Библиографическое описание:

Положенкова Е. Ю., Добронос Д. А. Брак и семья в христианской и мусульманской традициях // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 862-865.



Брак и семья в христианской и мусульманской традициях

 

Ни для кого не секрет, что современный институт брака и семьи переживает глубокий кризис. Большинство семей распадаются, делая несчастными миллионы людей. Так «40 % детей рождаются вне семьи». «На три брака — два развода. В России миллион сирот при живых родителях. Почти столько же беспризорных». «…ежегодно в стране делаются миллионы абортов» [2, c. 5]. Это происходит потому, что люди стремятся сохранить свой комфорт любой ценой. Нравственные установки гедонизма и потребительства, столь укоренившиеся в сознании людей в последние десятилетия, оказывают разрушительное воздействие на традиционные ценности, в том числе на ценности брака и семьи. Их подлинный смысл многими оказывается утраченным. На Западе получают распространение такие одиозные явления как однополый брак и ювенальная юстиция. В этой связи в данной статье с целью прояснения подлинного смысла феноменов брака и семьи осуществляется их рефлексивный анализ в контексте двух традиционных религий — христианства и ислама.

В христианстве считается, что человек создан «по образу и подобию Божьему». В Новом Завете говорится, что «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28) [1]. Иными словами христианство устанавливает равенство, как мужчины, так и женщины перед Богом, ценность личности. Безусловно, это не значит, что у мужчины и женщины социальные функции одинаковы. Ведь в таком случае христианские установки могут быть легко интерпретированы в духе «воинствующего феминизма».

Что касается отношения женщин и мужчин в исламе, то здесь важно, так же как и в христианстве соблюдать религиозные обязанности в равной степени. Эти обязанности подразумевают следующее: соблюдение поста, молитв, паломничества и плата налога (заята). Так, например, в Коране говорится о равенстве полов перед Аллахом, а также о том, что женщина является логическим продолжением мужчины. Это говорит о том, что она не может выполнять какие-либо функции, которые бы противоречили мужчине.

В христианском учении, признающем равенство мужчины и женщины, подчёркивается особая значимость брака. Не зря говорится, что муж и жена это «одна плоть» (Мф. 16, 6; Мк. 10, 8). Ведь брак является союзом двух людей на всю жизнь. Так Иеромонах Тихон выделяет главные цели брака. «Во-первых, взаимное вспомоществование супругов в прохождении жизни. Это духовная сторона брака. Но есть и физическая сторона, так как человек — существо духовно-чувственное. Брак заключает в себе и другую цель — «размножение человеческого рода» [2, c.123]. Таково было его назначение до падения человека, но и после падения смысл не изменился. После грехопадения человек больше стал нуждаться в помощнице. Таким помощником для мужа становится жена. «Нет столь обидного общественного положения, нет столь тяжкого труда, нет столь горькой доли, с которыми не примирила бы мужа любящая и добрая жена» (Амвросий, Дмитровский еп. Проповеди. С 10) [2, c. 124].

Но все же в православии жена — это «существо слабее мужа» [2, с. 126] и поэтому он должен заботиться о ней. «Мужие любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь и Себе предаде за ню, да освятит ю» (Еф.5, 25) [1]. В этих словах главным является то, как Христос искупил грехи человечества, которое было порочно, нечисто. «Он не только смыл его нечистоту, но и создал из него Церковь Святую. Не насилием, порицанием и угрозами достиг Он этого, а великою заботливостью и самоотверженною любовью к людям» [2, с. 126]. Свои заботы Он простер до того, что даже пожертвовал жизнью. То есть муж по отношению к жене, которую он искренне возлюбил, проявляет заботу, внимание, не допускает насилия и унижения. Не в меньшей степени и для жены важно терпение. «Жены, своим мужем повинуйтеся, якоже Господу: зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве, и Той есть Спаситель тела. Но якоже Церковь повинуется Христу, такожде и жены своим мужем во всем» (Еф. 5, 22–24) [2, с. 127]. А ведь такое повиновение невозможно без терпения. Женщина должна понимать мужа и терпеливо его перевоспитать, незаметно для него самого умирить его страсти. Поэтому не зря в христианской культуре существует «золотое правило брачной жизни — терпи и переноси». [2, с. 125] Ведь, благодаря терпению, супруги, несмотря на какие-либо сложности, могут избежать недопонимания в семье.

Следует заметить, что христианский брак — это не только нравственный союз, но и «союз благодатный, тайна, Таинство, в котором подается божественная благодать, освящающая и возвышающая брачный союз в образе союза Христа с Церковью и содействующая супругам в исполнении ими высоких обязанностей» [2, с. 128]. Поэтому христианин не может ограничиться только гражданским браком без Церковного венчания. Хотя брак и может быть нравственным союзом, но тогда он не будет христиански освящен. Ведь в основе гражданского брака лежат только юридические обязательства, с которыми супруги не уйдут далеко по пути нравственного совершенства.

Другая сторона в браке — это физическая. Иеромонах Тихон говорит: «христианство не гроб для человеческого рода…, оно сообщает своим приверженцам новую жизнь» [2, с. 129]. То есть, если жизнь не зло, то и размножение человеческого рода в браке не заключает ничего плохого и является законным. А тот, кто отрицает физическую сторону и признает брак, как духовную связь, тот, как считает апостол Павел, «внимает духам обольстителям» (1 Тим. 4, 1–3) [1]. Но Апостол также указывает на то, чтобы брак у них был «честен и ложе непорочно» (Евр. 12, 4) [1]. Святая Церковь призывает, чтобы супруги «умели соблюдать свой союз в святости и чести, а не в страсти похотения, как язычники» (1 Сол. 4, 4–5) [1]. А физическая природа в браке должна быть «преддверием высшего начала» [2, с. 133]. Так апостол Павел говорит: «жена спасается чрез чадородие», но не через одно чадородие, а, «если пребудет в вере и любви, и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2, 14) [2, с. 134]. Другими словами, жена спасается через рождение детей и веру. Таким образом, в христианстве физическая сторона помогает осуществить одну немаловажную цель брака — рождение и воспитание детей. Но если физическая сторона становится целью и начинает доминировать над духовной, то это осуждается Церковью. Поэтому провождение «медового месяца» молодыми Церковь осуждает. Так же не один истинный христианин не одобрит такой образ жизни, где муж продолжает физическую связь с женою, несмотря на зачатие ею младенца или жена истребляет плод. Ведь при этом брак теряет нравственное значение.

Рассматривая брак в исламе, необходимо отметить некоторую схожесть с христианским браком. А именно то, что муж и жена являются одним целым и то, что брак не должен быть ни источником противоречий между супругами, ни средством ущемления свободы женщины. Брак «призван быть институтом, обеспечивающим спокойствие, уверенность и стабильность как обоим супругам, так и их будущим детям», — пишет Худа Хаттаб. Вот что говорится в сборнике: «Всегда обходитесь с женщинами хорошо. Ведь поистине женщина сотворена из ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть и если ты попытаешься выпрямить ребро, то непременно сломаешь, а если оставишь в покое, то оно так и останется кривым, а поэтому всегда обходитесь с женщинами хорошо»; (сломать значит развестись с ней, поэтому наслаждайся ею, несмотря на её кривизну) (Сахих аль-Бухари, хадис 5185, 5186)» [4, глава 1312].

Вместе с тем обращает на себя внимание некоторая противоречивость мусульманского вероучения относительно положения женщины в браке. Дело в том, что в исламских текстах наряду с высказываниями об уважении женщины в семье, можно обнаружить суждения, в которых подчеркивается её неравное положение по сравнению с мужчиной. Например, об этом говорит следующий аят: «Жёны имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму, но мужья выше их по положению» (Корова, 228). Из этого аята можно сделать вывод: каждая женщина должна уяснить, что мужчина (отец, муж и другие, ответственные за неё люди) играет главную роль. О данной иерархичности отношений в семье свидетельствует и следующее высказывание: «Если бы разрешалось совершать земной поклон кому либо, кроме Аллаха, я приказал бы жене совершить поклон мужу» (Ибн Маджа, 2/1852). Или же: «Клянусь Тем, в чьей длани моя душа, если муж пригласит свою жену на супружеское ложе, а она откажет ему, Тот, Кто на небесах будет гневаться на неё до тех пор, пока она не сделает мужа довольным» (Сахих Муслим, 3525). Либо же: «Самая лучшая из женщин это та, муж которой радуется, когда смотрит на неё, подчиняется, когда муж приказывает ей, не совершает то, что не нравится её мужу, и бесполезно не тратит его имущество» (Сборник достоверных хадисов, 1838).

Таким образом, мусульманский брак характеризуется особой строгостью по отношению к женщине. Что, в свою очередь, обеспечивает защиту традиций ислама и еще раз подтверждает главенствующую роль мужчины.

При этом в мусульманской семье каждому её члену отводится своя роль. Пророк Мухаммад сказал: «Каждый из вас пастух и каждый ответственен за свою паству» (Сахих Бухари, Сахих Муслима). А именно: отец — пастух семейства, которое он должен защищать и обеспечивать и руководить им. Мать — пастух по дому. Иными словами, она стремится создать ту атмосферу, где царит любовь. Ведь это крайне необходимо для счастливой и здоровой жизни семьи: «даже Рай лежит у ног твоей матери». Мать, прежде всего, участвует в воспитательном процессе. Так мусульманские ученые говорят: «учишь мужчину — учишь одного человека, учишь женщину — учишь нацию» [6, с. 4]. Но в случае, если один из родителей желает захватить роль лидера, то, как известно, итог будет плачевный. Ведь будут бесконечные споры и борьба, приводящие к разрушению семьи. Так, в Коране говорится: «…Им (женщинам) — те же права, что у мужчин над ними, как принято, но у мужчин (тех прав из-за ответственности) на степень больше …» (Коран 2:228). То есть, главой семьи бесспорно является мужчина.

Что касается детей, плодов любви родителей, Ислам утверждает: как родители за детей, так и дети за родителей должны нести ответственность. «И к родителям — добродеянье. Если один из них иль оба достигнут старости, у тебя (живя), не говори ни слова им неуваженья, и не ругай их, но говори по-доброму. И из милосердия опусти крыло смирения пред ними и скажи: «Господи, будь милосерд к ним, как воспитали маленьким они меня» (Коран 17:23–24).

Нужно отметить, что повиновение Самому Создателю является самым важным, нежели повиновение, которое дети обязаны оказывать своим родителям, независимо от того, как происходит воспитание ребенка, и какая религия у родителей. Вот Его напоминание: «И вот Мы взяли договор с сынов Израиля: «Не поклоняться никому, кроме Аллаха; к родителям — благодеянье, к родным, к сиротам и беднякам; беседовать с людьми по-доброму, совершать молитву, и платить закят» (Коран 2:83).

В тот момент, как ребёнок должен проявлять повиновение обоим родителям, Ислам выбирает одного — мать, которая заслуживает огромную любовь и благодарность. Когда Пророка Мухаммеда спросили, «O Посланник Аллаха! Кто из людей более всего достоин того, чтоб я к ним хорошо относился?», он ответил: «Твоя мать». Человек спросил: «А кто потом?» Пророк сказал: «Твоя мать». Человек спросил: «А кто потом?» Пророк повторил: «Твоя мать». Человек снова спросил: «А кто потом?» Пророк, наконец, сказал: «Твой отец».

«И Мы заповедали человеку добро творить родителям своим. Мать его носила, теряя силы и рожала в муках. Беременность им и кормленье грудью — тридцать месяцев. Когда же он достигнет зрелости, достигнув сорока лет, он говорит: «Господь мой! Внуши мне благодарить Тебя за Твою милость, которой Ты осыпал меня и моих родителей, делать добро, угодное Тебе. Сделай моё потомство праведным. Поистине, к Тебе я обращаюсь с покаяньем, и я — из мусульман (Тебе покорных)» (Коран 46:15). Таким образом, роль женщины в семье, так же как и мужчины велика. Ведь на женщину возложена очень значимая функция — сохранение человеческого рода.

В христианстве, как известно, семья также представляет собой высочайшую ценность. Семья — это «домашняя малая церковь, где есть определенные роли, или служения». Муж здесь выступает как «священник», жена — «помощник ему», а дети — «народ Божий, который нужно привести ко спасению». Считается, что дети даются жене и мужу от Бога. Ведь Он участвует в рождении каждого человека — приводит ко спасению. В этом и состоит смысл и цель жизни. И планировать семьи должен Бог, а не грешный человек [2, с. 149]. В христианстве, так же как и в исламе, важно почитать родителей, и испытывать деятельную любовь, выполнять обязанности по отношению к «близким» по плоти людям.

Рефлексивный анализ брака и семьи в контексте двух мировых религий — христианства и ислама, свидетельствует о том, что, несмотря на некоторые отличия в интерпретации данных феноменов, они едины в главном. Традиционный брак и семья обладают высокой нравственной ценностью. В них культивируется уважение, взаимопонимание, любовь, столь необходимые для воспитания будущих поколений.

 

Литература:

 

  1.                http://azbyka.ru
  2.                Муж и жена в христианском браке: 20 веков спустя — М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. — 176 с. — (ответы современнику)
  3.                Женщина в раннем христианстве / Свенцицкая И. С. // Женщина в античном мире. М., Нака, 1995. С. 156.
  4.                http://www.e-reading.by/book.php
  5.                Женщина в исламе / Ред. и сост.: Нуруллина Г. — 2-е изд. — М.: Издат. дом «УММА», 2005. — 383 c.
  6.                Статус женщины в исламе / Фролова Лилия Николаевна // Журнал ВестникАдыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, юриспруденция, политология, культурология № 2/ 2009.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle