Библиографическое описание:

Тычинина Э. В., Хабарова Т. Ю. Психодиагностика и коррекция эмоционального состояния пациентов с нарушениями мозгового кровообращения // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 101-104.



 

Инсульт — серьезное заболевание, которое резко меняет к худшему жизнь самого больного и его семьи. Помимо физических недомоганий и других непосредственных проявлений инсульта, больной испытывает и нравственные страдания: тяжело переживает разрыв с привычным образом жизни, ощущает страх оказаться обузой для родных, тревогу, что останется инвалидом навсегда. Эмоциональное состояние пациента в первые недели или даже месяцы после перенесенного заболевания отличается неустойчивостью: он может быть капризным, плаксивым, вспыльчивым, а депрессия — это обычный спутник больных, перенесших инсульт. Реабилитация строится с учетом физических, возрастных, мотивационных особенностей пациентов, психокоррекция эмоциональной сферы является неотъемлемой частью работы с данной категорией больных.

Ключевые слова: инсульт (острое нарушение мозгового кровообращения), тревога, депрессия, психокоррекция.

 

Актуальность. Синдром эмоциональной лабильности типичен для большинства больных. Многие больные болезненно переживают свою зависимость от окружающих. Особенно это относится к людям, которые до болезни отличались самостоятельностью и свободолюбием, твердым характером, обостренным чувством собственного достоинства. Человек, привыкший всегда сам принимать решения и отвечать за свою жизнь, крайне тяжело приспосабливается к тому, что теперь он находится на попечении родных. Все перечисленные причины могут привести к возникновению депрессии у больного. Это может выражаться в том, что человек не верит в свое выздоровление, теряет интерес к жизни, огорчает своих близких раздражительностью и грубым, поведением. Депрессия, вызванная болезнью, является препятствием для выздоровления — больной не предпринимает усилий к восстановлению нарушенных функций, отталкивает помощь врачей и родственников. Данные, полученные в ходе психологического исследования особенностей перцепции и вербализации эмоций, а также адекватной оценки собственного эмоционального состояния постинсультными больными, становятся необходимыми в процессе построения коррекционной программы, направленной на восстановления не только соматического и психологического здоровья, но и социального статуса больных [1,13,15,18,19,22].

Цель проводимого психодиагностического исследования и практического применения комплекса психокоррекционных мероприятий заключается в определении степени участия пациента в данной работе. Большое значение имеет формирование позитивной психологической установки больного на преодоление последствий заболевания, установки на длительную реабилитацию [4]. Целью психотерапии и психокоррекции является уменьшение психической дезадаптации, повышение стрессоустойчивости, а также формирование адекватного типа отношения к болезни, способствующего выздоровлению.

Теоретическое обоснование.

Описания эмоциональных нарушений при локальной патологии мозга в научной литературе часто носят противоречивый и нечеткий характер [1].

При сосудистых поражениях наблюдаются отчетливые, грубые эмоционально-личностные расстройства, однако в ряде случаев изменения эмоционально-личностной сферы бывают малы и неопределенны, что с трудом поддаются диагностике. Нарушения эмоционально-личностной сферы проявляются в виде неадекватного отношения к себе, своему состоянию, своей болезни, предстоящей операции, близким, друзьям, в виде эмоциональной тупости, эйфории и т. д. [12,14,16,17,26]. В ряде случаев отмечается, дурашливость, эмоциональная несдержанность, раздражительность, отсутствие чувства такта. Все это может сопровождаться состоянием тревоги, депрессии, тоски, страха и вегетативными реакциями, появляется синдром «катастрофической реакции», «переживание гибели привычного мира», возникает быстрая истощаемость. Жизненная ситуация больных, перенесших острые сосудистые расстройства и инсульт головного мозга, осложняется возникновением тревожных, тревожно-фобических и тревожно-депрессивных состояний невротического уровня, которые, с одной стороны, являются свидетельством нарушений приспособительного реагирования [7,21,25]. Причина постинсультной депрессии различна: в одних случаях это реакция на болезнь, на возникший в результате инсульта выраженный неврологический дефицит и связанную с ним беспомощность, на изменение социального статуса, потерю трудоспособности [5,24].

Основными направлениями психотерапии и психокоррекции у больных, перенесших инсульт, являются: помощь в осознании пациентом его основных потребностей, мотивов, установок, отношений; его внутренних конфликтов, особенностей его поведения и эмоционального реагирования, коррекция установок пациента, помощь в выработке и закреплении адекватных форм поведения на основании достижений в познавательной, мотивационной, эмоциональной сферах, содействие повышению мотивации на выздоровление и увеличению активности в борьбе с болезнью на поведенческом уровне.

Материал и методыисследования.

Для оценки эмоциональной сферы используются тесты на оценку уровня тревоги, депрессии (HADS, шкала Гамильтона, опросник Бека, тест ЛТ и СТ Спилбергера-Ханина) [6, 8, 9, 10, 11]. Тестирование дополняет выводы, полученные в процессе первичной беседы с пациентом и его родственниками. В процессе работы с пациентами используется опросник САН (Самочувствие, активность, настроение), как метод динамичного, срезового контроля.

Результаты и обсуждение.

Психодиагностическое исследование и психокоррекционные мероприятия проводились в неврологическом отделении Городской Клинической больницы № 16. Первичное психодиагностическое исследование 582 чел. пациентов, поступающих на лечение (данные по 2014 году). Возраст пациентов, перенесших инсульт составляет от 42 до 79 лет. Для оценки использовались методики:

        госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS);

        опросник Бека;

        шкала депрессии / тревоги Гамильтона.

После прохождения курса восстановительного лечения и психокоррекционных мероприятий в неврологическом отделении больницы проводилось повторное психодиагностическое исследование. Сравнительная динамика показана в таблице.

Показатели тревоги / депрессии

Первичное п/д исследование

Повторное п/д исследование

Нормативные показатели

15,2 % (89 чел.) /

17,1 % (99 чел.)

27,3 % (159 чел.) /

37 % (215 чел.)

Тревога / депрессия субклинически выражена

47,1 % (274 чел.) /

56,5 % (329 чел.)

68 % (396 чел.) /

58,4 % (340 чел.)

Тревога / депрессия клинически выражена

37,7 % (219 чел.) /

26,4 % (154 чел.)

4,7 % (27 чел.) /

4,6 % (27 чел.)

Выраженная депрессия (по Беку)

82 % (477 чел.)

58 % (338 чел.)

 

Из таблицы видно, что показатели тревоги и депрессии изменяются в положительную сторону: увеличиваются нормативные показатели, происходит снижение выраженной тревоги и депрессии.

Также, в процессе индивидуального консультирования пациенты отмечают улучшение фона настроения, мотивационная направленность изменяется с неопределенных «Не знаю, что делать дальше…» на определенное «Буду заниматься дальше и вернусь к прежним занятиям…».

Программа психологической коррекции.

1 этап (первичный): знакомство с пациентом, психодиагностическое исследование, беседа с родственниками, разработка программы психологической помощи.

2 этап (основной): индивидуальное консультирование, групповые занятия.

3 этап (завершающий): консультирование по итогам работы, психодиагностическое исследование, рекомендации.

Психокоррекционные мероприятия включают в себя совокупность индивидуальной и групповой работы.

          Создание положительной аффирмации [9]. Совместно с пациентом разрабатываются короткие позитивные формулы и дается задание на их применение;

          техники медитации-визуализации [3, 9]. Трансмедитативные техники направлены не только на снятия эмоционального напряжения, но и на формирование нового образа «Я»;

          самовнушение по Э Куэ [2]. Пациент обучается элементам саморегуляции, которые он может использовать самостоятельно;

          «постановка ресурсных якорей». Определение позитивных состояний пациента в прошлом и формирование психологического «якоря»;

          методика САН. Пациенты оценивают самочувствие, активность, настроение. Применяется регулярно и отслеживается динамика составляющих;

          библиотерапия с использованием специальной подборки литературы, а также альбомов, отражающих конкретные достижения в реабилитации отдельных пациентов.

          арт-терапия. Творческое самовыражение позволяет снизить эмоциональное напряжение за счет сублимации переживаний.

Необходимой составляющей психологической работы является консультирование родственников для достижения большего понимания близкими пациентов особенностей болезни и когнитивных и эмоциональных трудностей, облегчения процесса их взаимодействия.

Выводы:

  1.      Острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт) затрагивает как физическую, так и эмоциональную сферы, меняется привычный уклад жизни, что является острой стрессовой ситуацией.
  2.      Работа с эмоционально-личностной сферой является важной составляющей общей программы реабилитации по коррекции тревоги и депрессии. Важным результатом явилось улучшение фона настроения, показателей тревоги и депрессии, создание адекватной внутренней картины болезни, принятие нового образа «Я».

 

Литература:

 

  1.      Бизюк А. П. Основы нейропсихологии: Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005. — 293 с.
  2.      Дехтяр Б. Как защитить себя от стресса / Б. С. Дехтяр.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.- 176 с.- (Популярная психология).
  3.      Евтихов О. В. Практика психологического тренинга.- СПб.: Издательство «Речь», 2005.- 256 с.
  4.      Ермакова Н. Г. Психологическая коррекция высших психических функций больных с последствиями церебрального инсульта в условиях стационарной реабилитации // Вестник СПбГУ, 2009, № 4.
  5.      Кадыков А. С. Реабилитация неврологических больных / А. С. Кадыков, Л. А. Черникова, Н. В. Шахпаронова. — 3-е изд. — М.: МЕД прессинформ, 2014.– 560 с.
  6.      Клиническая психология: учебник / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник; отв.ред. Г. И. Ефремова.- М.: Издательство Юрайт, 2011.-363 с.
  7.      Куташов В. А. Анализ тревожно-депрессивных расстройств у пациентов с церебральным инсультом в раннем восстановительном периоде. Роль психологической коррекции в нивелировании данных расстройств [Текст] / В. А. Куташов, Т. Ю. Хабарова, О. А. Борисова // Молодой ученый. — 2015.— № 10. — С. 429–432.)
  8.      Куташов В. А., А. А. Глухов, Н. А. Степанян, А. И. Рог и др. Статистика в медицинских исследованиях. Монография. Воронеж, 200 с.
  9.      Куташов В. А. Влияние церебро-органических факторов на аффективные расстройства при некоторых психосоматических болезнях // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. Воронеж — 2005. — Т4, № 4. — С. 461–463
  10. Куташов В. А., Львович Я. Е. Частота аффективных расстройств при различных соматических болезнях //Системный анализ и управление в биомедицинских системах. Москва, 2007.- Т. 6, № 1.- С. 100–102.
  11. Куташов В. А., Черных О. Н., Чупеев А. Н. Разработка инструментальной системы классификационно-прогностического моделирования и интегральных оценок эффективности. // Вестник ВГТУ, 2007. — Т. 3, № 1. — С. 149–151.
  12. Куташов В. А., Я. Е. Львович, Постникова И. В. Оптимизация диагностики и терапии аффективных расстройств при хронических заболеваниях. Монография. Воронеж, 2009. -200 с.
  13. Куташов В. А. Анализ клинической картины и оптимизация терапии аффективных расстройств при хронических заболеваниях: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук // Воронежский государственный технический университет. Воронеж, 2009.-30 с.
  14. Куташов В. А., Барабанова Л. В., Куташова Л. А. Современная медицинская психология. Воронеж, 2013.-170 с.
  15. Куташов В. А., Кунин В. А., Куташова Л. А. Помощь лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением. Монография. Воронеж, 2013.-224 с.
  16. Куташов В. А., Самсонов А. С., Будневский А. В., Припутневич Д. Н., Щербак Е. А.. Интеллектуализация анализа распространенности депрессивно-тревожных расстройств в клинике внутренних болезней // Системный анализ и управление в биомедицинских системах: журнал практической и теоретической биологии и медицуины. — 2014. — Т13,№ 4. — С.993–996
  17. Куташов В. А., Самсонов А. С., Припутневич Д. Н., Щербак Е. А., Заложных П. Б. Анализ депрессивных расстройств и психологические особенности пациентов с последствиями острого нарушения мозгового кровообращения // Системный анализ и управление в биомедицинских системах: журнал практической и теоретической биологии и медицины. — 2014. — Т13,№ 4. — С.870–874
  18. Куташов В. А., Коротких Д. В. Психотерапия. Руководство. Том 1. Монография / Воронеж: ВГМА, 2014.-729 с.
  19. Куташов В. А., Сахаров И. Е., Куташова Л. А. Головная боль. Клиника. Диагностика. Лечение. Монография / Воронеж: 2015. — 481 с.
  20. Провоторов В. М., Чернов Ю. Н., Лышова О. В., Будневский А. В. Алекситимия // Журнал неврологии и психиатрии им. C. C. Корсакова. 2000. Т. 100. № 6. С. 66–70.
  21. Провоторов В. М., Львович Я. Е., Будневский А. В. Системный анализ психосоматических соотношений в клинике внутренних болезней. Монография / Воронеж, 2001. — 176 с.
  22. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.
  23. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика / И. Г. Малкина-Пых.- М.: Эксмо, 2008.– 1024 с.- (Новейший справочник психолога).
  24. Нервно-психические нарушения:диагностические тесты / В. В. Захаров, Т. Г. Вознесенская.-3-е изд.-М.:МЕДпресс-информ, 2014.-320 с.
  25. Хомская Е. Д. Схема нейропсихологического исследования Высшей психической функции и эмоционально-личностной сферы. Альбом «Нейропсихологическая диагностика», М.: Издательство: Институт общегуманитарных исследований, 2007.
  26. Хомская Е. Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции (нейропсихологическое исследование). М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 268 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle