Библиографическое описание:

Кошкина И. А., Чибугаева С. Г., Сарварова Р. Р. Влияние коррупции на экономическую безопасность // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 387-389.



 

Экономическая безопасность региона — комплекс мер, направленных на устойчивое, постоянное развитие и совершенствование экономики региона, обязательно предполагающий механизм противодействия внешним и внутренним угрозам [2].

Коррупция как социально-правовое явление представляет угрозу экономической безопасности, ущемляющую жизненно важные интересы личности, общества, государства в целом. Коррупционными процессами поражены все сферы общественной жизни, в том числе — экономическая сфера. Коррупция приводит к снижению эффективности функционирования государства, противодействует государственным интересам в различных областях деятельности, а также создает прямую угрозу безопасности граждан, общества, государства. Коррупционные процессы представляют угрозу для национальной безопасности государства в правовой, политической, экономической и социальной сферах общественной жизни.

Чаще всего взятки берут лица, отвечающие за закупки и осуществляющие заказы, и конкурсы для нужд организаций. По сравнению с прошлым годом, их размер кратно увеличился. В первом полугодии 2014 года, зарегистрировано 4284 преступлений связанных с получением взяток. Средний размер взятки по России составил 300 тысяч рублей [4].

Выявлено 1821 преступление, связанное с хищениями и не целевым использованием бюджетных средств. Из них — 98 преступлений были совершены при проведении конкурсов и аукционов на закупку для государственных и муниципальных нужд медицинского оборудования и лекарств. Материальный ущерб от этих махинаций превысил 2 миллиарда рублей. [4]

При этом основной массой средств, незаконно оседающих за рубежом, являются откаты при распределении государственных заказов. Должностные лица для этих целей пользуются «услугами» организованных преступных группировок. Поэтому расходы на общественные проекты в Россиизначительно выше, чем в любой другой европейской стране. Все население России несет издержки, связанные с коррупцией. Существует мнение, что стремительный рост тарифов на ЖКХ, значительно опережающий темпы инфляции, является прямым результатом колоссальных объемов коррупции на федеральном уровне [1].

На сегодняшний день существует множество различных оценок фактической стоимости коррупции. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), в 2014 году теневая экономика составила всего 15 % ВВП. При этом в показатель включались «черные зарплаты» и другие способы ухода от налогов. Таким образом, по оценке Росстата, коррупция в 2014 году была на уровне 3,5–7 % ВВП. Для сравнения: некоторые независимые эксперты утверждают, что коррупция в России составляет порядка 25 % ВВП, а по оценке Всемирного банка эта цифра достигает 48 % [3].

При этом, как отмечает Департамент экономической безопасности МВД РФ, цели получения взятки меняются: если раньше чиновники брали, чтобы закрыть глаза на нарушения закона или действовать в обход законодательства, то сейчас взятки берутся даже за исполнение прямых обязанностей [3].

Можно выделить следующие условия для борьбы с коррупцией: общество должно иметь возможность влиять на государство и его решения, должна быть организованна группа людей, которые будут противодействовать коррупции, то есть нести определенные издержки и коррупционеры (взяткополучатели) не должны быть сильнее и влиятельнее тех, у кого они эти взятки вымогают. Использование этих условий противодействия коррупции в комплексе может привести к определенным положительным результатам и позволит свести коррупцию до минимального уровня

На сегодняшний день существуют следующие причины борьбы с коррупцией:

1)                 малое количество независимых средств массовой информации;

2)                 «слабость» независимой судебной системы;

3)                 дефицит сильного гражданского общества, которое могло бы осуществлять контроль над исполнительной властью.

Коррупция приводит к росту теневого сектора экономики, что, в свою очередь, вызывает снижение налоговых сборов и возникновение бюджетного дефицита, это может привести к социальными проблемами. Коррупция также препятствует конкуренции внутри страны и делает российские товары менее конкурентоспособными на мировом рынке: успеха зачастую добиваются не те предприятия, которые наиболее эффективны, а те, которые имеют определенные договоренности с должностными лицами.

С целью оценки влияния коррупции на предприятия в Российской Федерации, было проведено исследование в виде опроса среди предпринимателей города Набережные Челны. В рамках опроса проводилось анонимное анкетирование 100 человек. В анкете были вопросы, касающиеся бизнеса, как проявляется коррупция и степень ее влияния на предприятия.

В ходе опроса, предпринимателям необходимо было ответить на вопрос, какими ситуациями решается проблемы коррупции. Можно было выбрать несколько вариантов ответа. В результате опроса предприниматели выделили следующие наиболее распространенные ситуации возникновения коррупции:

                    Негативное влияние, которое вызывается проверками администраторов (30 % опрошенных);

                    Получение доступа к коммуникациям (55 % опрошенных);

                    Укрепить собственные позиции при участии в государственных программах (17 % опрошенных).

В результате опроса, некоторые предприниматели высказали свое мнение на счет коррупции то, что предприятия несут «неофициальные расходы, которые связаны с получением доступа к факторам производства. Неофициальные расходы используются при оформлении земельных участков, при приобретении сырья и материалов, получении кредитов и др.

Среди мер, необходимых для эффективного противодействия коррупции, предприниматели назвали: внедрение более суровых санкций контроля (32 % опрошенных); укрепление правовой системы государства, включая совершенствование или принятие более жесткого законодательства (68 %)

Таким образом, рост масштабов коррупции, ее разрушающее воздействие на экономику страны свидетельствуют об отсутствии эффективных мер противодействия, необходимых для обеспечения экономической безопасности России. Поэтому именно сегодня необходимо реализовать весь нормативный, организационный и информационный потенциал, чтобы улучшить экономическую безопасность в целом.

 

Литература:

 

  1.                Коробкова Н. А., Парамонова Л. С. Совершенствование институтов взаимодей-ствия власти и бизнеса в контексте регионального развития //Интернет-журнал «Науковедение». 2013 № 6 (19) [Электронный ресурс].-М. 2013. –URL:http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-6–13 (последнее обращение 1.12.15)
  2.                Кошкина И. А. Совершенствование системы диагностики экономической безопас-ности машиностроительного предприятия: системно-синергетический поход: дисс. … канд. эконом. наук: 08.00.05/Камская государственная инженерно-экономическая академия. -Набережные Челны, 2005 -168 с.
  3.                Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]– URL:http://www.gks.ru (последнее обращение 1.12.15)
  4.                Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Элек-тронный ресурс] — URL:https://mvd.ru (последнее обращение 1.12.15)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle