Библиографическое описание:

Давыдов В. Л., Соклаков В. В. Взаимоотношения между Индией и Китаем // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 541-543.



 

Китайско-индийские отношения удивительно стабильны во многих отношениях. Двусторонние саммиты и новые многосторонние сделки часто объединяют двух азиатских гигантов вместе. Обе стороны явно ценят союз, как способ расширить свои торговые и инвестиционные связи, чтобы обеспечить экономическое развитие. Тем не менее, важные отличия и подозрения относятся к растущим глобальным амбициям, военным возможностям и политическим и экономическим влияниям этих двух азиатских соседей. Однако на фоне этих взаимовыгодных отношений существует ряд проблем, которые остаются на втором плане, о малой части из которых будет написано в этой статье.

Каждый год в Китае и Индии происходят сотни вторжений с одной и с другой стороны в районе Гималаев, недалеко от политически важных областей — Кашмире и Тибете. Многие из вторжений можно отнести к практической проблеме управления оспариваемой границы в сложной горной местности, в течение долгого времени.

В течение последних нескольких лет на эти инциденты неоднократно обращали внимание китайские и индийские лидеры, в результате чего будет развиваться патрульное зондирование вдоль границ. В апреле 2013 года, китайские войска создали лагерь в долине Депсанг — на территории на которую претендует Индия, что привело к трехнедельному противостоянию. В результате переговоров Китай и Индия вывели свои силы. В октябре 2013 года, обе стороны подписали соглашение о пограничном сотрудничестве, предназначенное для снижения вероятности перестрелок на границе в будущем. Это соглашение не смогло предотвратить очередной конфликт перед визитом председателя КНР Си Цзиньпина в Нью-Дели в сентябре 2014 года, когда премьер-министр Индии Нарендра Моди ввел войска в оспариваемую территорию Чумар.

Эта модель пограничного вторжения продолжает демонстрировать военное противостояние. И Китай, и Индия расширят и модернизируют их военные силы, которые относятся к пограничной области. В 2013 году правительство Индии создало подразделение, состоящее из сорока тысяч военнослужащих для решения предполагаемой угрозы пограничного присутствия Китая. Вдоль более укрепленной войсками границы, даже малейшие просчеты и ошибки могут привести к ожесточенным схваткам типа “око за око”, вместо дипломатических переговоров.

Результатом таких конфликтов, в ходе которых есть десятки жертв, может стать широкомасштабная война. Тем не менее, обе стороны опасаются политического разлада между странами, поэтому открытого военного конфликта мы не наблюдаем. Китай и Индия будут искать другие дипломатические и экономические способы возмездия. Например, Пекин будет ограничивать свои инвестиции в Индии, а Нью-Дели будет отступать от новых многосторонних институтов возглавляемых Китаем, например, как Шанхайская организация сотрудничества или Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Однако, если все-таки столкновение на границе произойдет в период повышенной напряженности, вероятность военного столкновения будет расти, и потенциальная война не исключена.

Помимо сухопутных споров между Китаем и Индией за территорию, зарождается конкуренция на морских границах, которая не менее важна. Обе стороны имеют растущие интересы в водах Индо-Тихоокеанского региона, как в сфере торговли, так и в сфере политического влияния, а также военных позиций. Соответственно, каждый быстро увеличивает морскую силу путем расширения и модернизации своего флота при разработке морских связей с соседними государствами.

Дипломатическая позиция Индии на Южно-Китайском море поддерживает принцип свободы судоходства и мирного урегулирования спорной территории. Китай недоволен этой позицией, наряду с инвестициями Индии в разведке нефти у побережья Вьетнама и сближением морских связей с Японией и Вьетнамом. Точно так же, индийские стратеги беспокоятся о Китае, а точнее их связях с Пакистаном, о продаже кораблей и подводных лодок, а также о крупных инвестициях в порт Аравийского моря Гвадар; продаже оружия в Бангладеш и потенциально военно-морской доступ к порту Читтагонг; развитие порта Хамбантота в Шри-Ланке. Постоянное военно-морское присутствие Китая в Аденском заливе, якобы для поддержки миссии по борьбе с пиратством, демонстрирует расширение военно-морского влияния, что раздражает в Индию.

Сценарий “око за око” военно-политической эскалации в Индо-Тихоокеанском регионе в настоящее время представляется возможным. В 2012 году были официальные индийские заявления о «морских свободах”, заключающихся в обязательном предложении Китая отправить военно-морской фрегат, чтобы обеспечить двенадцатичасовой «эскорт» индийских кораблей через оспариваемые воды Южно-Китайского моря. Этот шаг Индии не понравился, ответной реакцией могла бы продажа противокорабельных крылатых ракет БраМос Вьетнаму. Китай, в свою очередь, может направить свой ответ на деятельность в Индии ведущей международной нефтяной компании, под названием Корпорация нефти и природного газа, которая поддерживает долю в разведочном блоке у побережья Вьетнама в водах Китая. Реакция Китая может привести обе стороны в напряженное противостояние, которое повторило бы сценарий инцидента между Китаем и Филиппинами в 2012 году. Каждый последующий неудачный шаг в данном вопросе может привести, в свою очередь, опять же к военным действиям.

Так же стоит отметить участие Китая в Индийско-Пакистанском конфликте. Оно заключается в проведении новых совместных Китайско-Пакистанских военных учений, в том числе продаже китайского вооружения для Пакистана. Китайский пересмотр официальной дипломатической позиции по Кашмиру показывает полную поддержку Пакистана и оказывает привилегированное положение в Организации Объединенных Наций.

Для предотвращения вооруженных конфликтов между этими странами есть несколько способов:

  1.                Введение третьих лиц для заключения трехсторонних договоров
  2.                Участие обеих стран в многосторонних саммитах
  3.                Новая визовая политика
  4.                Повышение обороноспособности и безопасности Индии и Китая

Один из помощников в урегулировании взаимоотношений между Китаем и Индией может являться США. Соединенные Штаты имеют большой интерес в достижении мирных и кооперативных отношений между Китаем и Индией. Это две крупнейшие страны мира по численности населения и важные торговые и дипломатические партнеры США. Серия споров в результате вооруженного противостояния между Китаем и Индией будет пагубно влиять на международные рынки, усугублять опасения в других азиатских странах и отвлекать Пекин и Нью-Дели от конструктивных способов экономического развития в своих странах и азиатском районе. Неудачи в экономике этих стран могут нанести вред американским инвесторам, розничной торговле, производителям и поставщикам услуг.

Вооруженное противостояние между этими сверхдержавами поставит США перед трудным выбором. Пекин, скорее всего, воспримет любую поддержку США в Индии как нежелательную стратегию по сдерживанию военного потенциала Китая. Это будет способствовать обострению глобальной конкуренции между Китаем и США. В Вашингтоне такой способ предпочли бы избежать или, по крайней мере, отложить.

Если Вашингтон будет оставаться нейтральным или пойдет навстречу позиции Китая, Индия будет воспринимать политику США как отказ. Это может поставить под угрозу перспективу Американо-Индийского стратегического партнерства, проводимого раннее администрацией США по вопросам гражданской ядерной сделки и долгосрочной цели подержания либерального международного порядка со стороны Соединенных Штатов. Отказ США поддержать Индию в качестве выступления противовеса Китаю, ослабит военную мощь в лице всего мира на фоне Китая. В общем, Вашингтон намерен поддерживать мирные отношения между Китаем и Индией, но с упором на политику Индии. В случае вооруженного противостояния Соединенные Штаты предстанут перед тяжелым выбором: чьим союзником выступать в этом конфликте.

В заключении можно сказать, что военные споры Китая и Индии являются реалистичными, но маловероятными. Их отношения будут напряженными еще как минимум в течение двенадцати-восемнадцати месяцев.

 

Литература:

 

  1.                Самохвалова В. А., Яковлев М. В. Газ во внешней политике Ирана // Наука и образование в жизни современного общества: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 12 частях. Тамбов: Юком, 2015. С. 127–129.
  2.                Яковлев М. В. Значение политико-культурного фактора в концепции демократизации Сеймура Липсета // Наука и образование в XXI в: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. Тамбов: Юком, 2014. С. 162–163.
  3.                Яковлев М. В. Демократическая политическая культура в западных и незападных сообществах: подход Габриэля Алмонда и Сиднея Вербы // Наука и образование в жизни современного общества: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 12 частях. Тамбов: Юком, 2015. С. 160–162.
  4.                Яковлев М. В. Факторы формирования особенностей российской модели демократии // Вестник Башкирского университета. 2013. Т. 18. № 1. С. 211–213.
  5.                Яковлев М. В. Особенности современной демократии в России // Перспективы науки. 2013. № 1 (40). С. 114–117.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle