Библиографическое описание:

Жамалова З. Т. Экологическое воспитание посредством ознакомления с природой города Нижневартовска // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 700-702.



 

Экологическое воспитание — важное направление развития детей дошкольного возраста. При правильной организации педагогической работы оно формирует у детей знания и представления об окружающем мире, развивает эмоционально-положительное отношение к природе, способствует выработке правильных форм взаимодействия с окружающей средой, учит осознавать и воспринимать красоту мира, создает систему убеждений, в основе которых лежит бережное отношение к природе. Знакомство детей с окружающим миром, взаимосвязями, существующими в природе, важно начинать с дошкольного возраста, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы личности, мировоззрение человека, система ценностей, формируется его отношение к окружающему миру.

Методологические основы формирования экологической культуры дошкольников разработаны в трудах А. А. Ивановой, Л. М. Маневцевой, Т. В. Потаповой, Л. Н. Прохоровой, которые подчеркивали, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей средой. На эмоциональное и умственное развитие дошкольника огромное влияние оказывает его отношение к природе, восприятие и принятие окружающего мира, понимание гармонии и взаимосвязи всего живого на Земле.

Однако вопрос экологического воспитания на примере конкретного региона, города, села или деревни в педагогической литературе еще недостаточно разработан. Анализ воспитательных планов показал, что значительная часть учебного времени отводится на приобретение теоретических знаний об окружающем мире вообще, в то время как практические занятия, посвященные изучению природных особенностей родного края, занимают периферическое место. Мы считаем, что экологическое воспитание дошкольников следует осуществлять на примере родного края, используя активные формы обучения: дидактические игры, экскурсии, эксперименты, природоохранные мероприятия. В детском саду № 44 «Золотой ключик» мы реализуем программу экологического воспитания, формирующую представления о природе родного края, особенностях жизни на Севере, культуре народов ханты и манси.

В своей работе мы широко применяем разнообразные игры экологической направленности, поскольку игры являются эффективной формой приобретения новых знаний о мире, способствуют развитию психических процессов, обогащают речевой запас ребенка. В процессе игры дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о явлениях природы, растениях, животных. Например, игры, в основе которых лежит принцип классификации предметов живой и неживой природы (семена растений, листья деревьев, произрастающих в нашем регионе, гербарии городских цветов, камни). Эти игры способствуют формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков, создают в сознании ребенка чувственный, осязаемый образ предмета, обогащают картину мира.

Изучение предметов неживой природы, например, глины, песка, чернозема, построено на основе метода эксперимента. Педагог предлагает ребенку поиграть с песком и выяснить, какими свойствами он обладает. В процессе самостоятельных манипуляций с предметом дошкольник получает информацию о предмете и преобразует его, создавая на подносе рисунок какого-либо персонажа. Таким образом, ребенок учится соотносить речь с движением персонажа, проявляет самостоятельность и творческие умения при создании художественного образа. Игры с песком являются своего рода терапией, направленной на улучшение эмоционального состояния ребенка, поскольку посредством работы с песком осуществляется самомассаж рук.

Подвижные игры экологической направленности также помогают формировать речевую активность детей. В своей работе мы стараемся подбирать сюжеты для подвижных игр, отражающих специфику нашего края. Например, «Пройди по кочкам через болото», «Как олень добрался до реки», «Прилетели снегири». Подвижные игры развивают у детей чувство координации, способствуют формированию хорошей реакции, учат действовать в соответствии с предложенным сценарием. Кроме того, они формируют представление о животном и растительном мире Севера.

Важную роль в овладении ребенком способами практического взаимодействия с окружающей средой, в становлении его представлений о мире играет поисково-познавательная деятельность, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий. В ходе эксперимента дети преобразуют объекты природы и выявляют их признаки и связи. Таким образом, расширяется объем и углубляются точные, ясные знания об окружающем мире и формируются предпосылки для получения новых знаний. Поисковая деятельность активизирует мышление ребенка, заставляя его самостоятельно искать ответы на вопросы, возникшие в ходе эксперимента. Она развивает собственный познавательный опыт, инициативу, сообразительность, пытливость ума, самостоятельность, любознательность и другие качества личности.

Основная задача экологического воспитания в ДОУ — сформировать культуру отношения к природе, поскольку именно эти представления станут в дальнейшем залогом ответственного отношения граждан к окружающему миру. В образовательном процессе дошкольников важно учитывать роль родителей, поскольку они также являются полноправными участниками процессса воспитания. Необходимо грамотно осуществлять информирование родителей обо всех аспектах охраны окружающей среды нашего региона, так как без реализации права граждан на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды не произойдет радикальных изменений в его сознании и поведении.

Таким образом, наличие у ребенка-дошкольника системных знаний о природе позволяет ему осуществлять их постепенный перенос в новые условия, стимулирует его познавательную активность. Овладение детьми системными знаниями о живой и неживой природе обеспечивает не только развивающий эффект умственного воспитания дошкольников, но и формирует у них новую экологическую направленность мышления, интерес и гуманное отношение к природе. Обучение дошкольников, основанное на игре и экспериментировании с предметами живой и неживой природы, будет способствовать развитию гармоничной личности, сформирует культуру бережного отношения к окружающему миру, разовьет чувство красоты, научит любить все живое.

 

Литература:

 

  1.                Иванова А. А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду — мир растений / А. А. Иванова. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2.                Маневцева Л. М. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников / Л. М. Маневцева, П. Г. Саморукова. — СПб.: Детство-пресс, 2003.
  3.                Потапова Т. В. Детский сад — эталон экологической культуры. — Ч.2. Рекомендации педагогам и воспитателям по подготовке детей 4–6 лет к обучению основам экологии, природопользования и правам человека/ Т. В. Потапова и др. — М.: ЦСВООП, 2000.
  4.                Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельнсти дошкольников / Л. Н. Прохорова. — М., Аркти, 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle