Библиографическое описание:

Овезов Б., Фэнь Ч. Обратная логистика // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 441-446.

 

До настоящего времени в научной литературе понятие обратной логистики остается дискуссионным. Также недостаточно разработанными остаются практические аспекты внедрения обратной логистики в деятельность российских предприятий. В статье рассматриваются существующие подходы к определению сущности обратной логистики; формулируются ее основные функции; даются рекомендации по построению системы управления обратной логистикой на промышленном предприятии и оценки ее эффективности на основе количественного и качественного подхода

Ключевые слова: возвратная логистика, ССП, реверсивная логистика, обратная логистика, возврат товаров

 

Использование обратной логистики в практике современных российских предприятий приобретает всё большее значение в результате роста объемов реализации товаров, повышения информированности потребителей о товарах и их требований к качеству, увеличения благосостояния населения. Также следует отметить, что потребность в обратной логистике обуславливается в связи с постепенным ужесточением требований к безопасности продукции и ее экологичности. В то же время логистические системы многих предприятий и организаций не ориентированы на обработку материальных потоков, поступающих от потребителей и из сбытовой сети, что приводит к росту затрат на обслуживание возвратов, снижению эффективности использования материальных ресурсов предприятия и, как результат, падению его конкурентоспособности на рынке. Практика управления возвратами товаров и отходов в России в настоящее время основана на учете отдельных составляющих затрат на обслуживание возвратов, а также не носит системного характера [8, c. 69], что снижает ее эффективность. В то же время продолжается рост объема возвратом, что свидетельствует о необходимости внедрения обратной логистики на предприятиях России.

Обратная логистика как область общей логистики предприятия возникла в начале 1990-х и доказала свою эффективность в практике зарубежных компаний. Результаты исследований, проведенных в США в 2011 г., показали, что предприятия данного государства тратят на погрузочно-разгрузочные работы, обработку и транспортировку возвращаемых товаров около 35 млрд. долларов в год. В среднем покупатели возвращают около 6–8 % товаров в розничной торговле, а у некоторых предприятий, торгующим посредством сети Интернет либо по каталогам, данный показатель достигает 30–35 % [4, c. 36]. Однако в деятельность российских предприятий подходы и инструменты обратной логистики внедряются достаточно медленно, что объясняется следующими причинами:

1)                 недооценкой значимости логистических процессов в деятельности предприятий;

2)                 отсутствием единого подхода к пониманию обратной логистики в российской научной литературе (что вызывает разночтения и дискуссии, а также затрудняет изучение и внедрение передового опыта организации обратной логистики);

3)                 недостаточным освещением в научной литературе практических рекомендаций по внедрению в деятельность российских предприятий обратной логистики и оценке ее эффективности.

В то время как в зарубежной практике получил распространение единый термин reverse logistics, в российской научной литературе используются три термина: обратная логистика, реверсивная логистика, возвратная логистика [5, c. 119]. В зависимости от перевода определяется область знаний, к которой относится данное направление общей логистики. Рассмотрим основные подходы к пониманию анализируемой области логистики в научной литературе (таблица 1).

 

Таблица 1

Основные подходы к пониманию сущности обратной логистики, возвратной логистики и реверсивной логистики

Используемый термин

Автор

Определение

Реверсивная логистика

Букринская Э. Ф., Джонсон Д.

Широкое понятие, охватывающее как логистический менеджмент предприятия, так и деятельность по снижению и устранению потерь тары и товаров [1, c. 20]

Реверсивная логистика

Лайсонс, К., Зуева О. Н.

Процесс планирования, реализации и контроля логистических товаропотоков, возвращающихся из сферы потребления и обращения в результате обратного распределения готовой продукции, опасных, поврежденных, просроченных и использованных товаров и тары и связанной с ними информации в целях восстановления их стоимости [7, c. 74–75]

Логистика возвратных потоков

Терентьев П. А.

Управление потоками сырья, незавершенного производства, упаковки и готовой продукции, идущими из сферы производства, распределения и конечного использования обратно по цепи поставок, с целью возврата им потребительских свойств либо уничтожения при оптимальных издержках [9, c. 242]

Возвратная логистика

Гатторна Дж.

Виды деятельности, предназначенные для недопущения возврата готовой продукции и для сокращения объемов материалов в системе прямых поставок. Также возвратная логистика направлена на обеспечение повторной переработки материалов и максимальное повторное использование (рециклинг) [2, c. 340]

 

Как видно из таблицы 1, термины «реверсивная логистика», «логистика возвратных потоков», «возвратная логистика» в научной литературе используются как синонимы, что обусловлено недостаточной разработанностью данной области логистики. В дальнейшем во избежание разночтений будет использоваться термин «обратная логистика». На основе анализа различных подходов автор предлагает следующее определение обратной логистики: процесс планирования, реализации и контроля логистических материальных потоков, возвращающихся из сферы производства, обращения и потребления в целях их ремонта, уценки либо переработки.

Субъектами обратной логистики являются:

1)                 предприятия — изготовители материальных ресурсов и товаров,

2)                 посредники в сфере распределения (оптовые и розничные), осуществляющие доставку от производителя к конечному потребителю;

3)                 ремонтные мастерские, осуществляющие гарантийный ремонт товаров;

4)                 магазины уценённых товаров;

5)                 предприятия, осуществляющие сбор отходов;

6)                 предприятия, осуществляющие переработку и рециклинг отходов;

7)                 потребители.

Схема движения материальных потоков между субъектами обратной логистики представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Схема движения материальных потоков в обратной логистике

 

К объектам обратной логистики предлагается отнести следующие материальные потоки:

1)                 товары надлежащего качества, не нашедшие покупателей. По П. А. Терентьеву к данному элементу возвратных потоков относятся: товар, не проданный в срок по договору; товар, не пользующийся спросом; товар устаревшей модели; товар повторного обращения; сезонные товары [4, c. 245];

2)                 товары ненадлежащего качества, направляемые на ремонт либо уценку. К ним следует отнести: товар со скрытыми производственными дефектами; товар ненадлежащего качества; товар, поврежденный в процессе хранения, транспортировки и др.; товар на гарантийном обслуживании [4, c. 245]. Особое значение имеет работа с гарантийными возвратами товаров. Внимание при этом необходимо уделять двум направлениям: работе с конечными потребителями товаров и внутренней эффективности организации процессов возвратов в торговой организации, реализующей данные товары [3, c. 142];

3)                 товары, подлежащие направлению на переработку либо утилизацию;

4)                 вторичные материальные ресурсы, пригодные для использования. Это материалы, сырье и компоненты, пригодные к вторичному использованию на стадии производства. Возникновению данного элемента возвратных потоков способствуют несколько факторов. Во-первых, материальные ресурсы могут представлять остатки, которые можно вновь использовать в производственном процессе [7, c. 116]. Во-вторых, материальные ресурсы могут быть забракованы контролем качества и отправлены на доработку. Вторичные материальные ресурсы предлагается разделять на две группы — «простые» и «сложные» [3, c. 146]. «Простые» материальные ресурсы требуют только отдельных этапов рециклинга (как правило, сортировки и очистки), однако на практике при использовании возвратной логистики российские предприятия сталкиваются преимущественно с необходимостью переработки «сложных» материальных ресурсов. К ним относятся изделия, в которых содержатся одновременно несколько видов материальных ресурсов, что требует применения полного комплекса рециклинга для их извлечения и использования;

5)                 тара, подлежащая повторному использованию либо переработке.

Как представляется автору, обратная логистика выполняет следующие основные функции: функция транспортировки (обеспечивает передвижение материальных потоков между субъектами обратной логистики), функция накопления материальных ресурсов и товаров, функция информационной поддержки, функция поддержания стандартов качества логистического процесса, функция управления запасами товаров и материальных ресурсов. Также обратная логистика в практике современного предприятия может выполнять и иные функции в зависимости от модели ее внедрения.

Выделим основные результаты применения обратной логистики в деятельности современного предприятия:

1)                 повышение уровня использования материальных ресурсов предприятием;

2)                 снижение затрат на обслуживание возвратных потоков;

3)                 повышение степени удовлетворенности потребителей товаров;

4)                 улучшение имиджа предприятия на рынке;

5)                 рост экологичности производства;

6)                 снижение сроков обработки возвратов;

7)                 рост выручки от реализации и прибыли предприятия-производителя;

8)                 накопление опыта в области работы с возвратными материальными потоками и пр.

Ожидаемые результаты убедительно свидетельствуют о целесообразности внедрения обратной логистики в практику российских предприятий. Возвратная логистика является важной функцией цепи поставок и требует к себе особого отношения со стороны компаний и их логистического менеджмента. Многие еще не осознали, что при грамотном управлении возвратными потоками можно получить дополнительную прибыль и, соответственно, существенно снизить процент возвращаемой продукции [11, c. 127]. Внедрение обратной логистики в деятельность современного предприятия следует осуществлять на основе следующих принципов:

1)                 актуальность для посредников и потребителей предлагаемой поддержки;

2)                 усиление роли сервисного обслуживания в деятельности предприятия;

3)                 внедрение комплексных решений;

4)                 разработка и использование эффективных бизнес-процессов;

5)                 расширение прав посредников и потребителей, а также увеличение ответственности предприятия-производителя;

6)                 организация систем работы с возвратами, ориентированных на посредников и потребителей;

7)                 организация гибкой и оперативной связи с посредниками и потребителями;

8)                 использование современных информационных технологий;

9)                 применение на практике правильных технологий, подходящих для конкретного товара или отрасли;

10)             ориентация на управление непрерывными изменениями [13, с. 23–26].

В системе обратной логистики на предприятии следует выделять четыре важнейших элемента:

Сбор материальных ресурсов и товаров. Наиболее целесообразным для крупных и средних предприятий представляется создание собственного базового центра по сбору и сортировке возвращаемой продукции. Малые предприятия могут рассмотреть либо вариант создания совместного базового центра (с участием нескольких компаний-партнеров, работающих в смежных сегментах рынка), либо же передать функцию обратной логистики на аутсорсинг [8, c. 72]. Важно отметить, что для большинства малых компаний обработка возвращаемых товаров не является одной из их ключевых компетенций, поэтому передача этих функций специализируемой компании и вывод потока возвращаемых товаров из своих распределительных центров принесет значительную выгоду [12].На стадии сбора материальных ресурсов и товаров также осуществляется предварительная фильтрация потоков (в частности, в зависимости от политики производителя некоторые товары могут направляться либо на ремонт и восстановление, либо на утилизацию).

Сортировка является важным этапом в процессе обратной логистики, т. к. на этом этапе принимается решение по дальнейшему использованию возвратных материальных потоков. Сортировка также может проводиться предприятием самостоятельно либо же передаваться на аутсорсинг. При этом организация собственного склада или пункта сортировки материальных ресурсов имеет следующие очевидные преимущества:

1)                 предприятия не отвлекают персонал для проведения каких-либо непрофильных работ;

2)                 сбором и сортировкой занимаются постоянные квалифицированные сотрудники, которые выполняют только эти работы, что сокращает общие временные и материальные расходы;

3)                 решения по дальнейшему применению товаров и материальных ресурсов принимаются быстро и практически безошибочно;

4)                 повышается количество обрабатываемых товаров и ресурсов, что повышает эффективность работы предприятия с возвратами [8, c. 72].

После сортировки осуществляется обработка возвратных материальных потоков. Как правило, на российских предприятиях не создаются специальные склады для хранения возвратных товаров и материальных ресурсов, однако для эффективного применения обратной логистики целесообразно выделять отдельные площади, т.н. «изолятор брака». Это будет способствовать ведению учета и анализа возвратных материальных потоков, а также поможет предотвратить случайную отгрузку посредникам товаров, предназначенных для направления в магазины уцененных товаров. Для того, чтобы операции прямой и обратной логистики на предприятии можно было выполнять раздельно, рекомендуется выделить специальные зоны приемки.

Целесообразно проводить как количественную, так и качественную оценку эффективности применения обратной логистики на предприятии. Для проведения качественной оценки эффективности обратной логистики рекомендуется применять методику PACE-анализа. Данная методика была разработана в компании «Aberdeen Group» и применялась для анализа состояния рынка обратной логистики и рыночных долей участников [14, c. 26]. Методика включает следующие основные составляющие:

1)                 препятствия. Это внешние факторы, влияющие на рыночную позицию предприятия, использующего обратную логистики. Среди препятствий выделяют экономические, политические, нормативно-правовые барьеры, уровень развития логистической инфраструктуры в стране, состояние покупательского спроса и предпочтения потребителей, уровень конкуренции на целевом рынке и др.;

2)                 действия. Это те стратегические подходы, которые используются предприятием для нейтрализации препятствий. Примером действий может служить изменение бизнес-модели в целях выхода на новый целевой рынок, разработка финансовой стратегии, стратегии продаж и пр.;

3)                 средства и возможности. Это бизнес-процессы и инструменты, необходимые для реализации действий предприятием. Примерами могут служить персонал предприятия, высокоэффективный товарный портфель, сложившийся положительный имидж предприятия, наличие существенных финансовых ресурсов, длительные взаимоотношения с поставщиками и потребителями;

4)                 улучшения — функции и мероприятия, необходимые для поддержания эффективности деятельности организации. Как правило, улучшения реализуются в сфере управления информационными потоками. Так, для разработки оптимального маршрута сбора возвратных потоков может быть использован метод «китайского почтальона». Для этого сначала в Excel строится матрица смежности, а затем при помощи различных функций определяется оптимальный маршрут сбора возвратных товаров. Скоординировать процессы управления обратной логистикой на предприятии позволит информационная система PowerHouse/WMS [4, c. 37]. После получения возвратов система обеспечивает эффективное управление процессами контроля качества, ремонта и восстановления товаров и изделий. Система дает возможность работать в реальном времени, сортировать работы по близости к потребителям, работать на нескольких складах, поддерживать несколько языков, устанавливать ограничения для пользователей, задач, транспортных средств.

Для количественной оценки эффективности обратной логистики на предприятии рекомендуется использовать ряд показателей:

1) доля возвратных товарных потоков в общем объеме продаж предприятия:

(1)

где ВП — объем возвратных потоков товаров в стоимостном выражении, руб.;

ОП — объем продаж товаров предприятием за отчетный период, руб.;

2) доля вторичных материальных ресурсов в общем объеме потребления материалов предприятием:

(2)

где ВМР — объем использованных вторичных материальных ресурсов, руб.

МР — общий объем потребления материальных ресурсов предприятием за период, руб.

3) доля переработанных материальных ресурсов в отходах. Данный показатель целесообразно рассчитывать по каждому виду материальных ресурсов:

(3)

где ПМР — объем переработки материальных ресурсов в натуральном выражении;

МР — объем собранных материальных ресурсов.

4) доля затрат на обратную логистику в выручке от реализации предприятия:

(4)

где ЗОЛ — затраты предприятия на обратную логистику, руб.

ВР — выручка от реализации продукции предприятия за отчетный период, руб.

5) рентабельность затрат на обратную логистику:

(5)

где ЧП — чистая прибыль предприятия за отчетный период, руб.

6) удельная материалоемкость:

(6)

где М — материальные затраты на производство продукции;

Q — объем производства продукции предприятием [9, c. 222].

7) эффективность затрат на обратную логистику:

(7)

где Э — эффект от внедрения обратной логистики.

Для приблизительной оценки эффекта от внедрения обратной логистики может использоваться следующая формула:

(8)

где Зв — затраты на работу с возвратами до внедрения обратной логистики, руб.;

Эмр — экономия за счет повышения уровня переработки вторичных материальных ресурсов на предприятии;

Эвозв — экономия средств за счет снижения числа возвратов денежных средств покупателям (при хорошей организации гарантийного обслуживания и положительном имидже предприятия существенно большее число потребителей предпочтет ремонт товара либо его обмен возврату денег).

Применение изложенных выше рекомендаций несомненно будет способствовать повышению популярности обратной логистики в России.

 

Литература:

 

  1.                Букринская Э. М. Реверсивная логистика: учебное пособие / Э. М. Букринская. — СПб.: СПбГУЭФ, 2010. — 79 с.
  2.                Гатторна, Дж. Управление цепями поставок: монография / ред. Р. Огулин, М. Рейнольдс. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 670 с.
  3.                Зуева О. Н., Шахназарян С. А. Логистика возвратных потоков вторичных ресурсов / О. Н. Зуева // Вестник Балтийского федерального университета им. Канта. — 2014. — № 9. — С.140–147.
  4.                Исаева Ю. А., Ксеневич Д. В. Применение компьютерных информационных технологий в реверсивной логистике // Материалы XIV Межвузовской научной студенческой конференции «Современные компьютерные информационные технологии», 25 апреля 2013 г. — Минск: БГЭУ, 2013. — С.36–37.
  5.                Карх Д. А., Потапова С. В. Некоторые теоретические и прикладные аспекты возвратной логистики / Д. А. Карх, С. В. Потапова // Известия Уральского государственного экономического университета. — 2012. — № 2. — Т.40. — С.118–122.
  6.                Лайсонс К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок: монография / К. Лайсонс, М. Джиллингем. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 798 с.
  7.                Левкин Г. Г. Логистика как предмет внутрифирменного консалтинга при совершенствовании логистической системы предприятия / Г. Г. Левкин // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». — 2010. — № 3. — С.113–118.
  8.                Савчук О. А. Управление возвратными потоками оптовых организаций и их классификация / О. А. Савчук // Экономика и управление. — 2014. — № 1(37). — С.69–72.
  9.                Селиванов А. В. Сбалансированная система показателей возвратной логистики промышленного предприятия / А. В. Селиванов // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. М. Ф. Решетнева. — 2014. — № 1. — С.219–225.
  10.            Терентьев П. А. Классификация и модели логистики возвратных потоков / П. А. Терентьев // Логистика сегодня. — 2010. — № 04. — С.242–251.
  11.            Шахназарян С.А, Потапова С. В. Проблемы определения понятия «возвратная логистика» и ее роли в управлении цепями поставок / С. А. Шахназарян, С. В. Потапова // Известия Уральского государственного экономического университета. — 2013. — № 2. — Т.46. — С.123–128.
  12.            Юрченко К. И. Новый метод получения прибыли в логистике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rusnauka.com/4_SND_2013/Economics/11_127912.doc.htm. — Дата доступа: 14.12.2015.
  13.            Pollock W. K. 10 Rules for Successful Reverse Logistics Operations // Reverse Logistics Magazine-2008. Jan/Feb. P. 22–26.
  14.            Pollock B., Dutta S. Driving Returns in the Reverse Logistics Service Chain // Reverse Logistics Magazine-Edition 16. P. 26–29.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle