Библиографическое описание:

Артемьева В. А., Данилова М. В. Направления формирования этнической толерантности у подростков в общеобразовательной школе // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 681-684.

 

В связи с увеличением многонационального состава Российской федерации, межкультурных и межэтнических контактов, остро встает проблема нетерпимости, межэтнической напряженности, конфликтам между представителями различных национальностей.

Многие современные исследователи занимаются данной проблемой, среди них: педагог Г. Д. Дмитриев, психологи Е. Ю. Клепцова и Н. М. Лебедева, этнолог В. А. Тишков и др.

Происходящие в мире изменения и усложнения процессов взаимодействия представителей различных культур предполагают толерантность как системообразующую ценность социального бытия. Важным становится рассмотрение сущности толерантности, направленной на сохранение «своего» при принятии «иного» и вытекающая из этого проблема границ толерантности.

В содержании понятия «толерантность» А. Г. Асмолов выделяет три основных аспекта. Один из которых исследователь связывает данное понятие с устойчивостью, выносливостью; другой — с терпимостью; третий — с допустимостью, допустимым отклонением; четвертый аспект — с воспитанием, воспитанностью [1, с. 7].

В. Н. Гуров выделяет два конкретных аспекта толерантности:

1)                 внешняя толерантность (к другим) — убеждение, что они могут иметь свою позицию;

2)                 внутренняя толерантность (как гибкость, как отношение к неопределенности, риску, стрессу) [5, с.43].

Более полное определение, раскрывающее суть толерантности, приводит в своей работе В. Н. Гуров: «Толерантность — моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей, выражающееся в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и т. д. без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения. Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я» [5, с.41].

По мнению Р. Шаймарданова, «для социального мира в многонациональном и поликультурном обществе актуальна этническая (межнациональная) нетерпимость» [6, с.214]. На этой основеповышается значимость национальных культурных установок, ценностно-символических аспектов бытия национальных социумов, специфических особенностей конкретных этносов.

Этническая толерантность является аспектом толерантности. В отечественной науке сложилось несколько подходов к пониманию сути этнической толерантности. К примеру, В. А. Тишков трактует ее как «уважение» и «невмешательство» [4, с.17].

Д. В. Корнев рассматривает этническую толерантность как «способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнения. Толерантность вовсе не означает понимание других, она означает принятие иных, отличающихся от твоих интересов и целей» [3, с.20].

Необходимо отметить, что в современном обществе растет подростковая преступность, увеличивается число молодежных антиобщественных организаций экстремистского характера. Именно подростки наиболее подвержены вовлечению в подобные движения, так как их сознание направлено на противоречие и самоутверждение.

Целью определения эффективности направлений формирования этнической толерантности среди подростков нами было проведено исследование на базе МБУЗ «Верейская СОШ» п.Верея. Испытуемыми были ученики 8 класса в составе 27 человек, национальный состав — русские (70 %), армяне (11 %), узбеки (4 %), украинцы (15 %). За основу была взята программа «Воспитание толерантности через развитие творческих способностей воспитанников учреждений господдержки детства» (Михайличенко Т. А.) [7].

Из общего количества предложенных в данной программе занятий нами было выделено пять, каждое из которых, в свою очередь, состояло из пяти упражнений (тренинг, диспут, беседа). Данный комплекс мероприятий был направлен на реализацию следующих направлений: повышение индекса толерантности, повышение социальной преемственности и позитивной этнической идентичности, эмпатийных установок, формирование доверительных и доброжелательных отношений, умение находить конструктивный выход из конфликтных ситуаций.

Для определения результативности программы было проведено тестирование до и после. Были использованы следующие методики: Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова), Шкала социальной дистанции(Э.Богардус, вариант Л. Г. Почебут), Типы этнической идентичности(Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова).

Таким образом, повторно проведенный экспресс-опросник «Индекс толерантности» показал, что в полученных результатах присутствуют три уровня: ниже нормы — 13 %, выше нормы — 22 %, норма — 65 % (Рис.1).

Рис.1. Результаты тестирования «Индекс толерантности»

 

Показатель «ниже нормы» уменьшился на 3 %, показатель «норма» увеличился на 2 %, показатель «выше нормы» увеличился на 1 %.

По опроснику «Шкала социальной дистанции» были получены результаты, представленные на рис.2.

Рис. 2. Результаты тестирования по «Шкале социальной дистанции»

 

Реальная социальная преемственность (СПр) увеличилась на 1 % и составила 68 %. Реальная социальная экспансивность (СЭр) увеличилась на 1 %, что составило 68 %. Дополнительный показатель — коэффициент изменчивости(КИ) составил 22 %, что свидетельствует о том, что группа способна менять свои приоритеты.

Повторно проведенный опросник «Типы этнической идентичности» показал результаты, представленные на Рис.3. В данной группе так же преобладает этническая идентичность, то есть норма, она увеличилась на 2 % и составила 50 %; этноэгоизм уменьшился на 1 % и составил 22 %; показатель этнической индефферентности не изменился — 19 %, уровень этноизоляции уменьшился на 1 % и составил 9 %.

Рис. 3. Результаты тестирования «Типы этнической идентичности»

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведенная нами программа по формированию этнической толерантности у подростков дала положительный результат. Многие показатели увеличили свой процент, что свидетельствует о возможности класса меняться и формировать новые представления об этническом многообразии.

Проведенное исследование подтверждает, что формирование этнической толерантности у подростков будет эффективным, если применить комплекс мероприятий направленных на повышение индекса толерантности, социальной преемственности и позитивной этнической идентичности, эмпатичных установок, формирование доверительных и доброжелательных отношений, умение находить конструктивный выход из конфликтных ситуаций.

 

Литература:

 

  1.                Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию. — М. — 2000. — С.7.
  2.                Декларация принципов толерантности (Париж, 16.11.1995) — [Электронный ресурс] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml
  3.                Корнев Д. В. Влияние фольклора на формирование этнической толерантности подростков. Монография. — М. — 2013. — 136 с.
  4.                Тишков В. А. О толерантности / Толерантность и согласие. М. — 2007. — с. 17–21.
  5.                Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учеб.пособие / под ред. В. Н. Гурова. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 240с.
  6.                Шаймарданов Р. Х. Этнокультурная подготовка будущего учителя сельской школы в педвузе// Современная сельская школа: реалии и перспективы. Тез. докл. межвуз. науч.-практ. конф. Елабуга, 2003. — С.308
  7.                Михайличенко Т. А. «Воспитание толерантности через развитие творческих способностей воспитанников учреждений господдержки детства» [Электронный ресурс]/http://www.docviewer.yandex.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle