Библиографическое описание:

Во Л. В. Буддистская скульптура южного Вьетнама культуры Фунань — Окэо I-VII вв. // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 845-848.



 

Буддизм, появившись в Индии, попал во Вьетнам в I веке через влияние культуры Фунань. Новая религия дала импульс развитию изобразительного искусства. Культовая скульптура данного периода одновременно имеет черты искусства Индии и традиций Вьетнама. Мастера работают в дереве, камне, бронзе.

Ключевые слова:Буддийская скульптура, Фунань — Окэо, Вьетнам.

 

Империя Фунань[1]была могущественной и существовала с I по VI вв. на юге Вьетнама. Исследователь П. Пелльо (P.Pelliot) описывает Фунань как огромную империю, которая смогла завоевать территории Камбоджи, долину реки Менам и части Малайского полуострова [7, с. 248]. Империя ведёт торговлю со всем миром, имеет большую военную и экономическую силу.

«Культура Фунань-Окэо впитала в себя традиции искусства первобытных культур Южного Индокитая, древних культур Индии и Китая [2, с. 150]. Основными религиозными конфессиями были брахманизм, индуизм и буддизм [5, с. 243].

Французский археолог Л. Маллере в 1944 году нашёл во Вьетнаме недалеко от Бахо, Окео и Анзянг более тысячи предметов, рассказывающих о материальной и духовной жизни империи Фунань. Это предметы из металлов: золото, медь, бронза, олово. Кроме того, встречаются каменные и керамические предметы, в украшении используются жемчуг и драгоценные камни. Вес самого тяжёлого золотого предмета составляет 1120 грамм. Часть находок было сделано археологом, но около 9000 предметов передали местные жители. Результаты раскопокЛ. Маллере были опубликованы в четырёх томах книги под названием «Археология дельты реки Меконг», (L’Archeologie du Delta du Mékong) в период с 1959 по 1963.

В период военных конфликтов во Вьетнаме (1954–1975) вся научная археологическая работа была остановлена. Только после 1975 года возобновилась деятельность исследовательских институтов, археологи вернулись к работе на юге Вьетнама.

С 1976–1980 велись раскопки в местечке Канзов 50 км от Хошимина, где были найдены религиозные предметы культуры Окэо и более позднего времени. Среди важных мест находок можно назвать Анзянг, Киенжанг, Бакльеу, Травинь, Кантхо, Виньлонг, Тяньжанг, Готап, Лоньан, Таининь, Хошимин, Доннай, Ламдонг[1, с. 18].

На месте археологических раскопок были найдены здания из кирпича, среди которых индуистские и буддийские храмы, жилы дома и гробницы, а также утилитарные вещи и предметы культа.

«В одном из поселений была найдена мастерская по дереву, где изготовляли буддийские статуи, среди скульптуры встречаются изображения Будд в процессе изготовления» [2, с. 158]. Находки археологов, сделанные после 1975 года, помогли дать более ясную картину культуры Окэо [5, с. 243]. Важным вопросом является соседство двух религиозных культур на территории Фунань: буддизм был более популярен в крестьянской среде, в то время как Брахманизм приветствовался в богатых слоях общества [2, с. 158].

Буддийская скульптура культуры Окэо изготавливалась из дерева, камня и бронзы. Интересные образцы культовой скульптуры были найдены в Данои, Тхапмыои, Фонгми, Бингхоа, Го Тхап — Тхап, Мыой, Донгтхап [1, с. 121].

Кроме того, фрагменты каменных статуй был найдены в поселениях Хоншок, Нуишап, Голон-Ношимин, провинциях Анзанг, Ватт Тнлин, Винглонг, Вунгтау, Травинг.

Основные находки скульптуры Окэо связаны с религией: статуи Будд и Архатов. Интересны находки сидящих Тикка Будды, Будды Ботак. Много культовой скульптуры обнаружено в Готхап — Тхапмыой, Донгтхап, Даной, Киензян и других. В местечке Гокаитхи — провинции Анзянг найдены в основном бронзовые статуи Будд [1, с. 122]. В этих работах соблюдаются основные принципы иконографии божества, которые носят не только религиозный смысл, но и эстетические ценности своего времени.

При создании одной из статуй Будды (инвентарный номер BTLS: 1615) были использованы одновременно дерево, камень и бронза. Скульптура и постамент имеют высоту 244 см, это образец крупной формы [6, c.28].

Индийское влияние ощущается в деревянной статуе Будды [рис. 1], найденной в 1943 году в Шадек — Донгтхап. Скульптура имеет плохую сохранность и датируется 5 в. н. э. Мастер применил контрапост в постановке фигуры. «Подобный приём с выдвижением вперед правой ноги в индийской иконографии был символом изображения божества» [3,с.88].

Пластика тела подчёркивается облегающей одеждой, тонкой проработкой фактуры. Несмотря на значительные утраты фрагментов статуи, ощущается гармоничность силуэта и простота линий и форм. Постамент статуи выполнен в виде цветка лотоса. «Лотос считается священным растением буддизма, символизирует чистоту и святость божества» [3, с.91]. Лепестки цветка создают дополнительный ритм всей композиции, они вырезаны искусно и тонко.

Другим интересным образцом скульптуры этого времени является Будда (инвентарный номер BTLS. 1617), выполненный из дерева Муу, имеющего темно коричневый цвет, высота вместе с постаментом 170 см. Он был найден в 1931 году, в селе Мйлой, Фонгми — провинция Шадек (ныне Донгтхап). Работу отличают гармоничные пропорции, сохранившиеся фрагменты выполнены на высоком профессиональном уровне. «Голова Будды увенчана остроконечной ушнишей» [6, c. 28]. Ушнишей называют своеобразную выпуклость на макушке божеств, покрытую прядями волос, она встречается в буддийских и ведических изображениях божеств. Ушниша является обязательный иконографическим признаком Будд. Её изображение в виде острого наконечника копья на макушке, предположительно является вариантом изображения драгоценного камня, прикреплённого к верхушке ушнишы. Этот волшебный камень известен буддистам под названием «чинтамани» или камень, исполняющий все желания.

Особое внимание привлекают руки статуи «правая рука сложена в виде Абхая- мудры[2], символизирующей дарование защиты, левая рука — Витарка-мудра, символизирующая первую после просветления проповедь Будды» [3, c. 64]. Резьба выполнена столь тонко, что каждый палец имеет мягкие формы живой пластики тела, не смотря на обобщённое пластическое решение скульптуры. Скульптура выглядит торжественной и уравновешенной, ступни Будды стоят вместе плотно прижаты друг к другу. Хорошо сохранился постамент статуи, созданный в виде трех ярусов лепестков лотоса. Помимо декоративного эффекта цветок имеет важную иконографическую составляющую.

Хорошая сохранность у статуи Будды (инвентарный номер BTLS: 1618) из дерева шао, высота 103 см. После 1975 года скульптур нашли а Бинь Хоа провинции Лонган, приблизительная датировка VI-VII вв. Постамент украшен декоративной резьбой в виде лепестков лотоса, символизируя божество. Иконография сохранена, ушниша в виде пика, большие выразительные глаза, длинная шея, скульптура смотрится устойчивой и уравновешенной. Присутствует ощущение, что одежда Будды, едва намеченная резчиком выполнена из каши — мягкой ткани, в которую по преданию носил святой. Драпировки спускаются с левого плеча ничуть не утяжеляя статую. Данная поза и вид статуи является одним из вариантов буддийского канона в изображении божества [3, c.63].

Левая рука сложена в Варада-мудре[3], как и принято в культуре эта мудра изображается в паре с абхая-мудрой правой руки. «Статуя символизирует сострадание, искренность и добрые пожелания» [3, c.62]. Хорошая сохранность произведения помогает сделать выводы об особенностях традиции буддийской скульптуры времени Фунань-Окэо.

В это время можно встретить самые различные иконографии статуй Будд. Одна из них носит название «Тхитка»[4], высота 250 см, была найдена в селе Зонгсоаи провинция Анзянг. Симметричная фигура стоит на резном постаменте в виде раскрытого лотоса. Обращает на себя внимание индийская одежда до колена времени династии Гупта (320–600 гг.), которая подчёркивает формы тела, мягко строиться драпировками тонкой ткани. По сравнению с каменной, деревянная скульптура кажется более тёплой, мягкой, близкой к людям. В ней особенно ощущается соприкосновение буддизма с индийской пластикой.

Много статуй Будды времени Фунань-Окэо хранятся в музеях провинции Донг Там, они датируются V веком и были найдены в местечке Готхап провинции Донггап.

Иначе решены бронзовые статуи Будд, как пример можно рассмотреть небольшую работу, найденную в 1975 году в Гокаигхи провинция Анзянг, датируемую IV веком. В пластике и стиле исполнения видно влияние китайского искусства. Сохраняются традиции изображения божества, однако по сравнению с работами в дереве более выразительно прорисованы черты лица и детали костюма, ритм драпировок задаётся не только вертикальными складками, но и горизонтальными. Изысканность и красота скульптуры подчеркивается большей условностью декоративных элементов. Статуя фронтально ориентирована, мудры рук символизируют первую проповедь Будды после просветления, а также возможность трансформации человека в высшее существо.

Скульптура в камне имеет те же традиционные для буддизма формы, что были описаны выше.

Сидящие статуи Будды, которые были найдены на территории Южного Вьетнама и принадлежат культуре Фунань-Окэо можно разделить на две группы.

Первая группа объединяет Будд, сидящих в позе лотоса, руки которых сложены в различных мудрах. Одна из важных мудр — Дхьяна, символизирует медитацию и сосредоточение. Обе руки покоятся внизу живота ладонями вверх, правая рука поверх левой, пальцы в большинстве случаев распрямлены. Большие пальцы касаются друг друга, формируя треугольник, который олицетворяет три драгоценности Буддизма. Чаше всего эта мудра использовалась в изображении Будды Шакьямуни и Будды Амитабхи [3, с.68]. Происхождение этой мудры намного древнее буддизма, оно пришло также из Индийской культуры, ее использовали во время медитации аскеты и йоги [3, c. 86].

Будды, высеченные в камне, кажутся еще более уравновешенными, их тела подчёркнуто симметричны, они передают состояние внутренней гармонии, медитации, концентрации внимания. Напряжение вертикали фигуры Будды контрастирует с мягкостью его рук.

Среди находок нередко встречается изображение Будды с мудрой Бхумиспарша, что дословно переводится «касание земли», и напоминает о том, как Будда взял землю в очевидцы, когда разрешил проблему прекращения страданий, во время медитации под деревом Бодхи. Правая рука касается земли кончиками пальцев рядом с правым коленом, левая рука покоиться на бедре. Использование в постаменте не только лотос, но и квадратный пьедестал «имеет значение непоколебимого духа богов» [3, c.92].

Иконография этой позы статуй пришла во Вьетнам из Индии и была принята местными жителями. Подобная скульптура помимо религиозной ценности, безусловно, привлекала своей красотой и гармоничностью образов. Эти статуи датированы V — VII веками.

Вторая разновидность сидящего Будды встречается очень редко, это фигуры сидящая по-европейски. Примером может служить скульптура, которая хранится в Национальном историческом музее Хошимина.

Лицо, уравновешенность композиции напоминают иконографию уже описанных выше Будд, однако привлекает внимание необычный постамент, состоящий из двух частей: на одной части фигура сидит, а на другой части покоятся ступни божества. Предельно лаконично передана пластика тела, подчёркнуты плавные мягкие контуры, нет даже драпировок одежды, все внимание сосредотачивается на симметрии формы. Не сохранилась левая рука, но можно предположить, что она была сложена в мудре Абхая.

«Подобную позу можно встретить в искусстве Гандхары, она символизирует силу, устойчивость веры, гармонию внутреннего мира» [3, с. 81].

Буддизм в период Фунань-Окэо приобретает все большую популярность на территории Южного Вьетнама, основные влияние на религиозное искусство оказывает культура Индии, отчасти наследие индуизма, однако можно встретить и китайское влияние, которое выражается в большей декоративности образов, в то время, как индийское влияние органично входит в трактовку образов, формы, закрепление иконографических типов.

 

Литература:

 

  1.                Во. Ц. Х, Культура и памятник Южного Вьетнама / Ци Каи Во.-Ношимин: Социально, 2006.
  2.                Дао. Л. К, Статьи научной конференции «60 лет обнаружения культуры Oкэо (1944- 2004)», Ряд типичных культурных памятник Окэо на южных землях.-Ханой: Мир, 2004.- C. 150.
  3.                Лоуис. Ф (Louis Frederic), Искусство. Популярные Божества /Ф Лоуис.- Ношимин:Искусство, 2005.
  4.                Фан. А, Статьи научной конференции«60 лет обнаружения культуры Oкэо (1944- 2004)», КоролевствоФунама,Особенности этнографии / А Фан.-Ханой: Мир, 2004.- C. 311.
  5.                Фан.Х. Л, Статьи научной конференции«60 лет обнаружения культуры Oкэо (1944- 2004)», Культура Oкэо Фунань царство — Фунань. // Ханой, Мир, 2004.- C. 232–243.
  6.                ХоаньНг, Деревянные статуи Окэо культуры — редкие древности Вьетнама //Редкиедревности:2014. -№ 9.- 2014.-C. 28
  7.                Jan M. Pluvier, Historical Atlas of South –East Asia// М. Jan, E. J. Brill.- Leiden-New York: Holn, 1995.
  8.                P. Pelliot, Le Fou- nan// BEFEO, III,1903.

[1] Империя Фунань включала в себя более 10 стран: Донтонь (или Дьентонь), Хуатдоконь, Кыутхи (или Каулои или Даукаулои  значение Такола/Такола (Takola/Takkola), Дьентонь, Кимланьи т.д.Доподлинно неизвестно, но возможно сюда же входили империя Туй (Китай) (589-618), две страны Сиктхо, Чанлап. Jan M. Pluvier, Historical Atlas of Saouth –East Asia// E.J. Brill, Leiden-New York-Holn, 1995.

[2] Абхая-мудра широко распространена и в ведической культуре, символизируя безопасность, буквально открытую ладонь в которой нет оружия.

[3] Варада-мудра  - открытая ладонь, которая развёрнута наружу, олицетворяет приветствие, милосердие, сострадание, искренность.

[4] Тхитка – вьетнамское прочтение имени Сиддхартха Гаутама.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle