Библиографическое описание:

Музафарова Л. Ш. Правовой статус сотрудника полиции // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 825-827.



 

Основой понятия правового статуса сотрудника полиции является понятие статуса личности. В научной литературе различают общесоциальный статус личности и его разновидности: религиозный, политический, экономический, нравственный, правовой, моральный и т. п.

Понятие правового статуса личности исходит из положения личности в обществе, определяемого юридическими нормами, которые опосредуют многообразные связи человека с социальной средой. Понятно, что речь идет о правовом, юридическом выражении данного понятия [1].

Понятие правового статуса достаточно широко исследовалось самыми различными специалистами и мнения относительно него высказывались разные. Одни ученые определяют правовой статус личности как правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством [2]. Другие — считают, что в основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т. е. реальное положение человека в системе общественных отношений. Право, по их мнению, лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки [3].

В целом, все специалисты сходятся на том, что правовой статус включает в себя в качестве обязательных элементов права и обязанности лица. В то же время большинство ученых считают необходимым включить в его структуру и иные, помимо прав и обязанностей, элементы. К этим элементам, в частности, относят: гражданство; правосубъектность (правоспособность и дееспособность); принципы; законные интересы; гарантии, обеспечивающие осуществление прав и свобод и исполнение обязанностей; ответственность гражданина перед государством и обществом и др. [4]

Говоря о правовом статусе сотрудников полиции, следует помнить, что в теории права выделяют различные виды правовых статусов граждан. Так, наиболее широким является общий правовой статус человека — им определяется наиболее общие права, обязанности и ответственность лица, указанные прежде всего в Конституции Российской Федерации. Вместе с тем этот статус нельзя называть конституционным, как это делает, например, Н. И. Матузов [5], так как помимо конституционных положений, он включает в себя общие права отраслевые права и обязанности личности [6].

Еще одним видом правового статуса является правовой статус гражданина. Каждый гражданин Российской Федерации обладает, естественно, всеми правами и обязанностями личности, однако, помимо них, он приобретает дополнительные права и обязанности, определяемые фактом его гражданства. Под общим статусом гражданина Российской Федерации понимается: статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции РФ, который является одинаковым для всех граждан [7]. Основой общего правового статуса является Конституция РФ и международные правовые документы, ратифицированные государством, нормы которых не охвачены Основным Законом [8].

Однако общий правовой статус — это статус, единый для всех граждан Российской Федерации (или даже для всех физических лиц на территории Российской Федерации) в пределах, определенных Конституцией Российской Федерации и законодательством. Однако, статус каждого конкретного гражданина, разумеется, сложнее. Ведь личность — это не просто абстрактный гражданин — это и носитель специфических прав и обязанностей, обусловленных его профессиональной деятельностью, социальным положением, добровольным участием в различных обществах и т. п. Понятно, например, что статус пенсионера отличается от статуса работника государственного предприятия, а статус члена политической партии от статуса рыболова-любителя.

Исходя из этого, в научной литературе по конституционному праву делается обоснованный вывод, что одно и то же лицо может быть одновременно носителем различных специальных правовых статусов в зависимости от занимаемых им социальных позиций [9].

Аналогичную позицию занимают и административисты. Так, Д. Н. Бахрах указывает на существование разнообразных административно-правовых статусов индивидуальных субъектов [10], а И. И. Веремеенко отмечает, что административно-правовой статус личности в сфере охраны общественного порядка является частью административно-правового статуса в целом, а последний, в свою очередь, — частью правового статуса личности [11].

Сотрудник полиции обладает не только общим и индивидуальным правовым статусом, а в ряде случаев, предусмотренных законодательством (Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях [12] и нормативными правовыми актами МВД России), — особым административно-правовым статусом, но и специальным правовым статусом — статусом государственного служащего, который подразделяется на составляющие элементы: права, обязанности, поощрения и гарантии, ответственность. Эти элементы органически связаны между собой, поскольку только в своей совокупности они образуют реальный статус государственного служащего [13].

В рамках темы настоящей статьи нас интересует именно специальный правовой статус сотрудников полиции. По мнению Ю. Н. Старилова, правовой статус государственного служащего — это центральный элемент правового института государственной службы: «Другие элементы правового института государственной службы конкретизируют, уточняют правовой статус государственных служащих и позволяют в полной мере реализовать их потенциал» [14]. Под правовым статусом государственного служащего в правовой литературе предлагается понимать совокупность закрепленных нормами права обязанностей и прав, которыми он обладает в связи с осуществлением служебной деятельности по занимаемой государственной должности [15].

Часть 4 ст. 10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» определяет, что правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

Что касается Федерального закона «О полиции», то он не содержит термина «правовой статус», однако говорит о правовом положении сотрудника полиции. Учитывая, что понятия «правовой статус» и «правовое положение» рассматриваются в отечественной правовой науке как синонимичные, можно на основе главы 6 указанного закона выделить элементы правового положения (статуса) сотрудника полиции. Таковыми, в таком случае, являются:

          права сотрудника полиции;

          обязанности сотрудника полиции;

          гарантии правовой защиты сотрудника полиции;

          ответственность сотрудника полиции.

Таким образом, можно сделать вывод, что правовой статус сотрудника полиции составляют его права и обязанности, гарантии и ответственность которые определяются основными нормативно-правовыми актами, регулирующими прохождение государственной службы в органах полиции. Сотрудник полиции обладает общим и специальным правовым статусом, а в некоторых предусмотренных законом случаях и особым административно-правовым статусом.

 

Литература:

 

  1.                См.: Дубровин А. К. Правовой статус сотрудника полиции: теоретико-правовой аспект // Российская юстиция. 2011. № 12. С. 61.
  2.                Алексеев С. С. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 1998. С. 425.
  3.                Общая теория права: Курс лекций / Под общ. ред. проф. В. К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993. С. 224.
  4.                См. например: Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. М., 1996. С. 10; Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 59; Новоселов В. И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Саратов, 1976. С. 40; Патюлин В. А. Государство и личность в СССР. М., 1974. С. 234; Лепешкин А. И. Курс советского государственного права. М., 1964. Т. 1. С. 529 и др.
  5.                Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. — М., 2000. С. 267.
  6.                Новоселов В. И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Саратов, 1976. С. 37–39; Патюлин В. А. Государство и личность в СССР. М., 1974. С. 198–199.
  7.                Большой юридический словарь / Под ред. д.ю.н., проф. А. В. Малько. М., 2009. С. 42.
  8.                Зайцев А. А. Содержание административно-правового статуса участкового уполномоченного милиции // Административное право и процесс. 2011. № 3. С. 47.
  9.                Витрук Н. В. Основы теории правового положении личности в социалистическом обществе. М., 1979. с. 186–188.
  10.            См.: Бахрах Д. Н. Административное право. Учебник. Общая часть. М., 1993. С. 33.
  11.            См.: Веремеенко И. И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка. Ч. 2. М., 1982. С. 35.
  12.            Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1; СЗ РФ. 2015. № 29 (часть I). Ст. 4391.
  13.            Тихомиров Ю. А. Курс административного права процесса. М., 1998. С. 314.
  14.            Старилов Ю. Н. Служебное право. М., 1996. С. 319.
  15.            Новоселова Н. В. Обязанности и права государственного служащего: Дис.... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001. С. 37.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle