Библиографическое описание:

Куташов В. А., Лаптева И. В. Анализ эффективности использования методов арт-терапии в психологической коррекции страхов у детей 5–9 лет // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 653-655.



 

Своевременно проведенная психологическая коррекция детских страхов является важным звеном в профилактике аффективных расстройств у детей, влияющих на психическое развитие ребенка, и способствует гармонизации психоэмоционального состояния на пути преодоления возрастной предрасположенности к возникновению фобических расстройств.

Ключевые слова: детские страхи, психологическая коррекия, арт-терапия, изотерапия, сказкотерапия.

 

Актуальность. Применение методов арт-терапии (таких как изотерапия и сказкотерапия) при преодолении страхов детьми в условиях детской поликлиники является наиболее доступным и адекватным инструментом помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста, так как не требует много затрат и в силу возрастных особенностей (магического восприятия действительности и тяги к рисованию) позволяет в краткосрочной терапии добиться гармонизации состояния ребенка за 2–10 занятий в зависимости от индивидуальных особенностей и степени травмирования пугающей ситуацией, предотвращая тем самым дальнейшую невротизацию ребенка и открывая его эмоциональные ресурсы на будущее взросление.

При оценке эффективности использования методов арт-терапии не ставилась задача выявления самого эффективного метода, так как в большинстве случаев были использованы арттерапевтические методики в комплексном подходе (с элементами сказкотерапии, игровой и изотерапии). Целью данного исследования явилось изучение эффективности арт-терапии в краткосрочной психологической коррекции детских страхов.

Материал и методы исследования. Исследование проводилось в г. Воронеже в 2014–2015 годах. Базой эмпирического исследования явилась детская поликлиника 7 (БУЗ ГО Воронежская городская больница 16).

В исследование были включены 60 пациентов поликлиники в возрасте 5–9 лет, (35 девочек и 25 мальчиков), не состоящих на диспансерном учете и не имеющих отягощенного психоневрологического анамнеза.

Для психодиагностики были использованы следующие методики:

  1.                Беседа с родителями и ребенком и наблюдение за ним.
  2.                Рисуночные проективные методики «Несуществующее животное», «Мои страхи», «Моя семья».
  3.                Шкала реактивной и личностной тревоги Ч. Д. Спилбергера.
  4.                Цветовой тест Люшера.

Программа психологической коррекции

До начала работы: знакомство, беседа, установление контакта, психологическая диагностика.

Далее: психокоррекционные занятия, в среднем 2–10. Повторная психодиагностика.

Цели психологической коррекции:

  1.                Гармонизация психоэмоционального состояния ребенка
  2.                Избавление от страха, снижение общего уровня тревожности в результате арттерапевтического отреагирования.

Страх является одной из основных эмоций. В теории дифференциальных эмоций К. Изарда страх — базовая эмоция, которая является «врожденным эмоциональным процессом с генетически заданным физиологическим компонентом, строго определенным мимическим проявлением и конкретным субъективным переживанием ".

Страх — аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия. Эта эмоция отличается от состояния тревоги, которая является эмоционально заостренным ощущением предстоящей угрозы. Эмоционально неблагополучный ребенок, в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками, может испытывать как тревогу, так и страх. Состояние безотчетного, неопределенного беспокойства порождает тревогу, а боязнь определенных объектов или мыслей — чувство страха. Переживание страха сопровождается перенапряжением психофизиологических функций организма: ребенок теряется, не может ответить на простые вопросы, у него дрожит голос, потеют ладони, он может испытывать дискомфорт в области сердца, ощущение " комка в горле», проявлять избыточную или, наоборот, дефицитарную активность, впадая в состояние ступора.

Страхи бывают двух типов: возрастные и невротические.

  1.                Возрастные страхи, связанные с осознанием конечности жизни, могут испытывать в норме все дети. В этом случае они носят временный характер и обычно исчезают при наличии убедительной рационализации. Повышенное появление возрастных страхов отмечается у гиперчувствительных, эмоционально лабильных, сензитивных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития.

М. В. Киселева выделяет следующие факторы возникновения возрастных страхов:

1)                 Наличие страхов у родителей,

2)                 Тревожность в отношениях с ребенком,

3)                 Гиперопека или, наоборот, недостаток контроля со стороны родителей,

4)                 Изоляция от общения со сверстниками,

5)                 Повторяющиеся нереализуемые угрозы всех взрослых в семье,

6)                 Конфликтные отношения между родителями,

7)                 Неполная семья,

8)                 Психические травмы типа испуга,

9)                 Психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

  1.                Невротические страхи характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряженностью, длительным течением или постоянством, неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности, взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями, избеганием обьекта страха, всего нового и неизвестного, трудностью коррекции, так как невротические страхи — это результат длительных и неразрешенных переживаний. Невротическим страхам чаще всего подвержены эмоционально чувствительные дети, испытывающие затруднения в отношениях с родителями, у которых сильно искажены их самопредставление и самооценка из-за переживаний, связанных с конфликтами в семье. Эти дети не могут полагаться на взрослых как на источник безопасности, авторитета и любви (В.Окдендер).

Арт — терапия — метод психотерапии, в котором для лечения и психокоррекции используются художественные приемы и творчество (рисование, лепка, создание сказок, историй и др.) Сам термин ввел в употребление Адриан Хилл в 1938 г. Приемы арт-терапии опирались на идею З. Фрейда о том, что внутреннее Я человека проявляется в визуальной форме всякий раз, когда он спонтанно творит, а также на мысли Юнга о персональных и универсальных символах. В рамках данного подхода развиваются два направления. Сторонники одного (Э. Крамер) рассматривают искусство как самодостаточное терапевтическое средство. Сторонники другого (М. Наумбург) полагают, что со временем методы арт-терапии будут как независимым терапевтическим приемом, так и вспомогательным средством для традиционных подходов. При этом оба направления рассматривают изобразительное искусство в качестве средства, помогающего в интеграции и раскрытии личности.

Прием арт-терапии — изотерапия (рисование) — это творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершений, свободно выразить свои чувства, отношение к действительности.

А. А. Осипова выделила основные этапы изотерапии:

  1.                Предварительный ориентировочный этап: исследование ребенком обстановки, изобразительных материалов,
  2.                Выбор темы рисования,
  3.                Поиск адекватной формы выражения,
  4.                Разрешение конфликтно-травмирующей ситуации в символической форме.

При анализе рисунка важно учитывать то, как с помощью художественных средств (цвет, форма, размер) передаются эмоциональные переживания ребенка.

Другой метод коррекции детских страхов — сказкотерапия — «метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром».

Выделяют следующие коррекционные функции сказки: психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям, символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов, принятие в символической форме своей физической активности.

Волшебные сказки описывают глубинный человеческий опыт прохождения эмоциональных кризисов и преодоления страхов, позволяющий справиться с психотравмирующими ситуациями.

Результаты исследования. По результатам данного исследования, направленного на изучение эффективности арт-терапии в краткосрочной психокоррекции детских страхов, были получены следующие результаты:

В 70 процентах всех случаев психокоррекционные мероприятия принесли положительную динамику и избавление от беспокоящего контекста за 2–4 занятия. У детей улучшилось психоэмоциональное состояние, наладился сон, понизился общий уровень тревожности. В течение периода наблюдения — 1–2 лет не было повторных обращений с какими-либо жалобами.

В 20 процентах всех случаев (с преобладанием в выборке девочек примерно в 2 раза) потребовалась более длительная психокоррекция, до 10 сеансов, с повторным отреагированием беспокоящего контекста. В большинстве случаев это были ситуации, вызванные недавними событиями, то есть имеющие острый характер.

Еще примерно 10 процентов случаев подпадали под характеристики тяжелых, невротических, вызванных ситуацией дистресса, расстройств, обусловленных неблагополучной семейной ситуацией и нарушением детско-родительских отношений. В этом случае акцент терапии смещался на работу с деструктивными родительскими установками.

В целом же результаты исследования можно оценивать как позитивные и подтверждающие эффективность арттерапевтических методик в работе психолога с детскими страхами в краткосрочной психокоррекции.

Выводы:

В результате проведенного исследования подтвердилась эффективность арт — терапии в краткосрочной психокоррекционной работе с детскими страхами. Необходимо дальнейшее изучение комплексного воздействия различных методик для составления универсальной психокоррекционной программы, подходящей для подавляющего большинства детей, с учетом их возрастных особенностей.

 

Литература:

 

  1.                Киселева М. В. Работа психолога с детьми. СПб., 2008.
  2.                Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2009.
  3.                Современный ребенок. Энциклопедия взаимпонимания / Под ред. А. Я. Варга. М., 2006.
  4.                Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. Лабиринты детской души. Терапевтическая сказка. М., 2008.
  5.                Хабарова Т. Ю., Куташов В. А. Опыт применения фототерапии в индивидуальной работе психолога, психотерапевта // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья.2015.№ 59.С. 60–66.
  6.                Хабарова Т.Ю. Психологический аспект реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях // Актуальные подходы в вопросах здоровьесберегающей и инновационной деятельности образовательных учреждений: материалы Всероссийской научно-практической конференции (ВОИПКиПРО, 29 февраля 2012 г.) – Воронеж: – ВОИПКиПРО, 2012.- С. 30–33.
  7.                Хабарова Т.Ю. Применение арт-терапии в лечении депрессивных и зависимых пациентов // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 107–111.
  8.                Хабарова Т.Ю.  Анализ современной системной коррекции депрессивных расстройств в психосоматической медицине //Т.Ю.Хабарова//Молодой ученый.—2015.—№ 6.—С.305–308.
  9.                Хабарова Т. Ю., Куташов В. А., Щербак Е. А. Депрессивные состояния у подростков с гиперкинетическими расстройствами // Молодой ученый. — 2015. — № 14. — С. 66–69.
  10.            Хабарова Т. Ю. Историко-методологические основы развития креативности младших школьников средствами семейных традиций // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки.2010. № 8 (88). С. 112–116.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle