Библиографическое описание:

Сакунов М. Е., Кондауров Я. А. Миграционный кризис в Европе в современных условиях // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 556-559.



 

Увеличение числа мигрантов и беженцев из стран Африки, Ближнего Востока и Южной Азии вызвало кризис в Европе. Международная организация по миграции (МОМ) определила Европу как самый опасный пункт назначения для нелегальных мигрантов, и Средиземное море наиболее опасным местом пересечения границы. Тем не менее, несмотря на эскалацию человеческих жертв, деятельность Европейского Союза направлена больше на защиту границ, чем на защиту прав мигрантов и беженцев. Учитывая, что проблема терроризма в Европе, исходящего из стран Ближнего востока, остается неясным, способны ли страны-члены ЕС организовать долгосрочные убежища и провести реформы в отношении миграции.

Источник притока беженцев.

Политические потрясения на Ближнем Востоке, в Африке и Южной Азии явились причиной миграции населения в Европу. Учащение случаев нелегальных пересечений границы началось 2011 году, когда тысячи беженцев из Туниса начали прибывать на итальянский остров Лампедуза после начала арабской весны. Недавний всплеск обнаружений вдоль морских границ ЕС было обусловлен ростом числа сирийских, афганских, эритрейских мигрантов и беженцев.

По оценкам МОМ, что более чем 464,000 мигрантов перешли в Европу по морю в течение первых девяти месяцев 2015 года. Сирийцы, спасающиеся от гражданской войны, составили самую большую группу (39 процентов). Афганцы, желающие избежать войны с повстанцами Талибана (11 процентов), и эритрейцы (7 процентов) — вторую и третью группы мигрантов по величине, соответственно. Ухудшение безопасности и нищета в Ираке, Нигерии, Пакистане, Сомали и Судане, также способствовали притоку мигрантов.

Различие между мигрантом и беженцем.

Отличие мигрантов от беженцев, не всегда явное, но все же является важным, потому что эти группы имеют право на помощь и защиту разного уровня в соответствии с международным правом.

Эмигрант определяется как лицо, спасающееся от преследований или конфликтов, и, следовательно, ищущее международной защиты в соответствии с Конвенцией о статусе беженцев 1951 года; лицо, чьи требования была удовлетворены. Тем не менее, ООН считает мигрантов, бегущих от войны или преследований беженцами, даже до того, как они официально получают убежище. Экономический мигрант — человек, чья основная мотивация для ухода из родной страны — экономическая выгода. Термин «мигрант» рассматривается как общий термин для всех трех групп. (Иначе говоря: все беженцы являются мигрантами, но не все мигранты являются беженцами.)

Страны принимающие первую волну беженцев.

Государства-члены ЕС, пострадавшие от экономического кризиса, такие как Греция и Италия, являются основными пунктами въезда мигрантов и беженцев из-за их близости к Средиземноморскому бассейну. Наплыву мигрантов за прошедший год также подверглась Венгрия, расположенная на восточной границе ЕС.

Греция: К 2012 году, 51 процент мигрантов, прибывших на территорию ЕС, въехали через Грецию. Эта тенденция сходит на нет в 2013 году после того, как греческие власти усиливают пограничный контроль в рамках операции Aspida (или «Щит»), который включал строительство колючей проволоки на греко-турецкой границе. Но в июле 2015 года, путь мигрантов стал вновь пролегать через Грецию. По данным агентства «Фронтекс», число нелегальных пересечений границ ЕС за первое полугодие 2015 года превысило 130000, что в пять раз больше, чем за тот же период предыдущего года. Сирийцы и афганцы составили «львиную долю» мигрантов, направляющихся из Турции в Грецию (в первую очередь на греческие острова Кос, Хиос, Лесбос, Самос). Всплеск числа мигрантов с стране совпал с финансовым кризисом, что сказалось на экономической и политической ситуации в стране.

Италия: Центральный Средиземноморский пролив связывающий Ливию и Италию является наиболее популярным маршрутом в Европу. В 2014 году: «Фронтекс» сообщило о более чем 170000 незаконных пересечениях границы с Италией. В то время как число незаконных пересечений границы в Италию в первой половине 2015 года оставался высоким, рост погибших (по оценкам МОМ, что более 2000 человек погибли на этом пути в 2015 году) и ухудшение ситуации с безопасностью в Ливии подтолкнули многих мигрантов искать альтернативные пути в Европу через Грецию и Балканы. Девяносто процентов мигрантов, использующих этот маршрут в первой половине 2015 года были из Эритреи, Нигерии и других африканских стран.

Венгрия: Все большее число сирийцев и афганцев, мигрирующих из Турции и Греции через Македонию и Сербию сделали это государство последней линией фронта в Европу. С января по июль 2015 года, сообщает «Фронтекс» более 10000 раз незаконно пересекалась граница Венгрии. Из-за этого всплеска мигрантов, было предложено премьер-министру Виктору Орбану возвести забор из колючей проволоки на границе с Сербией в июле 2015 года. В апреле 2015 года, после проведения социологических опросов, обнаружилось, что 46 процентов опрошенных венгров полагают: ни одному беженцу не должен быть позволен въезд в Венгрию вообще.

Условия проживания мигрантов в Европе.

Центры временного содержания мигрантов функционируют всему континенту, в том числе во Франции, Греции и Италии. Многие утверждают, что некоторые из этих центров содержания нарушают статью III Европейской конвенции по правам человека, которая запрещает бесчеловечное или унижающее достоинство обращение.

Некоторые страны испытывают дефицит бюджета, связанный с затратами на содержание мигрантов, поэтому в августе 2015 года, Европейская Комиссия утвердила 2,4 млрд евро ($ 2,6 млрд) экстренного пакета помощи, из них 560 млн евро ($ 616 млн), предназначенных для Италии и 473 млн евро ($ 520 млн) для Греции, чтобы субсидировать их деятельность в отношении мигрантов на следующие шесть лет. Тем не менее, многие политики говорят, что эти средства не перекроют нарастающий кризис.

Ответ европейского союза.

Из-за долгового кризиса, национальные интересы изменили европейский ответ на этот миграционный приток. Некоторые эксперты говорят, что в росте националистических и антииммигрантских настроений, частично виновата слабая гуманитарная деятельность со стороны некоторых государств. Такие страны, как Франция и Дания высказали озабоченность по поводу собственной безопасности как оправдание за нежелание в принятии мигрантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки, в частности, из-за Парижских и Копенгагенской террористических акций в начале 2015 года.

Подчеркивая этот момент, лидеры таких восточноевропейских стран, таких как Венгрия, Польша, Словакия и Чешская Республика выразили желание принимать немусульманских мигрантов. В августе 2015 года, Словакия объявила, что она будет принимать только христианских беженцев из Сирии. Польша аналогично сосредоточена на предоставлении убежищ христианам из Сирии. А в Венгрии, премьер-министр Виктор Орбан объяснил свою антимиграционную политику в явно антимусульманском ключе. Дискриминация мигрантов по религиозному признаку является грубым нарушением, но лидеры этих стран считают, что внутренняя безопасность и порядок важнее.

Некоторые эксперты говорят, что открытая иммиграционная политика Германии и Швеции также имеет экономический смысл, учитывая демографическую ситуацию Европы: снижение рождаемости и старение населения. Мигранты могут способствовать экономическому росту как работники, налогоплательщики и потребители. Но другие предупреждают, что граждане ЕС считают мигрантов как экономических конкурентов, а не вкладчиков.

Шенгенская зона.

Передвижения мигрантов, уезжающих из их первой страны въезда, это явное нарушение дублинской конвенции. Проблема миграции ставит большой вопрос о безвизовом режиме Шенгена зоны ЕС, в котором устранен пограничный контроль между европейскими странами. Он считается одним из достижений европейской интеграции, он прошел проверку притоком мигрантов и сопутствующими проблемами безопасности. (Трещины впервые появились в апреле 2011 года, когда Франция кратко вновь пограничного контроля в ответ на приток тысяч тунисских и ливийских беженцев из соседней Италии. Дания последовала их примеру в мае 2011 года путем восстановления временных управления на своих общих границах со Швецией и Германией.)

В августе 2015 года Германия объявила, что она приостанавливает действие Дублинского соглашения в отношении сирийских мигрантов. Этот шаг крупнейшего и богатейшего государства-члена Евросоюза рассматривается как важный жест солидарности. Тем не менее, канцлер Германии Ангела Меркель также предупредила, что будущее Шенгена будет под угрозой, если все государства-члены ЕС не примут часть иммигрантов и не поспособствуют их распределению.

Германия восстановила пограничный контроль на границе с Австрией в сентябре 2015 года, после прибытия примерно сорока тысяч мигрантов в течение нескольких дней. Реализованный накануне саммита аварийной миграции, этот шаг был, по мнению многих экспертов, сигналом другим европейским государствам о необходимости для всего ЕС системы квотирования. Австрия, Нидерланды и Словакия вскоре последовали примеру Германии и Австрии. Эти события нанесли наибольший удар по Шенгенскому соглашению за двадцать лет его существования.

В то время как Шенгенские правила позволяют странам-членам возводить временные пункты пограничного контроля при обстоятельствах, угрожающих государственной и национальной безопасности существуют опасения, что устойчивый приток мигрантов может побудить некоторые европейские государства надолго приостановить поток мигрантов.

Основные предложения по управлению кризисом

В сентябре 2015 года министры ЕС согласились принять 120000 мигрантов, малую долю тех, кто ищет убежища в Европе, из Греции и Италии, распределить их по территории всех двадцати трех государств. Этот план был одобрен, несмотря на возражения Чешской Республики, Венгрии, Румыния, Словакии. Критики этого подхода утверждают, что свободное движение внутри Шенгенской зоны фактически сводит на нет национальные квоты переселения.

Как полагают многие эксперты, ЕС и мировые державы должны содействовать ближневосточным странам, таким как Турция, Ливан, Иордания в приеме сирийских беженцев. По данным УВКБ ООН, 1.9 млн сирийцев укрылись в Турции, 1.1 миллиона в Ливане, и 630,000 в Иордании с начала 2011. Этот факт повлиял на демографию и экономику этих стран, породил проблемы с обеспечением продуктами питания и жильем из-за нехватки финансирования. (С 2011 года США потратили более $ 4 млрд на Сирию гуманитарную помощь, но этого хватило только на убежище для 1500 сирийцев. В сентябре 2015 года, государственный секретарь США Джон Керри объявил, что Соединенные Штаты будут принимать дополнительные десять тысяч сирийцев в 2016 году, а также тридцать тысяч беженцев в течение ближайших двух лет.)

Президент Европейского совета Дональд Туск, выступал с предложением о создании условий для того, чтобы беженцы могли ходатайствовать о предоставлении убежища без проведения опасных путешествий по Средиземноморью, тем самым добиваясь сокращения количества нелегальных мигрантов, прибывающих на европейские берега. Тем не менее, противники этой точки зрения утверждают, что огромное количество претендентов, ожидаемых на таких «горячих точках» может еще больше дестабилизировать и без того хрупкие состояние.

Выводы.

Для урегулирования ситуации, европейские лидеры должны устранить коренные причины миграции: помощь в качестве посредника в завершении гражданской войны в Сирии, восстановление стабильности в Ливии. Не найдя политического решения этих региональных кризисов, Европа будет по-прежнему бороться с притоком мигрантов.

Отсутствие скоординированного и пропорционального решения ЕС по поводу нелегальной миграции в ближайшее время может подтолкнуть отдельные страны к самостоятельному обеспечению национальной безопасности и международной защиты. Это может сделать закрытые границы, проволочные заборы скорее нормой, чем исключением.

 

Литература:

 

  1.                Самохвалова В. А., Яковлев М. В. Газ во внешней политике Ирана // Наука и образование в жизни современного общества: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 12 частях. Тамбов: Юком, 2015. С. 127–129.
  2.                Яковлев М. В. Значение политико-культурного фактора в концепции демократизации Сеймура Липсета // Наука и образование в XXI в: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. Тамбов: Юком, 2014. С. 162–163.
  3.                Яковлев М. В. Демократическая политическая культура в западных и незападных сообществах: подход Габриэля Алмонда и Сиднея Вербы // Наука и образование в жизни современного общества: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 12 частях. Тамбов: Юком, 2015. С. 160–162.
  4.                Яковлев М. В. Факторы формирования особенностей российской модели демократии // Вестник Башкирского университета. 2013. Т. 18. № 1. С. 211–213.
  5.                Яковлев М. В. Особенности современной демократии в России // Перспективы науки. 2013. № 1 (40). С. 114–117.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle