Библиографическое описание:

Нестерик Э. В., Сембаева А. М. Свойства и функции социального пространства в художественном тексте // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 891-895.



 

Ключевые слова: художественный текст, категории художественного текст, свойства художественного пространства, пространственная архитектоника, пространство повествователя и персонажей, виды пространств, социальное пространство.

 

Вопросы, связанные с языковым выражением двух важнейших категорий человеческого бытия — времени и пространства, привлекают внимание как отечественных, так и зарубежных лингвистов уже не одно десятилетие. В настоящее время теоретическая база большинства лингвистических дисциплин содержит достоверные сведения и результаты проведенных исследований, свидетельствующих о высоком уровне разработанности проблем, касающихся различных аспектов реализации категорий времени и пространства. Тем не менее, интерес лингвистов к данной теме по-прежнему нисколько не угасает, а постоянное увеличение числа работ, затрагивающих временные и пространственные аспекты всевозможных языковых явлений, говорит в пользу непреходящей актуальности исследований по данной проблематике. Пространственная проблематика служит объектом изучения значительного количества научных дисциплин. Категория пространства принадлежит к фундаментальной не только в ряде точных наук, но и в большинстве наук гуманитарного цикла, таких, как философия, эстетика, искусствознание, литературоведение, лингвистика. В настоящее время назрела необходимость рассмотрения данной категории и как универсальной категории бытия в философском аспекте, и как одного из основных конструктивных свойств художественного текста. И хотя представления о художественной литературе как искусстве временном сформулированы уже Г. Э. Лессингом, углубленное изучение пространственных отношений в искусстве слова ведется сравнительно недавно.

Современная философия характеризует пространство следующим образом: «Каждый уровень организации природы состоит из определённых объектов, которые обладают той или иной протяженностью, совокупность которых называется пространством. В силу обладания «протяженностью (линейным, объемным, двумерными характеристиками) объекты определенным образом располагаются относительно друг друга. Такие соотношения, как «слева», «справа», «ниже», «выше», «под углом», по праву называются пространственными соотношениями. Пространство есть выражение сосуществования материальных объектов [1, с. 241]. О. Н. Селиверстова определяет понятие «пространство» также с языковой точки зрения. Она пишет: «Пространство, отображенное в языке, можно истолковать как нечто, в рамках чего может находиться объект (элемент) или иметь место действие или событие» [2, с. 10].

Пространство и время относятся к основным смыслообразующим философским категориям, без которых невозможна мировоззренческая модель реальности. Представления о пространстве и времени образуют сложную развивающуюся систему, которая является отражением многообразных пространственно-временных отношений. В философии категории пространства и времени принимают форму предельно обобщенного теоретико-мировоззренческого осознания общественно-историческим субъектом пространственно-временных отношений в их глобальности, целостности, противоречивости, в их соотнесенности с человеком, с его местом и предназначением в мире. Также, пространство и время, как формы существования материи, в реальном мире присутствуют практически во всех его проявлениях, и поэтому в художественном отражении этого мира они оказываются сопряженными с самыми различными языковыми формами и средствами создания художественного образа.

Художественная литература, по сравнению с другими видами искусства, максимально свободно обращается с реальным временем и пространством. В литературном произведении пространственно-временная картина всегда представлена в символико-идеологическом аспекте. Художественный текст, независимо от того, к какому литературному жанру принадлежит, отражает события, явления или же психическую деятельность человека в их пространственно-временной ориентированности. Литературоведы рассматривают время и пространство как отражение философских представлений художника, анализируют специфику художественного времени и пространства в разные эпохи, в разных литературных направлениях и жанрах.

И. Я. Чернухина подвергла анализу художественные тексты и вывела для них четыре глобальных категории — «времени, пространства, героя, события» [3, с. 7]. И. Г. Ильенко остановился всего на трех главных текстовых категориях: «Ведущими текстовыми свойствами являются цельность, членимость и модальность». [4, с. 66]. А.Ф. Папина, генерировав идеи из работ Т. А. Ван Дейка, Н. Д. Арутюновой, Е. М. Вольф, Е.С. Кубряковой, Е. С. Яковлевой и др., выделила в качестве глобальных текстовых категорий пять текстовых сущностей: 1. Участники коммуникативного акта. 2. События, процессы, факты. 3. Время (реальное художественное — объективное, цикличное, субъективное, психологическое, и ирреальное — астральное, инфернальное, фантастическое, Зазеркалья, мира сказок). 4. Пространство и Место объектов. 5. Категория оценки (аксиологическая: качественная и количественная; а также рациональная, утилитарная, нормативная, теологическая; логическая: эпистемическая, деонтическая [5, с. 91]. Художественное пространство, по мнению З. Я. Тураевой, «есть форма бытия идеального мира эстетической действительности, форма существования сюжета, пространственно-временной континуум изображаемых явлений, отличный от реального пространственно-временного континуума. Это пространственно-временная форма присуща только художественному тексту, не как элементу материального мира, который существует в реальном времени, а как образной модели действительности, которая создаётся в произведении» [6, с. 20]. Художественное пространство, являющееся образной моделью действительности, формируется говорящим и является результатом его выбора, обусловлено определённой авторской установкой, жанром произведения, временем изображаемого события, временем написания художественного текста и даже настроением писателя.

Таким образом, художественный текст представляет собой определенную пространственную организацию; его анализ может включать в себя рассмотрение таких его свойств как объем, конфигурацию, систему повторов и противопоставлений, а также анализ таких свойств пространства, как симметричность и связности. В более узком же смысле пространство применительно к художественному тексту — это пространственная организация его событий, неразрывно связанная с временной организацией произведения, и затрагивающая систему пространственных образов текста. Элементы текста обладают определенной пространственной конфигурацией, и поэтому появляется теоретическая и практическая возможности пространственной трактовки языковых средств, используемых автором, а также структуры повествования.

Пространство художественного текста, так же как и время, обладает определенными свойствами. Различают широкое и узкое понимание пространства. Это связано с разграничением внешней точки зрения на текст как на определенную пространственную организацию, которая воспринимается читателем, и внутренней точки зрения, рассматривающей пространственные характеристики самого текста как относительно замкнутого внутреннего мира, обладающего самодостаточностью. Эти точки зрения на пространство дополняют друг друга, и при анализе художественного текста необходимо учитывать оба этих аспекта пространства. Первый аспект, связанный с внешней точкой зрения на пространство — это «пространственная архитектоника» текста, и второй аспект, относящийся к пространственным характеристикам текста — «художественное пространство». В художественном тексте также различаются пространство повествователя и пространство персонажей. Их взаимодействие делает художественное пространство всего произведения многомерным, объемным и лишенным однородности. Но доминирующим является пространство повествователя, т. к. оно создает целостность текста и его внутреннее единство и позволяет объединить разные ракурсы описания и изображения.

Пространство персонажа может, в свою очередь, быть представлено как расширяющееся или сужающееся по отношению к самому персонажу или к определенному описываемому объекту. Расширение пространства может мотивироваться постепенным расширением опыта героя, познанием им внешнего мира. Реально видимое персонажем или рассказчиком пространство может дополняться воображаемым пространством. Пространство, данное сквози призму восприятия персонажа, может характеризоваться деформацией, связанной с обратимостью его элементов и особой точкой зрения на него. Пространство, представленное в тексте, может быть конкретным, т. е. связанным с локальными показателями, названиями областей и т. д., или, напротив, абстрактным, и не иметь локального выражения и связи с определенным местонахождением.

Ю. М. Лотман определяет художественное пространство в литературном произведении как «континуум, в котором размещаются персонажи, и совершается действие», выделяя при этом несколько его подтипов: «волшебное и бытовое, внешнее или внутреннее». При этом, «поведение персонажей в значительной мере связано с пространством, в котором они находятся и, переходя из одного пространства в другое, человек деформируется по его законам» [7, с. 160–165]. Схожая трактовка художественного пространства представлена и у Д. С. Лихачева. В его понимании пространство может охватывать ряд стран, а может и ограничиться одной лишь комнатой. Оно может быть реальным (летописи, роман), а может быть воображаемым (сказка) [8, с. 252–256]. Но, так или иначе, оно неотделимо от фабулы и сюжета произведения.

Каждый писатель осмысляет пространство по-своему, наделяя их собственными характеристиками, отражающими его мировоззрение. В итоге художественное пространство, создаваемое писателем, является уникальным и не похоже ни на одно другое художественное пространство. Связь содержания высказывания с пространством задана уже самой языковой категорией предикативности, являющейся основной характеристикой предложения как коммуникативной языковой единицы. Поскольку сами явления окружающего мира существуют в пространстве, языковая форма его выражения не может не отражать его фундаментального свойства. Пользуясь языком, нельзя сформировать высказывание, не выразив временной соотнесенности его содержания с моментом речи, не охарактеризовав его как совпадающее с ним, предшествующее ему или могущее последовать за ним. Следовательно, в каждом произведении время и пространство находятся в единстве. Это единство художественного времени и художественного пространства является одной из тех структурно-семантических категорий художественного текста, которые сцепляют элементы и микроструктуры художественного текста в одну цельную, сложную систему. Категории времени и пространства являются одним из средств развертывания сюжетного повествования.

Художественное пространство включает в себя различные образы, формы и виды пространства, которые соотносятся между собой и создают целостную визуально-чувственную картину. Основные характеристики видов пространства:

          Вертикальные пространства — это образы верхнего (небо, горы, крыша дома), среднего (земля, море) и нижнего (морское дно, овраг, обрыв, подвал) пространств.

          Горизонтальное пространство включает протяжённость четырёх сторон света (север, юг, запад, восток) или четырёх пространственных ориентиров относительно говорящего (правое, левое, впереди, сзади).

          Внешние и открытые пространства не имеют определённых и чётких границ (поле, море, пустыня).

          Внутренние и закрытые пространства имеют строго определённые и постоянные границы (дом, сундук, шкаф, коробка).

          Динамические пространства пребывают в движении, изменчивы (дорога, река, фонтан, водопад, смерч).

          Статические пространства неподвижны относительно своего первоначального состояния (горы, степь).

          Географическое пространства включают виды ландшафтов, различные рельефы местности, природные и климатические пояса (степь, горы, море, лес, пустыня, болото).

          Пространство цивилизации включает в себя пространственные формы, порождаемые человеком в процессе эволюции (пространства государства, города, деревни, аула; архитектурные ансамбли).

          Макро- и микропространства различаются величиной, объёмом и протяжённостью (макропространства — степь, город, улица, комната; микропространство — шкатулка, зёрнышко, чашечка цветка, листик).

          Различают также жизнеподобные, воображаемые и фантастические пространства. Первые имеют аналоги в действительности, вторые возникают в мечтах, воспоминаниях, третьи созданы фантазией конкретного автора (научно-фантастические произведения).

Отталкиваясь от тезиса Ю. М. Лотмана о том, что автор создает ту или иную модель художественного пространства, отбирая объекты действительности и организуя их определенным образом в соответствии с закономерностями жанра и стиля, современные литературоведы выделили и описали историческую, мифологическую, сказочную, бытовую, фантастическую, космическую и т. п. жанрообразующие модели художественного пространства. В то же время нами было замечено, что некоторые пространственные модели не имеют четкой закрепленности за конкретным жанром или стилем (например, географическое, природное, социальное пространство и др.). Наиболее универсальным с этой точки зрения, на наш взгляд, является социальное пространство. Еще М. М. Бахтин обратил внимание исследователей на то, что «…всякое литературное произведение внутренне, имманентно-социологично. В нем скрещиваются живые социальные силы, каждый элемент его формы пронизан живыми социальными оценками. Поэтому и чисто формальный анализ должен брать каждый элемент художественной структуры как точку преломления живых социальных сил, как искусственный кристалл, грани которого построены и отшлифованы так, чтобы преломлять определенные лучи социальных оценок, и преломлять их под определенным углом» [9, с. 192].

Под социальным пространством понимают логически мыслимый конструкт, особую среду, в которой осуществляются социальные отношения. В то же время это не физическое пространство, но оно стремится реализоваться в нем более или менее полно и точно. Социальное пространство можно описать как совокупность полей, специфических однородных «подпространств» (например, поле политики, экономическое поле и т. п.), владение которыми означает обладание дефицитными благами — капиталом. Распределение различных видов капитала — экономического, политического, культурного, социального, символического и др. в социальном пространстве структурирует его. П. Бурдье представляет социальное пространство как «совокупность агентов, наделенных различными и систематически взаимосвязанными свойствами.».. [10, с. 195]. Вместе с тем социальное пространство — это связи и взаимодействия, которые устанавливаются между людьми (агентами) и социальными группами. По мнению социолога, «социальное пространство сконструировано так, что агенты, занимающие сходные или соседние позиции, находятся в сходных условиях, подчиняются сходным обусловленностям и имеют все шансы обладать сходными диспозициями и интересами, а следовательно, производить сходные практики» [11, с. 188–189].

Подводя итог статьи, посвященной категории пространства в художественных текстах, отметим неоднозначность определений, данных в науке, в том числе и в лингвистике, этой категории. Так же пришли к выводу, что социальное пространство в контексте художественного текста еще не рассматривалась лингвистами. Рассмотрев содержание категории «пространство» применительно к литературному произведению, мы пришли к выводу, что она, являясь неотъемлемой составляющей бытия, является также имманентным составляющим любого художественного текста, и непосредственно определяют организаций и структуру произведения, а также влияют на выражение авторского замысла и достижение им желаемого эстетического эффекта. Данная категория обладает своими собственными свойствами и характеристиками, что позволяет автору по-своему использовать эти свойства в тексте (расширять границы пространства и т. д.), отражая в произведении свое неповторимое видение окружающего мира. Соответственно, для объективного языкового выражения пространственных характеристик в тексте, существует определенный набор лексических и грамматических средств, при помощи которых автор в полной мере создает перед читателем континуум произведения, определяет начало, ход событий и конец.

 

Литература:

 

  1.      Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия — Москва.: Логос, 2000. — 320 с.
  2.      Селиверстова О. Н. Контрастивная синтаксическая семантика: Опыт описания — Москва: Едиториал УРСС, 1990. — 152 с.
  3.      Чернухина, И. Я. Общие особенности поэтического текста — Воронеж: ВГУ, 1987. — 158 с.
  4.      Ильенко, С. Г. Текстовые реализации и текстообразующие функции синтаксических единиц — Ленинград: Изд-во ЛГПИ, 1988. — 138 с.
  5.      Папина, А. Ф. Текст: его единицы и глобальные категории — Москва: Едиториал УРСС, 2002. — 368 с.
  6.      Тураева З. Я. Лингвистика текста — Москва: Просвещение, 1986. — 127 с.
  7.      Николина Н. Н. Филологический анализ текста — Москва: Издательский центр «Академия», 2003. — 256 с.
  8.      Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. — Москва: Просвещение, 1988. — 352 с.
  9.      Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. — Москва: 1979. — 376 с.
  10. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. — Москва: «Художественная литература», 1975. — 504 с.
  11. Бурдьё П. Начала. Перевод Шматко Н. А. — Москва.: Socio-Logos, 1994. — 288 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle