Библиографическое описание:

Яхшиева З. Ш., Абдулахатов А. Р., Яхшиева М. Ш. Роль педагога в воспитании всесторонне развитого и здорового поколения // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 773-777.



 

Первым обязательным условием биохимического контроля является исследование до нагрузки, после ее окончания и в те или иные моменты восстановительного периода. При этом выясняют степень изменения биохимических показателей под влиянием выполненных упражнении.

Ключевые слова: здоровое поколение, физическая культура, биохимический контроль, здоровая семья, закалка, физиология, гигиена.

 

Воспитание здорового поколения является основой, фундаментом построения великого государства

И. А. Каримов

 

Педагог — это специалист, занимающийся воспитанием, образованием и обучением детей и молодежи, имеющий профессиональную подготовку. Педагог знает, что, где, когда и как надо делать, умеет действовать в соответствии с педагогическими законами, несет в установленном порядке ответственность за результативность своей профессиональной деятельности.

Воспитание всесторонне развитого и здорового поколения является одной из актуальных проблем сегодняшнего дня. Созданные в нашей республике возможности для развития физической культуры и спорта служат большим толчком для повышения физической культуры населения и все виды упражнений ориентированные на разные возрастные группы, имеют одну цель-все они направлены на физическую закалку, достижению совершенства, на хорошее самочувствие.

Учитель физической культуры — это особая профессия. От его профессиональной компетентности зависит многое: состояние здоровья, физическое развитие, двигательная подготовленность, уровень духовно-нравственного воспитания, моральное состояние учащихся. Поэтому к учителю физической культуры предъявляются высокие требования.

Он должен:

        иметь высокий уровень профессиональной подготовленности (знание предмета преподавания);

        быть компетентным в смежных областях знаний, особенно в области естествознания (анатомия человека, физиология человека, гигиена общая, школьная и физического воспитания, спортивная медицина, лечебная физическая культура, педагогика, психология, физика с основами биомеханики и др.);

        быть физически развитым, всесторонне двигательно подготовленным, с красивой осанкой;

        опрятно одеваться, соблюдать педагогический такт;

        быть дисциплинированным, честным, справедливым и требовательным.

Учитель физической культуры, будучи носителем одного из двух видов деятельности преподавания, выполняет в структуре дидактических процессов разноаспектные, многоплановые функции, которые характеризуют особенности его педагогической деятельности:

        воспитательные;

        образовательные;

        оздоровительно-развивающие;

        организационно-управленческие;

        проектировочно-прогностические и др.

Воспитательно-образовательные и оздоровительно-развивающие функции реализуются во взаимосвязи с временным паритетом одного или двух из них.

Разучивание двигательных действий сопряжено с проявлением волевых усилий и расширением морфофункциональных возможностей организма школьников. При этом развитие личности учащегося по своей направленности может отклониться в ту или иную сторону. К примеру, проявление волевых усилий может содействовать развитию грубости, себялюбия, эгоизма, вспыльчивости, зазнайства и других негативных качеств. В этих условиях актуально формирование нравственных знаний, убеждений, поступков и поведения учащихся на уроках физической культуры.

Образовательные функции реализуются при передаче учащимся знаний и умений, связанных с выполнением физических упражнений, с их ролью в трудовой деятельности, значением тех или иных качеств в жизни человека, при объяснении роли режима для оздоровления организма и поддержания высокой работоспособности. Учитель физической культуры выполняет большую просветительскую работу с педагогическим коллективом школы, особенно с учителями начальных классов, выступает с лекциями и беседами о том, как проводить занятия по физическому воспитанию с младшими школьниками. Наконец, он должен вести пропагандистскую работу с родителями учеников, желающими заниматься со своими детьми физической культурой.

Учащиеся — это дети, занятые организованной учебной деятельностью, являющиеся субъектами этой деятельности и ее носителями в структуре дидактических процессов.

В личности учащегося различают такие сферы, как мотивационная, интеллектуальная, эмоциональная, волевая, уровень развития которых имеет определенное значение для результативности его учебной деятельности. Мотивы занятий на уроках физической культуры делятся на общие и конкретные; допускается при этом и их сосуществование. К общим мотивам отнесено желание заниматься физической культурой. Конкретные мотивы связаны с желанием заниматься любимым видом спорта, определенными упражнениями.

Мотивы занятий физической культурой дифференцируются по возрасту и полу учащихся. У 6–10 летних — это «хочу быть чемпионом» без указания вида спорта и масштаба спортивных соревнований или «хочу участвовать в спортивных соревнованиях», поэтому мальчики отдают предпочтение — спортивным играм, девочки — подвижным. В 12–17 лет занятия физической культурой мотивированы желанием улучшить физическое развитие, в основном осанки, или осваивать красоту форм движений поэтому они больше занимаются гимнастикой, легкой атлетикой, единоборством, ходьбой на лыжах, хоккеем, футболом, волейболом, баскетболом, гандболом и т. д. Мотив же 18 летних и старше — желание быть физически развитыми, сильными.

Мотивы посещения уроков физической культуры тоже разные. Группы учащихся, которым нравятся уроки, посещают их ради укрепления здоровья и физического развития. Другие, у кого не сформировано позитивное отношение к данной дисциплине, ходят на урок ради того, чтобы избежать неприятностей из-за пропусков занятий.

Физкультурно-спортивные интересы школьников колеблются в широком диапазоне и обусловлены разными факторами. Воспитание устойчивого интереса к физической культуре и формирование мотивов активности занятий на уроках физической культуры — одна из важных задач преподавания данной дисциплины.

Другой мотив, характеризующий учащихся, — их различия по состоянию здоровья, уровню физического развития, двигательной подготовленности и с разницей в возрасте. А это в свою очередь требует, чтобы учитель хорошо знал коллектив учащихся и дифференцировал свое воздействие с учетом особенностей каждого из них. Учитель должен знать особенности половозрастного развития учащихся, изучить индивидуальные особенности личности школьников в тех классах, где он преподает, и использовать свои знания в подготовке и выборе физических нагрузок.

Систематические занятия физическими упражнениями оказывают на организм подрастающей молодежи глубокое и разностороннее влияние. Поэтому занятия физическими упражнениями и спортивная тренировка должны проходить при непосредственно педагогическом, физиологическом, медицинском и биохимическом контроле.

Основными задачами биохимического контроля являются:

  1.                Определение биохимической реакции организма спортсмена на тренировочные нагрузки.
  2.                Установление степени тренированности спортсмена.
  3.                Выявление перенапряжений организма спортсмена в процессе интенсивной тренировки, ставящих его на границу предпатологии или патологии.

Первым обязательным условием биохимического контроля является исследование до нагрузки, после ее окончания и в те или иные моменты восстановительного периода. При этом выясняют степень изменения биохимических показателей под влиянием выполненных упражнении. Бывают случаи, когда одна и та же величина биохимических изменений возможна при разных физических нагрузках, а быстрота нормализации их в периоде отдыха может быть разной, это зависит от индивидуальных особенностей организма, а также степени тренированности и чем больше утомление, тем медленнее протекает период восстановления.

Вторым обязательством является проведения биохимических исследований в динамике, в разные периоды и этапы тренировки — это, дает возможность судить об изменение уровня тренированности.

Учитывая физическую подготовленность, надо ступенчато проводить закаливание и путем физических упражнений улучшать работоспособность подрастающего поколения. Учить их быть преданными защитниками Родины, и самое главное, уметь ценить и беречь окружающую среду и здоровье.

Ежегодно проводимые в махаллях соревнования «Здоровая семья», «Веселые старты», «Спортивная семья», где эффективно используются физические нагрузки, позволяют, независимо от возраста, повышать трудовую, нравственную и физическую деятельность подрастающего поколения.

И все же целесообразно напоминать молодым специалистам и учащейся молодежи еще раз, что основу системы физической культуры составляет сумма сложных упражнений, состоящая из:

  1. Теоретических и практических упражнений для людей разного возраста которые должны являться программным руководством.
  2. В процессе выполнения упражнений по гимнастике, легкой атлетике, плаванию уметь наблюдать природу, уметь правильно отдыхать, вести научную работу (туризм), воспитывать нравственную и физическую культуру.
  3. Формировать и развивать в процессе уроков, спортивных тренировок и соревнований такие качества как умение дискуссировать, общаться, дружить, оказывать взаимопомощь, выражать уважение и почтение.
  4. Уметь развивать (в зависимости от возраста) и прививать интерес к спорту, создавать возможность постоянно заниматься любимым видом спорта.

 

Литература:

 

  1.                Ашмарин Б. А., Завьялов Л. К., Кумарин Ю. Ф. Педагогика физической культуры: Учеб. пособие. — СПб. 1999.
  2.                Железняк Ю. Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учеб. пособие. — М. 2002.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle