Автор: Бексултанова Айбика Имрановна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 27.12.2015

Библиографическое описание:

Бексултанова А. И. Региональный аспект бедности Северного Кавказа и пути ее преодоления // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 319-321.



 

В статье исследуется проблема бедности Северного Кавказа. Рассматривается воздействие бедности на общество. Черту бедности определяют с помощью показателя прожиточного минимума. Приводятся основные пути снижения бедности.

Ключевые слова: бедность, прожиточный минимум, безработица, стратегия развития.

 

Вечный рост разрыва между бедными и богатыми социальных слоев общества и регионов является характерной чертой социально-экономического совершенствования нынешней России.

В нынешнее время вопрос бедности для общества России очень актуальна и на данный момент наблюдается процесс совершенного и относительного обеднения большей части населения. В частности бедность обуславливает ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам совершенствования: качественным услугам здравоохранения и образования, доходной работе, возможности удачной социализации детей и молодого поколения. Минимальный показатель дохода большей части семей в совмещении с избыточной поляризацией доходов приводят к социальному разделению общества, социальной напряженности, являются помехой успешного развития страны, обуславливают кризисные процессы в обществе и семье.

Бедность неблагоприятно влияет на российское общество: повышение числа беспризорных и безнадзорных детей, утверждение модели бездетной или однодетной семьи, упадок здоровья общества, кризис института семьи, повышение преступности, пониженная продолжительность жизни жителей, повышение смертности в трудоспособном возрасте. В нынешних условиях, характеризующиеся большими результатами во всех сферах науки, вопрос бедности не только не потеряла свою значимость, но более того, приобрела новые черты и проявляется в глобальном масштабе [5, c. 236].

Чертой бедности в России считают показатель прожиточного минимума, представляющий собой стоимостную оценку потребительской корзины, который включает наименьшие наборы провизии, непродовольственных товаров и услуг, которые нужны для сохранения здравия человека и его жизнедеятельности, кроме того обязательные сборы и платежи.

Тем не менее в каждом субъекте РФ вводится индивидуальный уровень прожиточного минимума, зависящий от экономического, политического, климатического, географического состояния и от ресурсной базы региона.

Уровень прожиточного минимума по субъектам Северо-Кавказского федерального округа по данным, представленным Госкомстатом за I — IV кварталы 2014 года представлены в таблице 1 [1].

 

Таблица 1

Величина прожиточного минимума за 2014 год (в среднем на душу населения; рублей в месяц) [1].

 

Все население

В том числе по социально-демографическим группам

Трудоспособное население

Пенсионеры

Дети

Российская Федерация

8050

8683

6617

7752

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика Дагестан

7222

7517

5771

7157

Республика Ингушетия

7254

7492

5838

7421

Кабардино-Балкарская Республика

7071

7477

5658

7006

Карачаево-Черкесская Республика

7120

7553

5757

7090

Республика Северная Осетия — Алания

7037

7480

5731

7062

Чеченская Республика

6622

7256

5604

5921

Ставропольский край

6956

7390

5652

7082

 

Результаты анализируемой таблицы показывают, что к общероссийскому уровню прожиточного минимума приближены только Республика Ингушетия и Дагестан. По данным Росстата Чечня, Ставропольский край, Кабардино-Балкария и Республика Северная Осетия-Алания занимают одни из последних мест по размеру прожиточного минимума.

Определяя минимальный уровень прожиточного минимума в этих субъектах, чиновники опираются на совершенствование сельского хозяйства и умением человека самого себя поставить на ноги. Но они не принимают во внимание большую капиталоемкость, трудоемкость, и ненадежность данного вида индустрии.

Для того, чтобы раскрыть проблему безработицы, которая существует в регионах, нужно рассмотреть состав потребительской корзины, соответствующий прожиточному минимуму.

В потребительскую корзину входят продукты питания, составляющие примерно 50 % ее стоимости. Во вторую группу входят непродовольственные товары — одежда, обувь, головные уборы, бельё, лекарства. И наконец третья группа потребительской корзины состоит из услуг: коммунальные услуги, расходы на транспорт, культурные мероприятия и прочее.

Исходя из набора и структуры потребительской корзины, можно сделать вывод, что обычный среднестатистический человек для нормального функционирования должен употреблять в день 300 г. хлеба, картошки — 280 г., овощей — 300 г., фруктов свежих — 160 г., сладкого — 60 г., молока и молочных продуктов — 800 г., масла растительного и жиров — 40 г. А также 1 раз в 2 дня съедать одной яйцо, довольствоваться в день 160 г. мяса, ну и употреблять за неделю 350 г. рыбы [3].

По данным госкомстата на начало 2012 года численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет соответственно в Дагестане — 8,3 % от общей численности субъекта, Ингушетии — 18,5 %, Кабардино-Балкарии — 15,3 %, Карачаево-Черкессии — 18,8 %, Северной Осетии-Алании — 12,6 % и в Ставропольском крае — 18,3 %. Данные цифры являются весьма внушительными и свидетельствуют об экономической неразвитости и нестабильности региона.

Судя по тому, что Чеченская Республика отсутствует в данном списке, этому субъекту можно позавидовать, так как руководство беспокоится о своем народе и контролирует стабильный уровень жизни жителей.

Пути понижения безработных на Северном Кавказе уже выявлены. Ознакомимся с основными путями:

Во-первых — это, разумеется сельское хозяйство. Сельское хозяйство включает 14,7 % ВРП СКФО. Его доля в ВРП выросла в 2010г. на 0,6 % по сравнению с предыдущим периодом. В целом по СКФО в январе-декабре 2012 г. индекс сельскохозяйственного производства составил 93,5 % (в целом по РВ 95,3 %) [4]. Больше половины, которые живут на Северном Кавказе — это сельские жители. Для того, чтобы их собственное подсобное хозяйство действовало на надлежащем уровне, нужно получить кредиты и упорядочить торгово-закупочную систему. Например, можно благополучно выращивать скот и беспрепятственно скупать мясо в Дагестане, а не в Новой Зеландии. Это даст начало к возникновению новых рабочих мест и снижению безработицы.

На Северном Кавказе кроме того имеется проблема неразвитости и монополизированности посредников между сельскохозяйственными производителями и торговлей. Человек хочет трудиться, но из-за данной ситуации не имеет возможность продавать свой продукт.

На Северном Кавказе инвестиции обязаны быть приоритетными, поскольку на всякий вложенный рубль тут очень большая отдача не прибылью, а рабочими местами. Доход тоже есть, так как Северный Кавказ пригоден для сельского хозяйства по природным ресурсам.

Одним из путей сокращения бедности также является вклад инвестиций в инфраструктуру. В-третьих — стимулирование малого бизнеса с помощью снижения коррупционного напора на него. Число малых и средний организаций в СКФО в расчете на душу населения возросло на 0,11 единиц на тысячу человек, достигнув 5,22 ед., тогда как предполагалось сохранить их меру на былом уровне 5,11 ед. В-четвертых — изучение возможности реконструкции некоторых из советских промышленных фирм, привести в порядок и организации производства.

Если в течение следующих двух-трех лет убрать безработицу, занять молодое поколение, то можно говорить об экономическом росте и устойчивости Северо-Кавказского федерального округа.

Учитывая данные направления по улучшению жизни, федеральными и региональными органами власти доработана и представлена на утверждение Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года. Данная стратегия предусматривает: активное развитие базовых отраслей экономики региона, обеспечение динамичного развития социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, физической культуры и спорта, повышение эффективности использования сырьевого природно-климатического и рекреационного потенциала Северного Кавказа, сохранение и развитие культурного наследия народов Северного Кавказа как укрепление общегражданской идентичности и межнациональных отношений.

С 18 по 25 ноября 2015 года численность официально зарегистрированных безработных граждан увеличилась на 1,6 % и составила 931 672 человека (по состоянию на 18 ноября 2015 года — 917 441 человек).

За этот период снижение численности безработных граждан произошло Чеченской Республике, Республике Северная Осетия — Алания, Республике Калмыкия [4].

Если говорить о стратегии совершенствования, планируется образовать более 400 тыс. новых рабочих мест, уменьшить показатель регистрируемых безработных с 16 % до 5 %.

Осуществить вышеизложенную стратегию планируется в два этапа. Первый этап — это совершенствование инвестиционного климата благодаря созданию новых финансовых стимулов для совершенствования экономики и привлечения средств инвестиционного фонда Российской Федерации, частных инвесторов и государственных банков для осуществления инфраструктурных и промышленных проектов, развитие системы государственного управления и законодательной базы.

Второй этап стратегии заключается в реализации инвестиционных программ и масштабное осуществление социальных проектов.

Главным инструментом государственной опорой социально-экономического роста Кавказа в соответствии со стратегией должна стать государственная программа. Цель этой программы заключается в том, чтобы сконцентрировать все средства на разрешение приоритетных целей совершенствования округа.

Таким образом, насколько быстро и эффективно будут решаться социально-экономические и другие проблемы регионов, в том числе и СКФО, напрямую зависит стабильность, безопасность и целостность Российской Федерации.

 

Литература:

 

  1.                Оценка на основании данных о величине прожиточного минимума за I — IV кварталы 2014 года — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/poverty/# (дата обращения 07.12.2015)
  2.                Межрегиональное управление Министерства регионального развития Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http: www.mezhreg.ru (дата обращения 08.12.2015)
  3.                Потребительская корзина на 2013 год: состав — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://bs-life.ru/makroekonomika/potrebitelskaya-korzina2013.html (дата обращения 07.12.2015)
  4.                Министерство труда и социальной защиты РФ — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rosmintrud.ru/employment/employment/482/ (дата обращения 08.12.2015)
  5.                Цепоева Х.А. Региональный аспект бедности и пути ее снижения//Вестник Университета. — № 21. — 2011. — С. 239.
Основные термины (генерируются автоматически): прожиточного минимума, потребительской корзины, Северо-Кавказского федерального округа, уровень прожиточного минимума, Северном Кавказе, Режим доступа, Российской Федерации, показатель прожиточного минимума, вопрос бедности, дата обращения, Электронный ресурс, новых рабочих мест, Уровень прожиточного минимума, Похожая статья, чертой социально-экономического совершенствования, региональный аспект, безработных граждан, минимальный уровень прожиточного, индивидуальный уровень прожиточного, оценку потребительской корзины.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle