Библиографическое описание:

Чернов И. В. Проблема педагогической запущенности в современном образовательном пространстве // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 770-772.



 

Современная школа является важнейшим институтом социализации, в котором учащийся должен не только получить определенный потенциал знаний и умений, способность к их передачи и ретрансляции, но и возможности для развития высокого творческого потенциала. Современной школе необходимо опираться на индивидуальные особенности каждого учащегося, создавать определенные гармоничные условия для их развития и проявления, организовывать учебное пространство так, чтобы ученик получал удовлетворение от обучения, а педагог был заинтересован в развитии обучающихся.

По мнению А. М. Новикова, школьное пространство до сих пор сохраняет черты индустриального образования, в которой главной целью обучения является приобретение научных знаний учащимися, а деятельность педагога рассматривается как исполнение профессионального долга [8].

Подход, в котором учащийся выступает объектом образовательного воздействия в современной ситуации развития общества и постоянно изменяющихся социально-экономических процессов, предъявляющих новые требования к современной личности, обусловливает предрасположенность к развитию различных девиаций у подростков, в том числе педагогической запущенности [4].

В настоящее время специалисты разных направлений достаточно большое внимание уделяют подобным трудностям, среди которых не только педагоги, но и психологи, дефектологи, социологи и т. д. [5].

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме педагогической запущенности позволяет сделать вывод о том, что данное явление является устойчивым состоянием личности, при котором формируются определенные особенности, негативно влияющие на продуктивность деятельности и на развитие познавательных, волевых и эмоциональных процессов, соответствующее возрасту [3,10,11].Причинами педагогической запущенности могут быть ошибки в работе общественных институтов, в особенности учебных заведений, неправильное воспитание или его отсутствие, отрицательное влияние окружающей среды [6].

Педагогическая запущенность развивается под воздействием определенных факторов, которые затормаживают психическое развитие личности и препятствуют раскрытию его задатков. К таким факторам можно отнести биологические, психологические и социальные явления. Анализ основных работ по проблеме педагогической запущенности позволяет утверждать, что запущенный ребенок или подросток является физически и психологически здоровым.

В нашем исследовании под факторами мы понимаем те реальные события, жизненные ситуации, состояния ребенка, которые обусловливают развитие такого явления, как педагогическая запущенность.

Если проанализировать подходы разных авторов, которые рассматривают факторы педагогической запущенности, то можно выделить общие аспекты:

Семейный фактор. В семье формируется первичный социальный опыт, на основе которого личность впоследствии воспринимает окружающий мир, формируется избирательное отношение к окружающей действительности. Факторы, которые могут сопутствовать развитию педагогической запущенности: неучастие одного или обоих родителей в воспитании ребенка; несоответствующие условия проживания для ребенка и низкий материальный уровень семьи; слабый образовательный и культурный уровень родителей; внутрисемейные конфликты; ошибки в воспитании или стиль воспитания, негативно влияющий на психическое здоровье ребенка.

Образовательный фактор. Ошибки в обучении, игнорирование интеллектуального уровня учащегося, неграмотное и невнимательное отношение к ребенку может привести неуверенности ребенка в себе, замыканию в своем внутреннем мире. Обычно причинами являются ошибки в организации образовательного процесса и отрицательные отношения с учителями.

Социальный фактор. Постоянные конфликты ученика с педагогами, разрыв дружеских отношений со сверстниками могут создать душевную пустоту и осознание своего одиночества, которые побуждают ребенка пропускать занятия, искать поддержки, утешения и самоутверждения в асоциальных группировках. Наиболее частыми факторами педагогической запущенности здесь могут являться: случайные социальные контакты, различные социальные конфликты, отверженность ребенка в учебном коллективе; неблагоприятный статус среди сверстников; друзья, входящие в асоциальную группу [7,9].

По степени педагогической запущенности В. Г. Баженов выделяет три группы детей:

К первой группе педагогической запущенности можно отнести детей, у которых нет устойчивых отклонений в нравственном и личностном развитии, отрицательные черты и качества проявляются ситуативно, у ребенка сохраняются разнообразные интересы.

У второй группы педагогически запущенных детей можно выделить отклонения в нравственном и личностном развитии, низкую успеваемость, частые конфликты с преподавателями и коллективом. У таких детей познавательный интерес не развит, вследствие того, что учебные действия не усвоены, а отношение к труду — пренебрежительное. Обычно к этой группе можно отнести ребенка из неблагополучной семьи. Они могут вести себя демонстративно, вызывающе, быть недоброжелательными и грубыми, но у них отсутствует склонность к откровенно хулиганским поступкам.

К третьей группе относят детей, у которых ярко выражена педагогическая запущенность. Они систематически проявляют свои отрицательные качества. В коллективе сверстников такие дети изолированы, склоны к аффективному поведению, авторитет проявляют с помощью физической силы, имеют склонность открыто противопоставлять себя другим [1].

В работах В. И. Лубовского выделяются четыре ступени или стадии педагогической запущенности:

Первая стадия является предрасполагающей, в основном, она соответствует дошкольному возрасту. Ее возникновение обусловлено неправильным воспитанием в семье, которое выражается в дефиците общения между ребенком и родителями, недостаток или избыток заботы, многочисленные конфликты, противоречивые требования к ребенку со стороны родителей; ошибками воспитателей детских учреждений, приводящие ребенка к неблагоприятному положению среди сверстников; в результате депривации.

Вторая стадия педагогической запущенности появляется вследствие слабой педагогической и психологической готовности к школьному обучению. Причинами отклонений являются ошибки в воспитании: оценка личностных качеств ребенка по его поведению и поступкам, переоценка и недооценка ребенком своих возможностей, служащие основой для формирования неадекватного мнения о себе. Данную стадию можно охарактеризовать появлением у младших школьников особенностей, проявляющихся в негативном отношении к нормам и правилам в коллективе.

Третья стадия (как и четвертая) наиболее часто возникает в подростковом возрасте. Третья стадия определяется усилением негативного отношения к нормам и правилам, проявлением тенденций к отклоняющемуся поведению. Поступки школьником, которые связаны с нарушением поведения, обычно носят ситуативный характер. Отношение к учебной деятельности равнодушное.

На четвертой стадии, при отсутствии необходимой коррекции, антиобщественные характер поведения закрепляется и проявляется а асоциальном поведении, грубости, недисциплинированности, негативизме и т. п. [2].

В целом, педагогическая запущенность характеризуется неразвитостью, необразованностью и невоспитанностью ребенка, в отставании развития от возрастных норм и собственных возможностей. Так же педагогическая запущенность имеет разные формы проявления в зависимости от возраста:

  1.                В дошкольном возрасте педагогическая запущенность проявляется неуспешностью в ролевой игре как ведущем видом деятельности, которая проявляется в наличии затруднений при создании игровых отношений со сверстниками; предпочтением простых, в плане содержания, предметных игр; несостоятельность в неигровых видах деятельности.
  2.                В младшем школьном возрасте педагогическая запущенность выражается психологической и нравственной неподготовленностью ребенка к учебной деятельности, которая обусловлена дисгармоничным развитием психологических свойств и качеств личности, вследствие неправильного воспитания в семье, недостатками обучения в школе.
  3.                В подростковом возрасте показателями педагогической запущенности являются нарушения в сфере общения, как с другими людьми, так и с самим собой; нарушения в познавательной сфере; неправильное развитие характера, выражающееся в различных акцентуациях [9].

Таким образом, явление педагогической запущенности характеризуется устойчивым состоянием личности, при котором формируются определенные особенности, негативно влияющие на продуктивность деятельности. Показателями педагогической запущенности у школьника могут выступать трудности в сфере общения и отношений, в том числе проблемы, связанные с неадекватным отношением к себе; нарушение познавательных психических процессов и познавательной сферы; развитие акцентуаций характера и т. д.

Ряд авторов рассматривают педагогическую запущенность как процесс, имеющий стадиальный характер. Первая стадия является предрасполагающей, в основном, она соответствует дошкольному возрасту. Вторая стадия педагогической запущенности появляется вследствие слабой педагогической и психологической готовности к школьному обучению. Третья стадия определяется усилением негативного отношения к нормам и правилам коллектива, проявлением тенденций к отклоняющемуся поведению. На четвертой стадии, при отсутствии необходимой коррекции, антиобщественные характер поведения закрепляется. Возникая обычно в дошкольном возрасте на поведенческом уровне, педагогическая запущенность переходит у старших подростков в социально-психологическую запущенность, которая может проявляться в асоциальном поведении.

 

Литература:

 

  1.                Баженов В. Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. — К.: Радянська школа, 1986. — 130с.
  2.                Бахадова Е. В. Проблема социализации детей и подростков педагогической запущенностью // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2012. № 15 (95). С. 218–232.
  3.                Безрукова В. С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога. — Екатеринбург, 2000. — 937 с.
  4.                Дягилев Д. А., Шестопалов Е. В. Социальная адаптация подростков как фактор устранения педагогической запущенности // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 5. С. 184–186.
  5.                Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов /Под общ. ред. М. А. Помоляевой. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 352с.
  6.                Медведев, Г. П. Педагогическая запущенность детей и пути ее преодоления. — М.: Просвещение, 1964. — 243с.
  7.                Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/Под ред. В. А. Сластенина.-3-е изд., испр. и доп.-М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 200 с.
  8.                Новиков А. М. Постиндустриальное образование. — М.: Издательство «Эгвес», 2008. — 136 с.
  9.                Овчарова Р. В. Социально-педагогическая запущенность детей и подростков. — Москва-Берлин: Международное издательство «Palmarium», 2013. — 633 с.
  10.            Пурин В. Д. Профилактика и коррекция педагогической запущенности: Учебное пособие. — М.: Академия, 2008. — 192с.
  11.            Российская педагогическая энциклопедия. — т.2 / под ред. В. В. Давыдова — М,1993. — 608с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle