Библиографическое описание:

Владимирова Н. Ю. Учатся у тех, кого любят // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 693-695.



 

…Пусть будет меньше праздников, чем буден,

Но тот, кто стал учителем, поймёт,

Какое счастье — быть полезным людям,

Учить Его Величество — НАРОД!

Нести ему дар мудрости и знанья

И доброты своей сердечной свет

Нет на земле ответственней призванья,

Почётнее и радостнее нет!..

Герман Крупин

 

Однажды мне довелось прочитать фрагмент статьи «Массовая профессия-массовой культуре». Рассуждая… я попыталась понять, что вкладывает автор в данные понятия…

Понятие массовая культура в последние десятилетия приобрело очень широкое распространение: много написано и сказано об этом феномене. Казалось бы, что можно нового сказать по этой теме? Однако массовая культура прочно вошла в нашу жизнь, поэтому споры о ней не утихают и сейчас.

«Масскульт» — хорошо это или плохо? Что несет обществу эта культура? Каковы последствия распространения такой культуры? Эти и многие другие вопросы занимают умы большого количества ученых и специалистов…

Массовая культура — это культура популярная, преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Широкий размах она получает с середины 20 века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Основными отличительными признаками такой культуры являются: широкая аудитория, коммерческая направленность («искусство ради денег, наживы»), упрощенные вкусы и идеалы, которые меняются в зависимости от веяний моды, по своему содержанию она враждебна народной культуре…

Всех исследователей массовой культуры можно условно разделить на два «лагеря»: на тех исследователей, которые относятся к масскульту критически и на тех, кто смотрит на массовую культуру более оптимистически.

Первые, собственно, как и автор данной статьи, считают ее «низкой», «примитивной», ведущей только к полной стандартизации, деградации населения. В их понимании это даже не культура, а антикультура. Массовая культура в их представлении — «чудовище», возбуждающее в людях «низменные инстинкты» и создающее угрозу для «высокой культуры».

Вторая же группа исследователей рассматривает массовую культуру как вполне удовлетворительную форму культуры, характерную для развитого индустриального общества с высоким уровнем образования, с высоким уровнем жизни, с развитой системой массовых коммуникаций.

Не могу отнести себя ни к первому, ни ко второму «лагерю». Я нахожусь, как бы между этими полюсами, потому что вижу в массовой культуре, как плюсы, так и минусы…

Из положительного в существовании массовой культуры я вижу три аспекта.

Во-первых, массовая культура «демократична», потому что она обращена ко всем людям без различия нации, класса, уровня бедности или богатства.

Во-вторых, массовая культура как бы компенсирует эмоциональный дефицит, который все больше присутствует в нашей жизни, ведь она (массовая культура) носит развлекательный характер. Каждый человек имеет право после сложной трудовой недели, прийти, например, в тот же самый кинотеатр, и от души повеселиться, похохотать на какой-нибудь американской комедией, не имеющей особого смысла…

Ну и, в-третьих, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность. Так по телевидению мы имеем возможность посмотреть фильмы, которые были сняты еще в прошлом веке, какой-нибудь спектакль или концерт... В сети Интернет мы можем найти много, действительно, интересного и полезного — книгу или репродукцию картины известного художника.

С другой стороны, массовая культура направлена на производство «массового человека», заимствующего свои мысли из радио- и телепередач, рекламы, глянцевых журналов. Заимствуя мысли и образцы поведения, человек становится простым исполнителем заданных ролей с атрофированной личностью, т. е. человек обезличивается.

То, что люди хотят быть похожими, например, на какую-нибудь «супер известную» телеведущую, копируют внешний облик, поведение, стиль жизни известных людей есть подтверждение их обезличивания и потери собственной индивидуальности. Да, кумиры были во все времена, но с приходом массовой культуры это явление приобрело широкий размах. Люди не хотят думать, не хотят творить, даже просто читать. Человек уже не выражает себя ни в чем, а только потребляет готовое. А тот факт, что большинство молодежи носят джинсы, пьют кока-колу и завтракают в «Макдоналдсе», есть приобщение к стандартам и стереотипам массовой культуры. Массовая культура направлена на упрощение общества. Все проще и проще, все однообразнее и однообразнее…

В наше время механизированная, неодушевленная культура постепенно поглотила человека, подчинила его себе. Теперь нас окружает общество, построенное на принципах экономической выгоды и политического соперничества. В этих условиях нам гораздо труднее сохранять представление об истинной вере, жить согласно заповедям Библии, принципам человеческой морали, хранить свою историческую память.

Изменился мир, но представить его без учителя невозможно… «Хочется верить, что именно учитель…возьмет на себя роль лоцмана, ответственного за будущий стабильный миропорядок…», и поведет за собой по «фарватеру» жизни… в этом я полностью согласна с автором.

Профессия педагога — одна из самых распространенных. Учительский корпус постоянно растет: во второй половине XX века количество учителей на планете увеличилось более чем в два раза. Учитель — это опора общества и государства. В его руках — будущее поколения, и каким оно будет, какие государственные устои поддержит, как будет относиться к старшему поколению — все это во многом зависит от школы и, прежде всего, от учителя.

В. А. Сухомлинский писал о специфике труда учителя «Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, дорогим в жизни — с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит его жизнь, здоровье, судьба, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье»...

Поэтому воспитание подрастающего поколения представляет одно из главных условий существования и развития человеческого общества, является важнейшей общественной функцией. Без воспитания общество не может существовать. В этом смысле — воспитание является вечной категорией.

«Учатся у тех, кого любят».Это сказал еще Иоганн Вольфганг Гёте. Именно поэтому самым главным авторитетом и примером для подражания для ребенка являются… его родители, его семья. А раз так, то педагогам, учителям требуется заручиться не меньшим авторитетом, стать второй семьей и, конечно, примером во всем.

И нам не остается иного выбора, как завоевывать любовь и уважение наших детей. А вот эта наука действительно сложна. Мы совершенствуемся в ней всю свою профессиональную жизнь. Конечно, это стоит затраченных сил, это стоит конечного результата.

На самом деле высказывание Гёте актуально. Ведь только когда ребенок доверяет тебе, когда считает тебя близким человеком, становится возможным плодотворное обучение.

Выбирая путь педагога, каждый из нас берет на себя ответственность за своих учеников. Центр тяжести всей ответственности ложится на плечи того, кто первым встречает ребенка в школе — его первого учителя. Учитель является строителем фундамента. И то, что мы заложим в детях на начальной ступени обучения, останется с ними на всю жизнь.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle