Библиографическое описание:

Костюнина Е. А. Особенности формирования конфликтного поведения в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 642-646.

 

В статье рассмотрена проблема формирования конфликтного поведения в подростковом возрасте, проанализирована актуальность данной проблемы, цель, проведено эмпирическое исследование.

Ключевые слова: конфликтное поведение, подростковый возраст.

 

В современном мире актуальным является рассмотрение проблемы формирования конфликтного поведения в подростковом периоде развития. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что процесс конфликтного поведения в подростковом возрасте по сравнению с другими психологическими явлениями изучен довольно мало. За последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность детей подросткового возраста. В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы конфликтного поведения подростков.

В последнее время взрослые и родители все чаще оказываются в безвыходном положении, потому что не в состоянии изменить агрессивное поведение детей, происходящее на их глазах. На сегодняшний день учителя и родители нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть компетентными при встрече с детской агрессией. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает сам подросток, а также его родители и школа, необходимо заранее знать, каковы могут быть проявления асоциального поведения в подростковом возрасте. Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении подростка позволяет применить конкретные приемы воспитательной работы [5, с. 43].

Подростковый возраст — это сложный период в жизни человека, когда ребёнок переходит из детства к взрослости. Ученые по-разному характеризуют подростковый возраст, но все они склоняются к тому, что период взросления имеет разные хронологические рамки, может начаться раньше, может позже. Этот период характеризуется значительными изменениями, происходит конкретная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения подростка. Для этого сложного этапа характерны негативные проявления ребенка, такие как: дисгармоничность в строении личности, протестующий характер поведения по отношению к взрослым и сверстникам, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость [1, с.156].

Таким образом, подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций, тревожностью, агрессивностью в поведении, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению конфликтности. Цель исследования заключается в теоретическом и эмпирическом изучении особенностей конфликтного поведения в подростковом возрасте.

Объектом исследования являются непосредственно дети подросткового возраста.

Предметом исследования является характер конфликтного поведения у детей подросткового возраста

Проблемами изучения конфликта и конфликтного поведения занимались такие зарубежные и отечественные ученые, как Анцупова А. Я., Р.Дарендорфа, Хасан Б. И., Шипилова А. И., проблемами по изучению психологических особенностей подросткового возраста рассматривали такие ученые, как Сухомлинский В. А., Эльконин Д. Б. и др.

Основным составляющим любого конфликта является непосредственно противоречие, в котором раскрывается суть интересов, потребностей и целей детей. В каждой конфликтной ситуации имеет место борьба, характеризующаяся стремлением разрешить данное противоречие в свою пользу. В ходе любого конфликта, даже самого незначительного, борьба может затухать и обостряться. Подростковый возраст характеризуется:

          переходом из детства в сложную взрослую жизнь;

          самоутверждением среди сверстников;

          протестом против взрослых (родителей);

          отказом от опеки;

          отсоединением от семье;

          количеством сильных эмоций и переживаний;

          формированием взрослой личности;

          нестабильностью в выборе чего-либо, кого-либо;

          переориентацией одних ценностей на другие;

          новой социальной позицией в обществе;

          необходимостью в новых потребностях и возможностях;

          переживанием чувства собственной ценности.

Взрослые относятся к растущим детям, как к маленьким, пытаются всё за них решить, не учитывают особенности их личностного становления. В результате это приводит к большому конфликту с подростками. Подростокждет не просто внимания, но в первую очередь и понимания, доверия со стороны взрослых [4, с. 108]. Он стремится играть определенную социальную роль в обществе не только среди сверстников, но и среди старших. Подросток хочет казаться самостоятельным, сложившейся личностью. В результате между взрослыми и подростками происходит психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают и к конфликтным формам поведения [2, с. 180].

Таким образом, проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что в подростковом возрасте наблюдается повышенная конфликтность, которая обусловлена спецификой протекания данного возрастного периода [3, с. 78]. В связи с этим актуальным является изучение существующего уровня конфликтности и разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности в подростковом возрасте. Можно сказать, что особенности конфликтного поведения у детей подросткового возраста мало изучены, поэтому требуют эмпирического исследования.

Исследование проводилось в МБОУ Шараповской СОШ Шатковского района. По рекомендации педагога-психолога школы для проведения нашего диагностического исследования были выбраны учащиеся шестых классов. Количество испытуемых в обоих классах составляет 46 человек, в 6«а» классе — 23 человека, в 6«б»классе — 23 человека. В качестве диагностического инструментария использовались: Методика «Диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению. Опросник К. Томаса»; Методика «Диагностики показателей и формы агрессии А.Басса и А.Дарки (адаптация А. К. Осницкого)»; методика «Личностная агрессивность и конфликтность».

Результаты диагностики респондентов по методике «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению». Опросник К. Томаса представлены в таблице 1 и графически на рис. 1.

 

Таблица 1

Стратегии

Количество учащихся

% соотношение

Соперничество

9

19,56 %

Сотрудничество

16

34,78 %

Компромисс

13

28, 26 %

Избегание

5

6,52 %

Приспособление

3

10,88 %

 

Из таблицы видно, что 9 чел. (19,56 %) предлагают стратегию соперничества. Они стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому, 16 чел. (34,78 %) предпочитают стратегию сотрудничества. То есть они приходят к альтернативе, полностью удовлетворять интересы обеих сторон. 13 чел. (28,26 %) предпочитают стратегию компромисса, что говорит о готовности прийти к согласию с участниками конфликтной ситуации путем взаимных уступок. 5 чел. (6,52 %) — стратегию избегания, что говорит об отсутствии стремления к конкуренции, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. И 3 чел. (10,88 %) выбрали стратегию приспособления, предложение своих интересов в жертву ради других.

Рис. 1. Результаты по методике «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению». Опросник К.Томсона.

 

Таким образом, исследование по данной методике показало, что 63,04 % подростков (29 человек) предлагают стратегию сотрудничества и компромисса, что говорят о правильной позиции в условии конфликтной ситуации, они готовы найти альтернативу, учитывая интересы обеих сторон. А так же 36,96 % подростков (17 человек) предпочитают стратегию соперничества, избегания и приспособления. Это говорит с одной стороны об отсутствием стремления к конкуренции, а с другой об удовлетворения своих интересов в ущерб другого.Результаты диагностики по методике «Диагностика показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки (адаптация А. К. Осницкого) представлены в таблице 2 и графически на рис. 2.

 

Таблица 2

Формы агрессии

Количество обучающихся

% соотношение

Вербальная агрессия

8

17,39 %

Косвенная агрессия

5

10,86 %

Физическая агрессия

5

10, 86 %

Раздражительность

2

4,34 %

Негативизм

3

6,52 %

Подозрительность

2

4,34 %

Чувство вины

9

19,56 %

Обида

12

26,08 %

 

Из таблицы видно, что у 5 человек уровень физической агрессии выше, чем у остальных по данной категории, что говорит о использовании физической силы против другого лица. У 5 человек уровень косвенной агрессии выше, чем у остальных по данной категории, что говорит о направленности на другое лицо. Также в их поведении присутствуют не направленные порывы ярости — взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т. д. У 2 человек уровень раздражительности превышает норму по данной категории, чем у остальных, что говорит о готовности к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (грубость, вспыльчивость). Подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны. В основе этого лежит физиологическая перестройка всего организма. Уровень обиды выше, чем у испытуемых не превышал норму. У 12 человек уровень обиды выше чем у остальных по данной категории, что говорит о готовности к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (грубость, вспыльчивость). У 2 человек уровень подозрительности превышает норму по данной категории, что говорит о готовности к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (грубость, вспыльчивость).У 8 человек уровень вербальной агрессии превышает норму по данной категории, что говорит о выражении негативных чувств как через форму (визг, крик), так и через содержание словесных ответов (угрозы, предупреждения). У 9 человек уровень чувства вины превышает норму по данной категории, что говорит о возможном убеждения субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает плохо.

Рис. 2. Диагностика методике «Диагностика показателей и форм агрессии» А.Басса и А.Дарки (адаптация А. К. Осницкого)

 

Таким образом, исследование по данной методике показало, что больше всего у подростков проявились такие формы агрессии (вербальная, раздражительность и обида).

Результаты диагностики по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» представлены в таблице 3 и графически на рис. 3.

 

Таблица 3

Конфликтная ситуация

Количество учащихся

% соотношение

Вспыльчивость

6

13, 04 %

Напористость

8

17, 39 %

Неуступчивость

9

19,56 %

Бескомпромиссность

10

21,74 %

Мстительность

5

10,86 %

Нетерпимость к мнениям оппонента

8

17,4 %

 

Из таблицы видно, что у 6 человек (13,04 %) выявлена склонность к вспыльчивости в конфликтной ситуации. У 8 человек (17,39 %) преобладает напористость, так же 0 человека проявляют обидчивость в конфликте. Следующие 9 человек (19,56 %) неуступчивы, 10 человек (21,74 %) бескомпромиссны и так же 3 человека (6,52 %) имеют мстительные склонности в конфликте. У 5 (10,86 %) выявлена нетерпимость к мнениям оппонента, а у 8 человек (17,4 %) прослеживается подозрительность в конфликтной ситуации.

Рис. 3. Диагностика по методике «Личностная агрессивность и конфликтность»

 

Следовательно, полученные результаты по выше перечисленным методикам взаимодополняют друг друга. Общий уровень конфликтности в классах составляет среднее значение. Полученные данные свидетельствуют о том, что необходимо коррекционное психолого-педагогическое сопровождение подростков, расположенных к конфликту. Из всего вышесказанного следует, что конфликтное поведение в подростковом возрасте с каждым годом прогрессирует в основном это связано с увеличением преступности, социально-экономическими ситуациями в стране, изменениями условиями жизни, изменениями ценностных ориентаций, приводящих к развитию конфликтности.

Таким образом, своевременная психолого-педагогическая помощь позволит подросткам избежать потери своего «Я», снизить возбудимость, устойчивость эмоций, подростки начинают контролировать свое поведение, менее эмоциональны и стабильны, что приводит к понижению конфликтности.

 

Литература:

 

  1.      Андреев В. И. Основы педагогической конфликтологии. — М.,1995. — 124 с.
  2.      Бабосов Е. М. Конфликтология. Мн.: Тетра-Системс, 2000. — 450 с.
  3.      Белопольская А. М. Самосознание проблемных подростков — М., 2007. — 321 с.
  4.      Волков Б. Г., Волкова Н. В. Конфликтология: учебное пособие для студентов вузов. — Изд. 4-е испр. и допол.- М: Академический проект, 2010. — 213 с.
  5.      Здравомыслов А. Г. Социология конфликтов — М., 1996. — 485 с.
  6.      Леонов Н. И. Хрестоматия по конфликтологии. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 152 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle