Библиографическое описание:

Хаджаев Х. С., Шермухамедов Б. У. Частный сектор в экономике некоторых азиатских стран // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 517-520.



 

В условиях рыночных отношений очень важное место принадлежит частному сектору, который позволить лучшему использованию ограниченных ресурсов, чем государственный сектор.

Частный сектор стал играть значимую роль и в экономике многих азиатских стран. В частности, стратегические цели в экономике Малайзии согласно последнему пятилетнему плану Правительства до 2015 г. включительно создание экономики частного сектора как основа экономического роста требует модернизацию регулирования частного сектора, либерализацию сферы услуг, снятие барьеров для входа на рынки, принятие нового законодательства о конкуренции, улучшения интерфейса бизнес — власть.

В данных стратегических целях стимулирование инновационного роста предусматривает создании поддерживающей инновации инфраструктуры (экосистемы), инновационных возможностей, финансирование инновационных проектов, поддержка их частного финансирования, а также рационализации роли правительства в бизнесе, путем увеличение долей частного сектора в государственно-частных партнерствах, создание соответствующего правительственного фонда поддержки данного сектора, достижение баланса между частным сектором и государственными корпорациями. В развитие малого и среднего бизнеса как фактора роста и инноваций достигается путем снижения доли издержек регулирования, поддержки развития предпринимательской культуры, дальнейшего ускорения и облегчения процедур создания и регистрации, облегчения доступа к финансированию, участия в глобальной конкуренции с привлечением прямых и портфельных иностранных инвестиций, а также привлечением иностранных квалифицированных кадров. [1]

Важность развития частного сектора наблюдалась и в экономике Казахстана. С учетом этого в стране реализуется программа приватизации. Суммарный объем средств, вырученных в результате реализации программы приватизации, составил 40 млрд тенге. По словам министра финансов РК в рамках программы реализовано 152 объекта, из них по коммунальной собственности — 64, по социально-предпринимательским корпорациям (СПК) — 47 и 36 объектов холдингов. При этом в республиканский бюджет поступило всего только 336 млн тенге, в областные бюджеты — 707 млн тенге. Холдинги выручили от продажи объектов 25 млрд тенге, а СПК — порядка 3 млрд тенге. [2]

Развитие частного сектора во многом зависит от условий, созданных для предпринимательства. Учитывая это обстоятельство, в Казахстане был принять Закон РК по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в РК, который вступил в силу с 1 января 2015 года. Закон предусматривает существенного упрощения таможенных процедур, сокращения сроков регистрации предприятий до 1 часа и отмена требования о наличии минимального уставного капитала, отмены обязательного требования наличия печати для субъектов частного предпринимательства, сокращения сроков и количества процедур при получении разрешений на строительство, отмены обязательного нотариального заверения копий документов там, где это возможно, исключения процедуры согласования и прохождения экологической экспертизы проектной документации объектов с пониженными требованиями экологических и санитарно-эпидемиологических норм (IV категории), сокращения сроков государственной регистрации объектов недвижимости, относящихся к первой категории сложности, в том числе для вновь построенных помещений, отмены сбора за регистрацию для субъектов малого и среднего предпринимательства. [3]

Как и многие другие страны азиатского региона, также и в нашей республике уделяется большое внимание на развития этого сектора. В частности, 2011 год был объявлен в Узбекистане годом малого бизнеса и частного предпринимательства. После этого в нашей стране со стороны руководства и правительства все больше и больше внимание уделяется к развитию данного сектора.

 

Таблица 1

Основные показатели уровня развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

Годы

2012

2013

2014

Удельный вес малого бизнеса в ВВП ( %)

54,6

55,8

56,1

в том числе: малых предприятий и микрофирм ( %)

33,9

34,6

34,8

Количество действующих юридических лиц (тыс. ед.) (без учета фермерских хозяйств)

219,7

217,7

221,1

Численность занятых в хозяйствующих субъектах (тыс. чел.)

2301,5

2325,6

2317,2

 

Источник: Государственный комитет по статистике Республики Узбекистан

В целях создания благоприятной деловой среды для развития малого бизнеса разработаны 20 проектов нормативно-правовых актов, в том числе 5 проектов законов, 5 проектов решений Президента Республики Узбекистан, 10 проектов решений правительства. В целях поддержки развития предпринимательской деятельности и содействия в организации малых производств в течение I полугодия 2015 года субъектам малого бизнеса выделены кредиты в размере 6,4 трлн. сум., рост в 1,3 раза, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Реализуемые меры по формированию деловой среды, всесторонней поддержке и дальнейшему стимулированию развития малого бизнеса и частного предпринимательства способствовали созданию в I полугодии 2015 года 15,2 тыс. новых субъектов малого бизнеса.

 

Таблица 2

Удельный вес малого бизнеса и частного предпринимательства в производстве продукции по сферам экономики ( %)

Сферы деятельности

2012

2013

2014

Промышленность

22,2

24,8

31,9

Сельское хозяйство

98,0

99,0

98,3

Строительство

70,7

71,9

70,3

Розничный товарооборот

45,3

46,3

45,4

Платные услуги

44,7

46,7

48,5

 

Источник: Государственный комитет по статистике Республики Узбекистан

Наибольшее количество субъектов малого бизнеса, т.е 36,5 % от общего количества, создано в сфере промышленности и других производственных отраслях, 11,5 % в строительстве, а также 29,8 % в торговли и общепита. Принятые меры по поддержке развития частного предпринимательства способствовали увеличению доли малого бизнеса в промышленности — до 31,4 %, в розничном товарообороте — до 86,3 %, в платных услугах — до 47,6 % и занятости — до 77,2 %. [4]

Успехи в данной сфере в азиатских странах даже признаны специалистами международных организаций. Вице-президент Всемирного банка по Европе и Центральной Азии господин Мюллер утверждал, что “Узбекистан сделал довольно много в развитии благоприятной среды для частного сектора. В этом году в исследовании Всемирного банка Ведение бизнеса (Doing Business) были отмечены высокие показатели страны в упрощении регистрации бизнеса и собственности, улучшении доступа к кредитам путём внедрения Реестра залогового обеспечения, а также внесением изменений в методологию расчёта индикатора торговли, с тем, чтобы лучше отражать истинную стоимость ведения бизнеса в странах, не имеющих выхода к морю. Тем не менее, ещё многое предстоит сделать… Ведущим приоритетом для правительства должны оставаться увеличение размеров и объёма частного сектора, так как мы живём в конкурентном мире, где за экономическими возможностями следуют инвестиции и создание рабочих мест.”

Вице-президент Международной финансовой корпорации по глобальным услугам отметил следующее: “Частный сектор является ключевым сектором в достижении целей развития Узбекистана, в особенности в отношении создания рабочих мест и диверсификации экономики, поэтому IFC заинтересована в оказании поддержки в усилиях частного сектора по повышению эффективности и продуктивности экономики, и укреплении связей между региональными и глобальными рынками.” [5]

В настоящее время с учетом рыночных отношений многих странах активизируется роль малого инновационного предпринимательства. Данная форма предпринимательства включает в себя содействие созданию новых малых инновационных предприятий, оказание помощи действующим малым инновационным предприятиям, производящим наукоемкую продукцию, обеспечение подготовки и повышение квалификации подготовляемых специалистов, владеющих технологиями управленческого и финансового анализа, маркетинга. Решение данной задачи позволит своевременно и гибко реагировать на потребности рынка в наукоемкой высокотехнологичной продукции, ускорить ее создание и производственное освоение, обеспечить повышение уровня инновационной активности и конкурентоспособности экономики страны за счет эффективного использования инновационного потенциала малого предпринимательства и удовлетворения спроса на инновации со стороны крупных предприятий. Следует обратить внимание на развития этой форме малого предпринимательства и в нашей республике.

В заключении можно отметить то, что с 1 января 2016 года предприниматели будут получать 16 услуг посредством центров «одно окно», что значительно упростит их взаимодействие с государственными органами и уполномоченными организациями.

 

Литература:

 

  1.                10 th Malaysia Plan. Chapter 3: Creating the Environment for Unleashing Economic Growth. P. 69.
  2.                В результате приватизации выручено 40 млрд тенге http//.kapital.kz/economic/ 38393/
  3.                Меры по улучшению позиций Казахстана в рейтинге DoingBusiness обсудили в Алматы http//kapital.kz/economic/ 38385
  4.                Экономика Узбекистана информационно-аналитический бюллетень за январь-июнь 2015 года. http://www.cer.uz
  5.                  Вице-президенты Группы Всемирного банка посетили Узбекистан, отметили достижения и обсудили вопросы создания рабочих мест. http://data.worldbank.org/country/uzbekistan/russian

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle