Библиографическое описание:

Весельева О. Н. Пути оптимизации сбалансированности федерального бюджета // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 325-329.



 

Сбалансированность бюджета является одним из важнейших макроэкономических показателей, стабилизация которых является одной из ключевых задач государственной финансовой политики.

Сбалансированность — один из основных принципов составления бюджета, заключающийся в равенстве его доходной и расходной части. Сбалансированность может достигаться разными способами. Если доходы и расходы бюджета изначально приняты в равных значениях, бюджет будет сбалансирован автоматически. При несбалансированном бюджете возможно возникновение профицита или дефицита.

Профицит — превышение доходов над расходами — так же нежелателен, как и дефицит, в отличие от того, что может показаться на первый взгляд. Профицит приводит к снижению функционирования всей экономики в целом. Однако значительно чаще встаёт вопрос бюджетного дефицита. Именно вопрос устранения дефицита — превышения расходов — остро стоит на пути сбалансированности федерального бюджета Российской Федерации в условиях нынешней сложной экономической ситуации в нашей стране 20.

Среди наиболее общеизвестных источников финансирования дефицита бюджета:

          выпуск государственных ценных бумаг;

          взятие кредитов у физических и юридических лиц внутри страны, а также кредиты от иностранных государств и международных финансовых организаций;

          эмиссия денег — один из самых нежелательных способов, который влечёт за собой увеличение инфляционных процессов;

          использование средств Резервного фонда РФ.

На сегодняшний день таких мер недостаточно, достижение сбалансированности видится труднодостижимой целью. Одобренный Советом Федерации закон о федеральном бюджете на 2016 год свёрстан с доходами в размере 13,738 трлн рублей (17,5 % ВВП), расходами — 16,099 трлн рублей (20,5 % ВВП). Дефицит бюджета составит 2,36 трлн рублей, или 3 % ВВП. Бюджет рассчитан, исходя из уровня инфляции, не превышающего 6,4 % (декабрь 2016 года к декабрю 2015 года).Нормативная величина Резервного фонда планируется в сумме 5 трлн 507 млрд рублей.По данным Минфина, на 1 ноября в Резервном фонде России оставалось 4,23 триллиона рублей, в ФНБ — 4,73 триллиона рублей. Глава Минфина считает, что следующий год может стать последним для Резервного фонда 18.Федеральный бюджет 2016г. рассчитан при ценах 50 долларов за баррель нефти. Однако в Минфине опасаются, что низкие цены на нефть будут доминировать в следующем году. Возможно даже, что цена барреля достигнет отметки в 30 долларов.

Стоит отметить, что с целью обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетов, формирования финансовых возможностей для реализации государственных программ, оценки бюджетных рисков и своевременной проработки мер по их минимизации с 2015 года в Бюджетный кодекс включено требование о разработке и представлении в законодательные органы одновременно с проектом бюджета проекта долгосрочного бюджетного прогноза1.

Приоритетными для органов финансового контроля и правоохранительных органов должна стать комплексная работа, нацеленная на сокращение теневого сектора экономики. В условиях кризиса многие как физические, так и юридические лица уходят в нелегальную сферу и уклоняются от уплаты налогов, из-за чего значительный средства не поступают в федеральный бюджет. Поэтому необходимо наведение порядка в системе учёта и взимания налогов и прочих платежей, поступающих в федеральный бюджет, а также необходимо развитие налоговой системы в целом.

Должен быть завершён переход к разработке федерального бюджета, основывающийся на государственных программах и чётко отражающий их результативность. В дополнение к этому, необходимо усовершенствование прозрачности бюджетов и бюджетной системы в целом для увеличения общественного контроля, что поспособствует повышению продуктивности расходов бюджета.

Требуется увеличение контроля над учётом поступления доходов. По оперативным данным исполнения, за январь-сентябрь 2015 года в федеральный бюджет поступило 3 вида доходов, не учтенных в прогнозе к законопроекту о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на 2015 год. Указанный факт свидетельствует о неполноте учёта поступления средств в федеральный бюджет на очередной финансовый год и при внесении в него изменений, что нарушает принцип полноты отражения доходов федерального бюджета, прописанный в статье Бюджетного кодекса.

Необходимо оптимизировать структуру расходов. Расходная часть нуждается в значительных структурных преобразованиях. По заключению Счётной палаты, в текущем году не была должным образом реализована задача ежегодного снижения неэффективных трат и издержек средств федерального бюджета2.

В частности, наиболее значительно оптимизации расходов федерального бюджета поспособствует снижение зависимости бюджетов государственных внебюджетных фондов от трансфертов из федерального бюджета. Следует реализовать меры по повышению устойчивости бюджета Пенсионного фонда РФ 22. По решению правительства, пенсии для работающих пенсионеров в 2016 году индексироваться не будут. Для остальных же категорий индексирование планируется провести дважды за год, между тем его уровень будет уменьшен, по сравнению с ранее запланированным. Данные решения вызвали волну возмущения и разочарования со стороны населения, однако, меры вынужденные. Не последнюю роль в устойчивости бюджета Пенсионного фонда сыграет повышение пенсионного возраста. Тем не менее, как говорится в бюллетене департамента исследований и прогнозирования Центробанка, оно представляется маловероятным до 2019 года13.

Другим значительным резервом повышения эффективности использования бюджетных средств является оптимизация расходов на закупку товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд13.

Одной из мер по обеспечению сбалансированности бюджета должно стать изменение в структуре управления государственным долгом. Необходимо поддерживать умеренную долговую нагрузку (отношение государственного долга Российской Федерации к ВВП, не превышающее 15–20 %), необходимо снизить расходы на обслуживание государственного долга (доля в общем объеме расходов федерального бюджета, не превышающая 10 %) и развивать внутренний рынок капитала.

Приоритетным направлением эмиссионной политики на внутреннем рынке капитала в планируемом периоде 2016–2017 гг. будет выпуск среднесрочных и долгосрочных государственных ценных бумаг. Такая эмиссия рассматривается как исключительная мера, использование которой оправдано лишь в условиях крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры при отсутствии возможностей привлечения ресурсов за счет эмиссии среднесрочных и долгосрочных государственных ценных бумаг. Такая практика позволит поддерживать на низком уровне риски ограничения доступа к рефинансированию, а также оптимизировать структуру государственного внутреннего долга по срокам погашения3.

На внутреннем рынке необходимо создание благоприятных условий для инвесторов, обеспечение регулярного выпуска государственных облигаций, повышение качества информационного сопровождения действий эмитента.

Кроме того, требуется разработать меры по ограничению роста государственного долга региональных бюджетов.

Помимо всего прочего, первоочередное внимание должно уделяться решению таких крайне важных задач, как преодоление кризисных явлений в экономике и социальной сфере, снижение зависимости от импорта и обеспечение экономической безопасности.

Необходимо разрабатывать меры по снижению влияния геополитических факторов и отрицательного влияния действия санкций. Для этого необходимо развивать импортозамещение — внимание данному аспекту уделяется в недостаточной мере, — поддерживать отечественные предприятия. Центральный банк считает, что санкции в ближайшем будущем должны значительно ослабнуть, впрочем, экономическая активность также будет снижаться, что в итоге поспособствует снижению инфляции.

Крайне необходима программа импортозамещения отраслей российского ТЭК от импорта. В ближайшие годы Россия может столкнуться с полной заморозкой новых нефтегазовых проектов на арктическом и тихоокеанском шельфе, заменить импортное оборудование будет нечем21.

По словам главы комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолия Аксакова, необходимо обеспечить взаимную сбалансированность Прогноза и основных показателей денежно-кредитной и бюджетной политики на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

По всем прогнозам финансовых аналитиков грядущий год будет очень непростым. В ближайшей перспективе доходы бюджета в процентном соотношении к ВВП значительно сократятся. В условиях экономического кризиса достижение сбалансированности федерального бюджета видится очень труднодостижимым. Необходимо усиленное проведение предложенного комплекса мер, а также чёткий контроль над их исполнением и незамедлительное и точное реагирование при изменении экономической конъюнктуры.

 

Литература:

 

  1.                «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 17 июля. 1998 г.: одобр. Советом Федерации 17 июля 1998 г. (ред. от 03.11.2015)
  2.                Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» // Официальный сайт Счётной палаты Российской Федерации.
  3.                Проект Основных направлений бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов // Официальный сайт Министерствафинансов Российской Федерации
  4.                Бережной В. И., Бережная Е. В., Бережная О. В., Вицелярова К. Н., Волкова С. В., Володько Л. П., Воробьева Е. А., Голубина Ж. И., Дешевова Н. В., Егорова Л. А., Косенко С. Г., Кузьмич Н. П., Марцева Т. Г., Марченко С. В., Матевосян М. Г., Милованова Е. А., Новосельцева А. П., Суспицына Г. Г., Табачникова Е. В., Тельнова Н. Н. и др. Модернизация экономики и управления / Под общей редакцией В. И. Бережного. Москва, 2015. Том Книга 1
  5.                Биндасова Н. А., Погосян В. В. Инвестиции: Учеб. пособие / Н. А. Биндасова, В. В. Погосян — 2-е изд., перераб. и доп. — Пятигорск, РИА-КМВ, 2015. — 156 с.
  6.                Биндасова Н. А., Погосян В. В. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика: учебное пособие / Биндасова Н. А., Погосян В. В. — Пятигорск, 2011.
  7.                Биндасова Н. А.Инвестиции: Учебное пособие / Пятигорск, 2012.
  8.                Биндасова Н. А.Особенности реализации федеральных целевых программ на рынке жилья // В сборнике:Формирование рыночной экономики: проблемы структурной перестройки в экономической и финансовой сферахматериалы Всероссийской научно-практической конференции. редкол.: Вазагов В. М. и др. Пятигорск, 2007. С. 82–90.
  9.                Биндасова Н. А.Инвестирование в драгоценные металлы // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2012.№ 3. С. 31–38.
  10.            Голубина Ж. И.Практические рекомендации по увеличению государственной поддержки аграрного сектора на современном этапе // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2011. Т. 5.№ 1. С. 140–145.
  11.            Голубина Ж. И., Кузнецова Т. Б. Финансовая политика как инструмент управления финансами государства // Kant: Экономика и управление. 2015.№ 1 (4). С. 15–17.
  12.            Давыдянц Д. Е., Агаркова Л. В., Глазков В. И., Кадиева Ф. Х., Кукота С. И., Кулаговская Т. А., Шелепова Р. Г., Лосева М. В., Максимова С. Ю., Мезина Е. В., Мирзаханян Л. С., Никифоров А. Г., Папаскуа И. Д., Погожева И. Д., Погосян В. В., Радченко М. В., Фурсов В. А., Черномордов Л. И., Чуев Д. Э.Инновации в экономике, управлении и образовании: коллективная монография / СИЭУ ФПГТУ. Ставрополь, 2009.
  13.            Марченко С. В., Дмитриева И. Е., Коломиец Л. Г., Голубина Ж. И. Актуальные проблемыфинансов: учебное пособие для студентов вузов / под редакцией С. В. Марченко. Пятигорск, 2014.
  14.            Марченко С. В. Совершенствование системы управления неналоговыми доходами бюджета // В сборнике:Региональная модель развития: Детерминанты экономики и маркетинга2014. С. 119–123.
  15.            Марченко С. В.Межбюджетные отношения в системе повышения уровня финансовой обеспеченности территорий (на материалах Ставропольского края) диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Северо-Кавказский государственный технический университет. Ставрополь, 2009
  16.            Марченко С. В. Территориальные финансы/С. В. Марченко. -Пятигорск: КМВ, 2009. -178 с.
  17.            Марченко С. В.Межбюджетные отношения в системе повышения уровня финансовой обеспеченности территорий // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Северо-Кавказский государственный технический университет. Ставрополь, 2009
  18.            Марченко С. В., Шишкина Л. В.Оценка эффективности реформирования бюджетной системы в Российской Федерации // Kant: Экономика и управление. 2015.№ 1 (4). С. 8–12.
  19.            Погосян В. В. Инновационные и инвестиционные проекты и технологии как фактор модернизации отрасли // В сборнике: Модернизация индустрии рекреации санаторно-курортного дела и туризма Материалы Международной научно-практической кластер-конференции, посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войны. Общая редакция: Некрасов Е. Е., Фролко С. В. 2010. С. 475–479.
  20.            Нечаев, А. С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие/ А. С. Нечаев, Д. А. Антипин, О. В. Антипина — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 265 с.
  21.            Сенчагов, В. К. Бюджет России: развитие и обеспечение экономической безопасности: Монография / В. К. Сенчагов — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 384
  22.            Ибрагимова А. Х. Проблемы совершенствования формирования федерального бюджета // Евразийский юридический журнал. — 2015. — № 8(87).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle