимости к критике и понимании каждого ребёнка как личности. А ведь всем известно, что все люди разные и понимают мир по-разному.

Преподаватели должны быть готовы к тому, что одаренные ученики непоседливы и их очень тяжело вогнать в рамки, к таким детям надо найти подход, ибо ни одно утверждение или просьба не будут приняты детьми всерьёз. Для них должно быть всё обоснованно и иметь те или иные аргументы.

В начальной школе практически все дети представляют собой одарённую личность это связано с тем, что дети имеют больше интеллектуальных способностей, нежели взрослый, они восприимчивы к обучению и могут проявлять себя в любом творческом деле.

Исходя из этого, развитие одарённости должно начинаться уже в начальной школе. Очень важно создавать на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой школьники должны самостоятельно на уроке справиться с несколькими мыслительными операциями. Следует ставить ребенка в положение исследователя, первооткрывателя, так ребёнок более плодотворно будет погружаться в дело.

 

Педагог, который ставит перед собой цель воспитать одарённого ученика должен постоянно самосовершенствоваться и работать над собой. Педагог не должен забывать и о возрастных возможностях каждого ученика.

В ином случае, обучение одарённых детей практически ничем не будет отличаться от традиционного обучения.

Стоит отметить, что дети с нормальным постепенным развитием ничем не хуже одаренных детей; обучение и развитие идёт у них плавно — шаг за шагом, со временем они тоже начинают проявлять себя в различных творческих ситуациях.

В. А. Сухомлинский говорил, что одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Что необходимо холить и лелеять его, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал большой плод.

По сути, так оно и есть, одарённость ребёнка и его желание показать себя миру идёт из семьи, катализаторами тут становятся родители, которые должны заметить внутренние предпосылки для выдающихся достижений и направлять своё чадо для их реализации.

Многие факторы влияют на развитие одарённого индивида. К примеру, самым важным в развитии младшего школьника фактором является — социальная среда. Будучи спокойной и комфортной она создаёт вокруг ребёнка среду без раздражителей. Социально спокойный и легко идущий на контакт ребёнок полностью погружается в дело, которое ему по душе, и в котором он может отличиться.

Выявить одарённого ребёнка очень просто, одарённые дети, как правило, не удовлетворены работой с учебником, им не интересен обычный ход урока, их куда больше привлекает чтение словарей и энциклопедий, отвечая самим себе на поставленные вопросы в разных интересующих их областях.

 

Одарённость ребёнка стоит рассматривать, как взаимодействие характеристик: креативности, уровня развития выше среднего и интеллектуальных способностей. Творческая продуктивность будет обязательно достигнута, если к ребёнку будут приписаны эти характеристики.

Одарённость — это не что-то единое, а совокупность нескольких видов деятельности, в которых дети могут себя проявлять. К примеру — лидерские качества — один из критериев, определяющих одарённость, тоже являются звоночком к выявлению одарённого ребёнка. Коммуникативная, художественная, физическая, духовная деятельности — это лишь часть, на что стоит обратить своё внимание, как родителям, так и педагогам.

 

Одарённым детям интересны разные виды науки, они не ограничивают себя чем-то одним, у них много специфичных вопросов и идей, как узнать что-то новое.

Работая с Одарёнными детьми, педагогам надо помнить, что крайности крайне не желательны. Стоит понимать, что не стоит:

                    возводить ребенка на пьедестал, подчеркивания его особые права,

                    применять публичное принижение достоинства или игнорирование.

В школе у детей могут встречаться сложности из-за общения со сверстниками и учителями, чтобы избежать конфликтов стоит обращаться за помощью к педагогу-психологу. Психолог поможет адаптироваться одарённой личности и избежать самоизоляции от окружающих.

Вне сомнений, что развивать одаренность учащихся стоит через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования. Это обеспечивает преемственность, помогающую развиваться детям гармонично, как в школе, так и дома.

Самооценка, повышенная впечатлительность, независимость, соревновательность, лидерство — это особенности личности одарённого ребёнка, на которые чаще всего не обращают внимания, а зря. Именно по этим особенностям проще всего выявить одарённого ребёнка.

 

Взаимодействие педагога с одаренным учеником вляется главным фактором всего обучения. Во время занятий педагоги чаще задают вопросы, чем сами говорят. Большой объем информации заменяется различными демонстрациями, опытами. Для учителелей в первую очередь важно, не отвечать самим на свои же вопросы и не помогать решать задачи учащимся, это дает возможность более глубоко осмыслить материал и решить его с большим результатом.

Учителям необходимо больше прислушиваться к ответам одарённых, принимать их, но не оценивать, показывая детям различными способами, что услышали их. Это помогает Одаренным детям коммуцировать с классом.

Одаренность разных полов разная; мальчики и девочки воспринимают этот мир по-разному, поэтому на это тоже стоит обратить внимание при работе с детьми.

Мальчики — в основном личности, имеющие гибкое мышление, стремление к доминированию, у них много разнообразных интересов и они очень эмоционально чувствительны.

Девочки же имеют неординарное мышление и своеобразную логику, они творчески активные и часто могут быть подвержены стрессам.

У одарённых детей часто возникают проблемы из-за разницы с физическим, интеллектуальным и духовным развитием. С их неприязнью к школьной жизни, которая идёт от непонимания необходимости обучения, так как одаренным детям интереснее получать знания самим, а не через посредников.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Проблемы выявления, обучения и развития практически полностью ложатся на плечи педагогов. Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и не прекращающийся процесс, во время которого формируется личность ребёнка.

В работе с одаренными детьми важен личностный рост самих учителей и их педагогическая активность.

Одарённые люди с лёгкостью могут вносить свой вклад в развитие той или иной науки, но, к сожалению, ещё очень мало всего создано для детей, которые развиваются раньше своего возраста и превосходят свою возрастную норму в различных направлениях. Как только повышенное внимание будет уделяться развитию одарённых детей, так развитие государств будет происходить с завидной быстротой!

 

Литература:

 

  1.                «Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н. С. Лейтеса, М., 1996.
  2.                Терасье Ж. К. «Сверходаренные дети», М., 1999.
  3.                Попова Л. В. «Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности», М., 1993
  4.                Юркевич В. С. «Одаренный ребенок» — М; 1996 г
  5.                http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/01/15/odarennye-deti-i-osobennosti-pedagogicheskoy-raboty-s-nimi
  6.                http://pandia.ru/text/78/203/1669.php
  7.                Яндекс картинки

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle