Библиографическое описание:

Бексултанова А. И. Этапы формирования инвестиционной стратегии предприятия // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 314-317.



 

В данной статье рассматривается понятие инвестиционной стратегии. Изучены и раскрыты основные этапы разработки инвестиционной стратегии предприятия. На основании рассмотренного материала делается вывод о необходимости инвестиционной деятельности, которое обеспечивает успешное функционирование организации.

Ключевые слова: инвестиционная стратегия, предприятие, этапы инвестиционной стратегии.

 

Инвестиционная стратегия — это система долговременных целей инвестиционной деятельности организации, которые определяются общими задачами его развития и инвестиционной идеологией, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения. [1, с.41].

Инвестиционная стратегия представляет собой проект предстоящей инвестиционной деятельности предприятия в долговременной перспективе, подражание которому должно подтолкнуть организацию добиваться поставленных перед собой инвестиционных целей и прибрести прибыль или другого положительного эффекта. Инвестиционная стратегия определяет первостепенные направления вкладов для предприятия и этапы реализации деятельности в рамках этих направлений. [1, с.57].

В нынешнее время на базе ранее собранного опыта нет возможности эффективно управлять организацией в свете большой напряженности изменения факторов внешней среды. Для того, чтобы предприятие благополучно функционировало, нужна такая инвестиционная стратегия, которая приспособлена под всевозможные перемены факторов внешней среды. При этом разработка инвестиционной стратегии обязана принимать во внимание будущий этап развития жизненного цикла предприятия. Учитывая этот фактор, разрабатываемая инвестиционная стратегия дает возможность заранее настраивать инвестиционную деятельность предприятия к будущим существенным изменениям вероятностей ее экономического роста. Еще одним весомым фактором является то, что недавно разработанная инвестиционная стратегия может повлиять на перемену целей операционной деятельности, которые имеют отношение к предстоящим новым способностям для предприятия. Для осуществления таких целей необходимо изменение производственного ассортимента, овладение новых рынков продажи продукции, введение новых технологий и так далее. Руководство организации должно быть подготовлено к таким переменам [4, с.3].

Разберем детально этапы разработки инвестиционной стратегии предприятия:

  1.                Определение общего периода формирования инвестиционной стратегии.

Так как инвестиционная стратегия является только инструментом в общем совершенствовании предприятия, общий период формирования инвестиционной стратегии предприятия не должен превосходить общего периода формирования инвестиционной стратегии. Одновременно, надо учитывать, что новая инвестиционная политика организации, особенно агрессивная, может значительно повлиять на операционную стратегию и деятельность организации. Ежели данная политика даст хорошее влияние на предприятие в целом, то в таком случае нужно пересмотреть операционную стратегию организации.

К тому же, установление общего периода формирования инвестиционной стратегии находится во власти таких факторов, как положение экономики в целом, состояние отрасли, в которой работает организация, состояние сегмента рынка, в котором функционирует данная организация, стадия жизненного цикла предприятия, величина организации. В общем, необходимо подчеркнуть, что данный период не должен превышать трех лет.

  1.                Исследование факторов внешней инвестиционной среды и конъюнктуры инвестиционного рынка

Второй этап исследования ведет анализ факторов внешней инвестиционной среды, обстановку инвестиционного рынка и ее колебания, а также обстановку сегмента рынка, где организация собирается осуществлять инвестиционную деятельность, происходит анализ оживленности участников рыночных отношений в инвестиционной деятельности, скорость научно-технического прогресса, экономико-правовые условия для реализации данной деятельности, кроме того вероятность предприятия оказать влияние или изменить эти факторы во врем формирования и осуществления инвестиционной стратегии [5, с.8–9].

  1.                Оценка слабых и сильных сторон организации, определяющих особенности ее инвестиционной деятельности.

Оценка слабых сторон организации даст возможность предсказать, какие пробелы в деятельности организации отрицательно повлияют на результаты инвестиционной деятельности в отрезок введения инвестиционной стратегии. Оценка сильных сторон предприятия даст возможность установить, подготовлена ли организация применять новые возможности, которые откроются предприятию при реализации инвестиционной стратегии.

Для оценки слабых и сильных сторон организации, исследования факторов внешней среды организации, можно применить такое орудие, как инвестиционный SWOT-анализ.

Инвестиционный SWOT-анализ представляет собой последовательное изучение слабых и сильных сторон организации, а также возможностей и опасностей факторов внешней среды. На основе выделенных факторов необходимо исследовать насколько сильные стороны предприятия и возможности факторов внешней среды будут помогать совершенствованию организации в процессе введения инвестиционной стратегии, и, наоборот, насколько слабые стороны предприятия и угрозы внешней среды окажут отрицательный эффект на организацию или процесс осуществления инвестиционной стратегии.

  1.                Формирование стратегических целей инвестиционной деятельности организации.

Как уже говорилось ранее, инвестиционная стратегия — это система долгосрочных целей инвестиционной деятельности предприятия. Сущность этого этапа заключается в формулировке инвестиционных целей, которые в последующем будут применяться как фундамент для координации и контроля инвестиционной деятельности организации. Они должны содержать желаемые параметры, которые организации необходимо достичь при реализации инвестиционной деятельности. Система стратегических целей обязана отражать ориентирование инвестирования, величину инвестиционных ресурсов и как они будут сформированы, а также уровень инвестиционных рисков и т. д.

  1.                Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегических направлений и форм инвестиционной деятельности.

На данном этапе сначала необходимо сформировать некоторое количество стратегических альтернатив возможного развития инвестиционной деятельности организации. Следующим шагом на данном этапе будет выбор наиболее эффективной и оптимальной стратегической альтернативы для данного конкретного предприятия.

Чтобы выбрать инвестиционную стратегию необходимо воспользоваться результатами SWOT-анализа (проведенного на третьем этапе разработки инвестиционной стратегии) и провести Gap-анализ.

В ходе инвестиционного Gap-анализа выявляется разница между существующей тенденцией развития предприятия и возможным путем ее развития. По результатам Gap-анализа избирается оптимальная инвестиционная стратегия предприятия из представленных стратегических альтернатив [6].

  1.                Определение стратегических направлений формирования инвестиционных ресурсов

На шестом этапе разработки инвестиционной стратегии предприятия необходимо определить объем инвестиционных ресурсов, для осуществления инвестиционной политики. Также необходимо определить источники их формирования, формы реального и финансового инвестирования и объем инвестиций на каждой этапе реализации инвестиционной стратегии.

  1.                Формирование инвестиционной политики по основным аспектам инвестиционной деятельности

На основе разработанных в предыдущем этапе инвестиционных направлений разрабатывается инвестиционная политика предприятия. Данная политика должна отражать в себе инвестиционную стратегию и эффективно сочетаться с текущим оперативным управлением организации.

  1.                Разработка системы организационно-экономических мероприятий по обеспечению реализации инвестиционной стратегии

На данном этапе предполагается разработать следующие организационно-экономические мероприятия по обеспечению реализации инвестиционной стратегии:

                    концепцию внедрения инвестиционной культуры на предприятие;

                    организационную структуру, включающую в себя управление инвестиционной деятельностью;

                    систему координации и контроля реализации инвестиционной стратегии;

                    аппарат профессиональных инвестиционных менеджеров;

  1.                Оценка результативности разработанной инвестиционной стратегии

Этап оценки результативности разработанной инвестиционной стратегии завершает процесс разработки данной стратегии. Такая оценка проводится по системе специальных экономических и внеэкономических критериев, устанавливаемых предприятием [7, с.435].

В данной статье были рассмотрены и раскрыты основные этапы формирования инвестиционной стратегии предприятия. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на сегодняшний день инвестиционная деятельность выходит на первый план, так как предполагает более эффективное и успешное осуществление деятельности в организации. Инвестиционная стратегия, как инструмент инвестиционной политики, определяет цели развития предприятия, систему ресурсов, необходимых для достижения этих целей, свод направлений инвестиционной деятельности предприятия и систему показателей, которых организация должна достичь, при осуществлении инвестиционной деятельности.

 

Литература:

 

  1.                Лахметкина Н. И. Инвестиционная стратегия предприятия: учебное пособие / Н. И. Лахметкина. — М.: КНОРУС, 2006. — С.41
  2.                Филатов В. В. Управление венчурным капиталом, инновационным предпринимательством и трансфером инновационных технологий в региональных экономических и темах РФ / Монография, Издательϲтво: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2009 г. С. 24.
  3.                Бясов К. Т. Основные аспекты разработки инвестиционной стратегии организации // Финансовый менеджмент. 2003. № 4. С. 7–12.
  4.                Панов К. В., Филатов В. В. Разработка инвестиционной стратегии организации // Электронный доступ URL:http://econf.rae.ru/article/7722 (дата обращения: 22.11.2015)
  5.                Пострелова А. В. Принципы и основные этапы разработки инвестиционной стратегии // Молодой ученый. 2014. № 18. С. 434–437.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle