Библиографическое описание:

Солдатова М. В. Анализ состояния перевозок опасных грузов автомобильным транспортом // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 497-499.



 

В работе проведена классификация опасных грузов, отмечена специфика перевозок опасных грузов автомобильным транспортом в РФ, сделан анализ происшествий с участием опасных грузов.

Ключевые слова: опасные грузы, логистика, автомобильный транспорт, ДТП, грузоперевозчик, риски, чрезвычайное происшествие.

 

Логистика, являющаяся наукой и областью практической деятельности по организации и управлению потоками (материальными, информационными, финансовыми, сервисными), как процессами преобразования в естественных, искусственных, смешанных системах, в политических, экономических, социальных, природных средах, во времени и пространстве особое, специальное внимание уделяет логистике опасных для жизнедеятельности грузов [1–4]. Анализ проведен в соответствии с направлениями и текущими планами работы научной школы кафедры логистики ГУУ [5] и методическими теоретическими и практическими положениями [6].

Современная промышленность пока на сегодняшний день не может обойтись без использования или выделения опасных для жизни человека веществ, окружающей среды или экологии в целом. Всевозможное взрывоопасное, химически токсичное сырье или же его отходы каждый день являются одним из основных предметов потребления, производства, утилизации и захоронения. И, как следствие, транспортные потоки с местами хранения, накопления, концентрации, распределения и переработки подобных веществ является неотъемлемой частью этих логистических процессов преобразований. По статистическим данным первого квартала 2015 года, доля перевозок опасных грузов в мировом грузообороте уже превышает 40 %, а в России составляет примерно 20 % [7].

При таких темпах роста, наиболее актуальным вопросом в области логистики и непосредственно транспортировки опасных грузов является снижение уровня рисков и угроз их аварийности. В целях уменьшения вероятности возникновения чрезвычайных происшествий из-за перевозимых грузов, попадающих под категорию «опасные», профильный комитет экспертов ООН разработал «оранжевую книгу» — Рекомендации по перевозке опасных грузов [8]. В дополнение к ней, существует множество международных конвенций и соглашений, правил и условий, которые призваны урегулировать вопросы и проблемы, возникающие при перевозке опасных грузов.

В Российской Федерации, на сегодняшний день, не существует единого нормативного документа, регулирующего перевозки опасных грузов всеми видами транспорта, но в перспективе предполагается его разработка. Вместо этого, на территории РФ действуют правила по каждому виду транспорта.

Классификация опасных грузов

В1990 году вступил в действие ГОСТ 19433–88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка», но был переиздан в феврале 1996г с некоторыми изменениями. Настоящий стандарт распределяет опасные грузы на классы, устанавливает критерии для отнесения грузов к опасным, методы определения показателей для классификации опасных грузов, а также правила нанесения маркировки на грузовые единицы разных классов. На сегодняшний день опасные грузы разделяют на следующие классы [9]:

          1 класс — Взрывчатые вещества (6 подклассов)

          2 класс — горючие газы, газы невоспламеняющиеся, ядовитые и неядовитые газы (4 подкласса)

          3 класс — легковоспламеняющиеся жидкости (3 подкласса)

          4 класс — Легковоспламеняющиеся твердые вещества, Самовозгорающиеся вещества. Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой̆. (3 подкласса)

          5 класс — Окисляющие вещества, Органические пероксиды (2 подкласса)

          6 класс — Ядовитые и инфекционные вещества (2 подкласса)

          7 класс — Радиоактивные материалы (подклассов нет)

          8 класс — Едкие и (или) коррозионные вещества (3 подкласса)

          9 класс — Грузы, не отнесенные к классам 1–8, и грузы, обладающие видами опасности, проявление которых представляет опасность только при их транспортировании навалом водным транспортом (2 подкласса)

Специфика логистики перевозок опасных грузов автомобильным транспортом в РФ.

Первое, о чем должна позаботиться транспортная компания, занимающаяся международными провозками, соблюдающая основные положения и требования международной логистики [4], и решившая перевозить опасные грузы — это получение свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, которое выдается подразделениями ГАИ МВД России по месту регистрации, после тщательного технического осмотра. Затем, необходимо оформить договор дорожной перевозки, в котором обозначены права и обязанности перевозчика и грузоотправителя, их ответственности, порядок разрешения споров, действия сторон в чрезвычайных ситуациях. После выполнения всего вышеперечисленного, автотранспортная организация занимается подбором лиц для сопровождения опасных грузов. Следует отметить, что она же и несет ответственность за свой выбор [10].

Следующий этап — выбор и согласование маршрута перевозки. В случае перевозки «особо опасных грузов», перевозки в сложных дорожных условиях или же перевозки, выполняемой колонной, состоящей из более чем 3-ех транспортных средств от места отправления до места назначения, выбранный маршрут необходимо согласовать с соответствующими подразделениями ГАИ МВД России [10]. Немаловажен тот факт, что маршрут не должен проходить близ крупных промышленных объектов, зон отдыха, заповедников, рекреационных территорий и т. д., а также должны быть предусмотрены места парковочных стоянок транспортных средств и заправок топливом.

Самым важным этапом подготовки обеспечения к перевозке опасных грузов является организация системы оперативной исчерпывающей информации об опасности. Именно строгое следование всем правилам организации данного этапа, при прочих равных условиях — уже залог успешной перевозки. Говоря “успешной” автор имеет ввиду перевозку без последствий в виде угрозы, рисков для окружающей среды или для жизни человека. Этот этап включает в себя следующие элементы: информационные таблицы для обозначения транспортных средств, аварийную карточку для определения мероприятий по ликвидации аварий или инцидентов и их последствий, информационную карточку для расшифровки кода экстренных мер, указанных на информационной таблице, а также специальную окраску и надписи на транспортных средствах [10]. После соблюдения всех необходимых требований — компания может приступить непосредственно к перевозке опасных грузов.

Анализ автомобильных происшествий с участием опасных грузов

Практический аспект перевозки опасных грузов автомобильным транспортом можно наглядно проследить на детальном аналитическом разборе конкретных аварий с их участием. Во многих случаях определяющее влияние оказывает человеческий фактор на происхождение происшествий.

К сожалению, не всегда соблюдение всех правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом является сто процентной гарантией того, что перевозка будет осуществлена без проблем и происшествий. Это объясняется тем, что помимо компании грузоперевозчика, на дорогах мира присутствуют и другие разные участники дорожного движения, и говорить об их компетенции в данной работе нет смысла. Под это отлично подойдет возможное выражение «Воля случая». Именно этот факт делает перевозку опасных грузов автомобильным транспортом одной из самых рискованных на автомобильных дорогах.

В качестве первого примера рассмотрим происшествие 31 июля 2012 г. Грузовой автомобиль перевозил опасный груз 8го класса — концентрированную соляную кислоту по трассе М-53 (Юргинский район, Тюменская область) в специализированной под соляные кислоты гуммированной цистерне. В результате столкновения со встречным грузовым автомобилем произошла разгерметизация грузового отсека и соляная кислота разлилась по дороге. В результате оперативных действий водителей был немедленно вызван отряд пожарных и кислоту с дороги смыли, тем самым сделав ее пригодной для движения транспорта, но ущерб, нанесенный окружающей среде, был неизбежен. В данном случае автомобиль компании грузоперевозчика сделал все, что было в его компетенции. Его действия соответствовали всем правилам из информационной карточки экстренных мер, были соблюдены все требования к таре, маркировке и грузовому автомобилю в соответствии с перевозимым грузом, но из-за случайной ошибки постороннего водителя перевозка так и не была завершена [11].

 

Литература:

 

  1.      Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. Аникин Б. А.; Родкина Т. А.; Волочиенко В. А.; Заичкин Н. И.; Межевов А. Д.; Федоров Л. С.; Вайн В. М.; Воронов В. И.; Водянова В. В.; Гапонова М. А.; Ермаков И. А.; Ефимова В. В.; Кравченко М. В.; Серова С. Ю.; Серышев Р. В.; Филиппов Е. Е.; Пузанова И. А.; Учирова М. Ю.; Рудая И. Л. Учебное пособие / Москва, 2014.
  2.      Логистика: тренинг и практикум. Аникин Б. А., Вайн В. М., Водянова В. В., Воронов В. И., Гапонова М. А., Ермаков И. А., Ефимова В. В., Заичкин Н. И., Кравченко М. В., Пузанова И. А., Родкина Т. А., Серова С. Ю., Серышев Р. В., Федоров Л. С. Учебное пособие / Москва, 2014.
  3.      Воронов В. И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003. — 316 с.
  4.      Воронов В. И., Воронов А. В. Международная логистика пространств и границ: основные аспекты формирования понятия, миссии, целей задач, функций, интегральной логики, принципов и методов. Управление. 2015. Т.3 № 2. С. 27–36
  5.      Ермаков И., Филиппов Е., Белова С. Становление научных школ кафедры логистики ГУУ. Логистика. 2014. № 10 (95). С. 71–75.
  6.      Воронов В. И., Сидоров В. П. Основы научных исследований (учебное пособие). Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003 г. Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО) -160 с.
  7.      Соколов Ю. И. «Вопросы безопасности транспортировки опасных грузов» (статья) 2009г
  8.      http://www.transportmm.ru
  9.      ГОСТ 19433–88. Грузы опасные. Классификация и маркировка.
  10. Приказ Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. N 73
  11. «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом»
  12. http://www.zr.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle