Библиографическое описание:

Карлей Ю. Г. Особенности психологического здоровья подростков, совершивших преступления // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 639-642.

 

Ключевые слова: психологическое здоровье, психологическое благополучие, ценности здоровья, подростковый возраст.

 

В последнее время специалистами отмечается увеличение случаев совершения правонарушений подростками. Возросла доля тяжких и особо тяжких преступлений в общем числе правонарушений, совершенных несовершеннолетними преступниками. В связи с этим одной из социально значимых задач является поиск путей по снижению роста правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, и повышение их социально-психологической адаптации. Для этого необходимо выявление психологических особенностей подростков, совершивших преступления, с целью понимания детерминант, определяющих совершение противоправных действий, и разработки на этой основе программы психолого-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение такого поведения и их коррекцию.

В качестве такой детерминанты можно выделить психологическое здоровье. Проблема психологического здоровья, которая вышла из проблемы психического здоровья, только начинает изучаться. В трудах Б. С. Братуся, О. С. Васильевой, И. В. Дубровиной, К. Роджерса, А. Маслоу, Н.В Мясищева, В. И. Слободчикова, Д. И. Фельдштейна, З. Фрейда, К. Г. Юнга определены основные положения, на основе которых рассматривается понятие «психологическое здоровье».

И. В. Дубровина, в своих трудах обозначила, что психологическое здоровье характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлением человеческого духа [2, с. 17–21].

В. Э. Пахальян, анализируя понятие здоровья и понятие психологического здоровья, определяет психологическое здоровье как «…состояние субъективного, внутреннего благополучие личности, обеспечивающее оптимальный выбор действий, поступков и поведения в ситуациях ее взаимодействия с окружающими объективными условиями, другими людьми и позволяющее ей свободно актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности» [3, с. 83–94].

По мнению М. И. Чумаковой и В. Смирновой, психологическое здоровье — это психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации [5].

По мнению Т. Ю. Артюховой, главной основой психологического здоровья личности являются равновесные психические состояния, характеризующие адекватное, предсказуемое, взвешенное поведение; эти состояния обнаруживаются, в частности, через эмоциональную устойчивость человека [1].

На основании представленных положений можно выделить, что психологическое здоровье личности рассматривается как интегральная характеристика, которая проявляется в эмоциональной устойчивости и возможности регулировать свое психическое состояние в любых жизненных ситуациях. Оно представляет собой динамическое состояние, характеризующее личность в процессе жизнедеятельности. Психологическое здоровье складывается в процессе интеграции, адаптации и регуляции личности. Основная функция психологического здоровья — это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой.

В структуре психологического здоровья можно выделить несколько компонентов:

          Аксиологический ‒ содержательно представлен ценностями «Я» самого человека и «Я» других людей.

          Инструментальный компонент предполагает владение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими.

          Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии, в самоизменении и личностном росте [4].

Для изучения каждого компонента мы применяли набор методик:

          Опросник «Индекс общего психологического благополучия»;

          Опросник «Шкала субъективного благополучия» в адаптации А. А. Рукавишникова;

          Методика «Шкала психологического благополучия К. Риффа» (в версии Т. Д. Шевеленковой и Т. П. Фесенко);

          Опросник «Шкала депрессии» А. Т. Бека;

          Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (УСЦД) Е. Б. Фаталовой.

Исследование проводилось в Балахтинском районе в течение 2015 г. В исследовании приняли участие 30 подростков, совершивших правонарушения и стоящих на учете, в возрасте от 14 до 16 лет (из них мальчиков — 22, среди них 2 подростка, совершили преступления, против жизни и здоровья, 12 подростков, совершили преступления против собственности и 8 подростков, совершили преступления против здоровья населения и общественной нравственности; девочек — 8 человек, все девочки совершили преступления против собственности). Все подростки, совершившие правонарушения, совершали их более одного раза.

Для выявления особенностей психологического здоровья также была привлечена группа 30 человек подростков, не совершавших правонарушений, в возрасте от 14 до 16 лет (из них мальчиков — 18 человек, девочек — 12 человек).

Сравнение показателей осуществлялся с помощью критерия Манна-Уитни U. Результаты представим в виде таблицы.

 

Таблица 1

Среднегрупповые значения характеристик, по которым были получены значимые различия

Шкала

Средние значения

Значение U

Подростки, совершившие правонарушения

Подростки, не совершавшие правонарушения

Тревога

14,1

7,8

87,5**

Депрессия

9,0

6,8

256**

Депрессия по шкале А.Бекка

21,3

12,1

128,5**

Самоконтроль

8,0

9,7

249**

Общеездоровье

9,0

10,5

286,5**

Эмоциональное благополучие

10,6

13,4

236,5**

Жизненная энергия

9,7

11,8

229,5**

Напряженность и чувствительность

12,9

7,4

55**

Признаки, сопровождающие основную психоэмоциональ­ную симптоматику

16,0

9,2

32**

Изменения настроения

9,8

6,8

158,5**

Значимость социального окружения

12,3

7,9

91**

Самооценка здоровья

9,7

11,1

325,5**

Степень удовлетворенности повседневной деятельностью

13,2

15,1

318,5**

Примечание: * различия значимы на уровне р<0,05

** различия значимы на уровне р<0,01

 

Сравнительный анализ позволил выделить, что у подростков, совершивших правонарушения, более высокие показатели тревоги и депрессии, но при этом снижены показатели самоконтроля, общего здоровья, они менее эмоционально благополучны, у них сниженный уровень жизненной энергии. Сниженный самоконтроль характеризует данных подростков, как могущих поддаваться стремлению сиюминутного удовлетворения своих желаний вопреки требованиям окружающих, общества. При этом из-за сниженной жизненной энергии такие подростки менее приспособлены к поддержанию своего благополучного эмоционального состояния. Преобладающие тревога и депрессия формируют у них преимущественно негативное восприятие окружающего мира, актуализируя примитивные стратегии решения возникающих перед ними проблем.

По шкале А. Бекка также видно, что депрессия значительно более высокая у подростков, совершивших правонарушения. Такие подростки психологически менее здоровы, чем подростки, которые не совершали правонарушения, у них снижено настроение, могут проявляться нарушения мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.).

В группе подростков, совершивших преступления, также можно выделить более высокие показатели напряженности и чувствительности, большая выраженность признаков, сопровождающих основную психоэмоциональную симптоматику, они больше подвержены изменениям настроения, для них более важна значимость социального окружения. При этом у них снижена самооценка здоровья и пониженная степень удовлетворенности своей повседневной деятельностью. Такие подростки отличаются повышенной эмоциональнойнапряженностью, неуравновешенностью, резкой сменой настроений, обостренным отношением к окружающему. Также в силу значимости социального окружения у таких подростков происходит облегченное усвоение навыков асоциального поведения и общий социально-правовой нигилизм, возникает чувство правомерности своего асоциального поведения, с постоянным стремлением к его оправданию или обвинению окружающих в последствиях своих поступков.

Подростки, не совершавшие правонарушения, отличаются положительным эмоциональным настроем, большей активностью, оптимистичным взглядом на окружающий мир. У них более высокая самооценка здоровья, и высокая степень удовлетворенности повседневной деятельностью, при этом снижены показатели напряженности и чувствительности, менее выражены признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику, они меньше подвержены изменениям настроения, значимость социального окружения более низкая.

Обобщая полученные результаты, можно отметить, что у подростков, совершивших правонарушения, более низкие результаты по всем изучаемым показателям. Такие подростки имеют ограниченное количество доверительных отношений с окружающими: им сложно быть открытыми, проявлять теплоту и заботиться о других; в межличностных взаимоотношениях, как правило, они изолированы и фрустрированы; не желают идти на компромиссы для поддержания важных связей с окружающими. Они зависят от мнения и оценки окружающих; в принятии важных решений полагаются на мнение других; поддаются попыткам окружающих заставить думать и действовать определенным образом, часто в контексте асоциального поведения.

В дальнейшем мы рассмотрели ценностные ориентации, которые значимы для разных групп подростков. Для этого была использована методика системы ценностных ориентаций личности Е. Б. Фанталовой.

Рис. 1. Среднегрупповые значения ценностей подростков

 

Условные обозначения:

1. активная, деятельная жизнь; 2. здоровье (физическое и психическое здоровье); 3. интересная работа; 4. красота природы и искусства; 5. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); 6. материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); 7. наличие хороших и верных друзей; 8. уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений); 9. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие); 10. свобода как независимость в поступках и действиях; 11. счастливая семейная жизнь; 12. творчество (возможность творческой деятельности).

В группе подростков, совершивших правонарушения, ценность здоровья ставят на второе место по значимости — 60 % испытуемых, тогда как на первое место 80 % подростков ставят ценность активной, деятельной жизни. На третьем месте по значимости 30 % испытуемых ставят ценность интересной работы. Данные результаты показывают, что для подростков, совершивших правонарушения, наиболее важным является активность, полнота своей жизни, насыщенность их жизни множеством событий, что возможно, является значимой причиной их асоциального поведения, совершения правонарушений.

Изучив компоненты психологического здоровья подростков совершивших преступления, мы пришли к выводу, что у таких подростков психологическое здоровье находится на низком уровне.

 

Литература:

 

  1.                Артюхова Т. Ю. Адаптационные возможности как показатель психологического здоровья участников образовательного процесса // Сибирский психологический журнал. 2005. № 22. С. 174.
  2.                Дубровина И. В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. № 3. C. 17–21.
  3.                Пахальян В. Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей // Прикладная психология. 2002. № 5–6. С. 83–94.
  4.                Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами / авт.-сост. М. И. Чумакова, 3.В. Смирнова. — Волгоград: Учитель, 2008. — 135 с.
  5.                Черкасова С. А. Психолого-педагогические условия благоприятного психологического развития детей с ослабленным здоровьем [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электр.науч.журнал. 2012. № 3. URL: ppip.idnk.ru›index.php/-3–2012/344–2012–09–20–07 (дата обращения: 21.22.2015)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle