Библиографическое описание:

Кулуева Ч. Р. Некоторые вопросы бедности трудоспособной части населения в регионах Кыргызстана // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 395-401.



 

This article describes the issues of poverty working population areas of southern Kyrgyzstan. The reasons of poverty, their types, parameters, factors. However, the basic priorities in the fight against poverty in the modern world.

Key words: poverty, labor, the price of labor, cost of living, unemployment, incomes.

 

Бедность выступает одним из основных препятствий в развитии экономики любого государства, где экономика Кыргызстана не является исключением в условиях переходного периода. В современных условиях за чертой бедности проживает почти 80 % семей в регионе и уровень бедности особенно проявляется в сельской и горной местностях.

Бедность — специфическое состояние материальной необеспеченности людей, когда доходы человека или семьи не позволяют поддерживать общественно необходимое для жизнедеятельности потребление [2, с.166]. На практике бедность встречается двух форм: абсолютной и относительной. Абсолютная бедность выражается в «потребительской корзине», то есть она содержит в себе прямой недостаток в потреблении наиболее необходимых, первостепенных физиологических потребностей: пищи, одежды, жилья. Относительная бедность определяет худшее состояние рабочего, трудоспособного человека относительно общего уровня доходов в республике.

Кроме того, бедность во временном отношении определяется как текущая и хроническая, где измерителями выступают показатели: численность доли бедных в населении; размер дохода, характеризующего бедность; глубина бедности — величина недостающего дохода для той или иной группы бедных и др.

Происходящие процессы реформирования экономики Кыргызстана и его регионов сопровождаются глубоким экономическим и финансовым кризисами, сокращением объема производства, увеличением безработицей, сокращением занятости, снижением уровня жизни большинства населения, в частности трудоспособного населения [6, с. 125]. Среди важных проблем социально-экономической политики данные обстоятельства на передний план выдвинули задачу преодоления бедности в качестве наиболее приоритетных.

В современном Кыргызстане к факторам бедности могут быть отнесены: многодетность, высокая «иждивенческая нагрузка» в семьях, безработица, невыплаты и задержки заработной платы, пенсий, пособий, домохозяйства и их месторасположение, пенсионный возраст. Следует отметить, что бедность в сельской местности распространена больше, чем в городах, а представителей пенсионного возраста больше, чем в сельской местности.

Как показывает жизненная практика, рыночные перемены в экономике существенным образом повлияли на изменение в структуре бедных слоев граждан регионов Кыргызстана, в результате чего появились «новые бедные» из числа трудоспособного населения, которые не в состоянии заработать достаточно, для того чтобы содержать семью. «Новые бедные по своему образованию, профессиональной подготовке, социальному статусу никогда ранее не были и не могли бы быть бедными» [5, с.28].

В начале рыночных преобразований в категорию бедных попадали в основном социально-уязвимые слои населения — безработные, одинокие матери, инвалиды, отсидевшие в местах заключения, многодетные, неполные семьи, пенсионеры, учащиеся и др. Но, в последние годы в условиях перехода в рыночные отношения, в категорию бедных все чаще попадают новые большие группы, т. е. категории трудоспособной части или экономически активного населения, которые при созданных условиях занятости смогли бы своим трудом обеспечивать благополучие своих родных, близких и семей, реализовать себя в качестве полноценного работника, использовать весь трудовой потенциал во благо не только семьи, но и приносить пользу отечественному производству. В состав данной группы «бедных» вошли те, кто по своему образованию и квалификации, социальному статусу и демографическому положению ранее не относились к нижним слоям общества, причиной их бедности выступает прежде всего низкий уровень цены труда на государственных предприятиях, безработица и неполная занятость, неплатежи заработной платы и пенсий, продолжающиеся месяцами.

Необходимо отметить, что в последние годы среди городского населения наиболее интенсивно происходит прирост малоимущих, особенно в той части, где источниками доходов выступают только поступления в виде фиксированной платы и пенсий. В то же самое время в данную категорию и структуру малоимущего населения по уровню образования из числа трудоспособных намечается тенденция попадания имеющих лиц с начальным профессиональным образованием или имеющих только среднее или начальное образование. В Кыргызстане и его регионах наибольшая концентрация бедности оказалась сосредоточенной в группах временно неработающей молодежи и детей в возрасте от 15 до 24 лет, а также мужчин и женщин от 25 до 45 лет. Высокий риск оказаться в числе бедных характерен и для сельского населения, а среди различных категорий семей к наиболее уязвимым здесь относятся семьи с несовершеннолетними детьми, в особенности многодетные семьи.

Выбор Кыргызстана модели социально-ориентированной рыночной экономики никоим образом не отразилось на уровне жизни населения, особенно в отдаленных регионах, таких как Нарынская область, Джалал-Абадская и Таласская области, в которых по сравнению с другими территориями резко ощущается изменение уровня бедности в сторону роста в 2012 году по сравнению с 2009 годом, особенно в сельской местности, где проживает свыше 60 % населения Кыргызстана.

Среди населения, проживающего в высокогорье, уровень бедности по потребительским расходам составил 59,3 %, в среднегорье — 56,5 %, а в равнинных районах -42,4 %. В высокогорье также высока доля крайне бедного населения — 22,7 %, в среднегорье она составляла 18,1 %, а в равнинных районах — 11,5 %, при среднереспубликанском уровне 13,4 % [2, с. 137].

Для оценки уровня бедности в 2012 году в качестве порогового значения была применена черта бедности предыдущего года, проиндексированная на среднегодовой индекс потребительских цен. Стоимостная величина общей черты бедности в 2012 году составила 26182 сома в год на душу населения, крайней — 15434 сома [4].

Уровень бедности в городских населениях увеличился на 4,6 процентных пункта, в сельской местности — на 0.9 процентных пункта. За чертой бедности в 2012 году проживали 2 млн. 153.5 тыс. человек, из которых 65,9 % — жители сельских населенных пугктов.

Необходимо отметить, что распространенность бедности по регионам страны, как показывает табл.1., неравномерна. Позитивные сдвиги в улучшении благосостояния населения наблюдались в Чуйской, Таласской и Нарынской областях, где уровень бедности по сравнению с предыдущим годом снизился на 10 и более процентных пунктов. Незначительное снижение уровня бедности произошло в Баткенской и Иссык-Кульской областях — 1,4 %.

В остальных регионах республики был отмечен рост бедности относительно 2010 и 2012 годов. В Джалал-Абадской области уровень бедности увеличился на 10,4 %, где возрос уровень бедности в основном среди сельского и городского населения соответственно на 18,2 и 7,3 %. В Ошской области, включая Южную столицу г. Ош, рост бедности составил 6,8 % и в г. Бишкек бедность выросла на 3 %.

 

Таблица 1

Уровень бедности населения по регионам Кыргызской Республики в процентах за 2009–2012 годы [3].

Регионы

2009

2010

2012

всего

город

село

всего

город

село

всего

город

село

1.

Кыргызская Республика

31,7

21,9

37,1

33,7

23,6

39,5

38,0

35,4

39,6

2.

Баткенская область

31,5

35,2

30,3

33,6

26,6

35,8

34,2

38,7

32,9

3.

Джалал-Абадская область

36,9

22,4

42.3

44.7

32,7

49,7

55,7

61,7

53,4

4.

Иссык-Кульская область

46,1

37,8

49,4

38,0

26,4

42,7

28,1

22,4

30,4

5.

Нарынская область

44,1

34.9

45,8

53.5

39,3

56,1

39,9

26,9

42,0

6.

Ошская область

38,3

27,3

41,9

41,9

47,0

40,0

51,4

54,8

50,0

7.

Таласская область

33,0

24,9

34,4

42,3

34,3

43,7

39,6

23,6

42,2

8.

Чуйская область

21,2

30,5

19,2

21,9

24,2

21,4

16,6

24,0

15,0

9.

г. Бишкек

13,2

13,2

-

7,9

7,9

-

21,4

21,4

-

 

Составлено автором. Источник: “Уровень жизни населения КР за 2009–2012 годы” НСК КР..

Глубина бедности в целом по стране, как показывают данные таблицы 1., составила 7,7 %, а острота бедности — 2,4 %, где имеет место увеличение по сравнению с предыдущими годами на 0,2 %.

По характеру распространения, уровню и глубине бедности наблюдается рост региональной поляризации территории Кыргызстана, где более острый кризис переживают регионы с низким уровнем конкурентоспособности производства, или отсутствует само производство.

В начале рыночных преобразований, особенно в 1992–1993 гг., в Кыргызстане ядро бедных составляли социально-уязвимые слои населения — одинокие, пенсионеры, инвалиды да еще многодетные семьи и др., а в настоящее время центр тяжести все более отчетливо перемещается в другую группу риска — сторону “работающих” бедных — той трудоспособной части населения, которые в силу ряда причин, и прежде всего характера занятости или незанятости, получают низкие доходы и в силу этого не могут прокормить себя и свою семью.

Тем не менее, в настоящее время категорию бедных составляют: безработные, частично занятые, т. е., работающие на условиях неполного рабочего времени и находящиеся в административных отпусках без сохранения заработной платы, занятые на несостоятельных, финансово неблагополучных предприятиях, значительная часть работников, занятых на государственных и муниципальных предприятиях и в бюджетной сфере, значительная часть семей с детьми, маргинальная, то есть социально-уязвимая часть населения.

Следовательно, на современном этапе кризисного развития отличительной особенностью выступает формирование новой группы риска состоящих из числа трудоспособной части населения для вхождения в состояние бедности и нарастание ее потенциала за счет трудоспособной части общества. Необходимо отметить, что если не будут осуществляться эффективные меры защиты, то рано или поздно произойдет тенденция нарастания и трансформации потенциала безработицы в потенциал бедности [7].

Как показывает сегодняшняя существующая практика по борьбе с бедностью и социальной защите населения, не в полной мере учитываются происходящие в стране институциональные изменения и тенденции в формировании регионального рынка труда. Действующая система выявления и социальной поддержки бедных семей и населения, находящегося в зоне риска, несовершенна и нуждается в адаптации к условиям рыночной экономики. В настоящее время средства, выделяемые для социальной поддержки бедных, распределяются неэффективно, часто идут не в те семьи, которые являются действительно бедными. В результате действительно беднейшая часть населения оказывается все в более трудном положении, все большее распространение получает застойная (долговременная) бедность.

 

Таблица 2

Численность официально зарегистрированных безработных по территориям Кыргызстана за 2003–2012 годы (тыс. чел.) [4]

Регионы

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

1.

Кыргызская Республика

57428

58189

67904

73358

71267

67178

61379

63403

61074

60367

2.

Баткенская область

5631

5701

5791

6691

6597

5499

5864

5482

5697

5563

3.

Джалал-Абадская область

10350

9985

15727

20995

21343

18707

14676

13401

11638

12305

4.

Иссык-Кульская область

4928

5032

5031

4813

4945

4902

4629

4510

4379

3938

5.

Нарынская область

8373

7972

7822

7811

7431

6922

6672

6560

6462

6580

6.

Ошская область

9306

10608

13165

13353

13792

13656

12918

13155

12453

12165

7.

Таласская область

1768

1766

1878

2283

2193

2136

2123

2253

2312

2152

8.

Чуйская область

8401

8057

8647

8164

7489

7089

6563

6192

6093

5904

9.

г. Бишкек

7738

7536

8620

7784

6275

6311

6522

9861

9667

9314

10

г. Ош

933

1532

1223

1464

1202

1956

1412

1989

2373

2446

 

Составлено автором. Источник «Труд и занятость в Кыргызской Республике за 2003–2012 гг».

Пик официально зарегистрированных безработных по Кыргызстану за 2003–2012 годы, по данным таблицы 2 приходится на 2006 год, и прослеживается постепенное снижение числа зарегистрированной рабочей силы. Для решения наболевших проблем, именно в данные периоды усиливается миграционная подвижность среди населения, особенно в областях и районах Южного региона Кыргызстана, где по сравнению с другими областями сохраняется высокая рождаемость. Последняя восполняет процесс воспроизводства трудовых ресурсов и в настоящее время поддерживает положительную демографическую ситуацию в сельской местности.

Активный миграционный процесс характерен именно вышеуказанным областям Кыргызстана по сравнению с другими областями нашей республики (Нарынская, Иссыккульская и Чуйская области), где миграционное движение в основном направлено на столицу республики г. Бишкек. Внешняя и внутренняя трудовая миграция направлена на поддержку качества трудовой жизни и выхода семьи из бедности. В то же время считаем, что сокращение уровня безработных в основном сопряжено с фактами выезда огромного количества наших соотечественников в страны дальнего и ближнего зарубежья, в основном в Россию и Казахстан.

Тем не менее следует отметить, что миграционный процесс и его последствия будут вызываться объективной экономической необходимостью, принимать организованные формы, и, если государство не будет регулировать данный процесс и оставит его на «самотек», постепенно приведут к утрате внушительной части трудоспособного населения, приносящей народному хозяйству Кыргызстана в настоящее время и в ближайшем будущем огромный ущерб. Миграционный процесс дает характеристику состояния миграции населения и наглядно показывает существующие проблемы в процессе использования трудовых ресурсов за соответствующий период [7]. Согласно нашим исследованиям, львиную долю, т. е. 65 % из общего количества выехавших трудовых мигрантов за пределы Кыргызстана составляют выходцы из Жалал-Абадской, Баткенской и Ошской областях Кыргызстана. Все эти моменты кв конечном итоге сказывается на морально-психологическом климате: люди теряют уверенность в завтрашнем дне, а молодежи крайне сложно найти работу.

За этой, хотя и очень острой, значительной и наиболее злободневной проблемой стоит еще более сложный для нашего общества, глобальный социально-экономический вопрос — это совершенно экономически необоснованная и социально несправедливая заниженная цена труда.

Следует заметить, что на каждом человеке наиболее наглядно видны и наиболее болезненно отражаются все острейшие социально-экономические проблемы настоящего и будущего нашего Кыргызстана.

В период реформ уровень цены труда снизился в два-три раза, который в регионах Кыргызстана был чрезвычайно низким, он не только несопоставимо низок по сравнению с общим уровнем оплаты труда в странах с развитой рыночной экономикой, но и с учетом фактической производительности труда. Среднестатистический работник Кыргызстана на один доллар заработной платы производит в пять-семь раз больше конечной продукции, чем аналогичный работник в США.

Существующий уровень цены труда далеко не обеспечивает для большинства населения Кыргызстана и для его регионов, нормального, особенно в качественном отношении, воспроизводства рабочей силы и населения в целом.Особенно низка минимальная заработная плата, составляющая по отношению к официальному, явно заниженному минимуму, необходимому для поддержания жизни и работоспособности, не более 18 %.

Как показывает жизнь, недопустимо низкая цена труда является препятствием на пути повышения его производительности, она тормозит повышение эффективности производства и снижает конкурентоспособность производимой отечественной продукции, рано или поздно приводит к снижению уровня жизни и бедности [6, с.139].

Это главная причина наступления необратимых изменений в качественных характеристиках населения Кыргызстана. За годы “реформ” наша страна откатилась на 25–30 лет назад по индексу “человеческого капитала”.

Особую тревогу вызывает все возрастающее несправедливое и вызывающее социальную напряженность различие в доходах, когда почти половину доходов всего населения имеют двадцать процентов более богатых, а двадцать процентов беднейшего населения располагает лишь пятью процентами всех доходов.

Как нам представляется, повышение минимальных размеров среднемесячной заработной платы до величины прожиточного минимума и ее своевременная индексация в условиях инфляции является важнейшей и наиболее актуальной, хотя и очень сложной, социально-экономической задачей на ближайший период. Однако, решить эту задачу сиюминутно, без создания для этого необходимых условий безусловно нереально.

Решение этой задачи в полном объеме предполагает выход из затяжного кризиса и обеспечение роста, и повышение эффективности национальной экономики. Но было бы неправильно откладывать процесс постепенного повышения цены труда до того времени, когда экономические условия позволят полностью и сразу решить эту проблему. В этом случае такой точки роста экономики вообще можно не достигнуть, ибо неоправданно низкая цена труда в условиях рыночного хозяйства, где стимулом является лишь доход, может стать неодолимым препятствием на пути повышения производительности труда на основе применения прогрессивной техники и технологии производства.

Особую тревогу вызывает все возрастающее несправедливое и вызывающее социальную напряженность различие в доходах, когда почти половину доходов всего населения имеют двадцать процентов более богатых, а двадцать процентов беднейшего населения располагает лишь пятью процентами всех доходов. Поэтому необходимо предложить на государственном уровне поставить задачу добиться прозрачности, четкости и простоты в каждодневных отношениях государства и гражданина по вопросам заработной платы.

Следует отметить, что сегодня разница между долларом США и нашей национальной валютой сом расширяется (на 26 ноября 2015 года 1 доллар США по отношению к национальной валюте составил 76,5 сом, только в прошлом году в это же время соответственно он составлял 1 долл США — 55,8 сом), по прогнозам экспертов такая разница будет неуклонно расти до 100 сомов. Этот процесс уже отражается на уровне жизни населения, которая может повлиять на увеличение количества бедных, то есть бедные станут еще беднее, “возможно” богатые станут еще богаче.

И, здесь, важным шагом должно быть существенное решительное определенное перераспределение доходов от наиболее обеспеченных, богатых слоев общества, которые составляют сейчас 3–5 % населения, в пользу наименее обеспеченного населения. Дело в том, что накопление капитала развивается в виде противоречивого процесса усиления противоположности богатства и нищеты.

Кыргызстан и регионы реализацию данного процесса видят в задачах преодоления этого противоречия через, во-первых, развитие “среднего” класса общества, во-вторых, социальное партнерство на основе большей демократизации распределения национального дохода, в-третьих, снижение процесса поляризации доходов, что позволило многим странам с рыночной экономикой во многом избежать социальных потрясений и революций, которые с 2005 года у нас в республике стало не редкостным явлением. В 2010 году политические события в апреле, вооруженный конфликт на юге Кыргызстана в июне, показали хрупкость политической ситуации и неустойчивость политических институтов в стране, в связи с чем экономика страны оказалась отброшенной на несколько лет назад. В настоящее время усиливается расслоение общества по различным политическим и экономическим критериям, следует отметить все более обостряющуюся религиозную ситуацию в стране [7].

Здесь следует отметить роль государства в решении вышеуказанных проблем, так как, именно государство должно усилить свое влияние на преодоление групповых противоречий при распределении доходов в интересах всего общества, особенно усиливается в рыночных условиях.

Считаем, что приоритетами и достоинствами подобного пути решения указанной проблемы выступает его не инфляционный характер, особенно проявляющаяся в процессе в перераспределении части доходов, и одновременное развитие внутреннего рынка за счет активизации отечественного производства [1, с.227]. Здесь необходимо учесть, что значительная часть доходов направляется на увеличение реального фонда потребления — платежеспособного спроса на товары массового потребления менее обеспеченного населения.

Переход в рыночные отношения в Кыргызстане и его регионах способствовал возникновению двух форм бедности: «застойной» и «плавающей». Сущность застойной заключается в том, что «бедность порождает бедность», сопряженная низким уровнем материальной обеспеченности ведущая к ухудшению здоровья, деквалификации и, в конечном счете — к деградации ранее приобретенной квалификации и специальности. Бедная семья воспроизводит потенциально больных детей, предопределяя их здоровье, образование, квалификацию. Что касается второй формы, то она по сравнению с первым встречается редко, и связана с тем, что более предприимчивая ее часть иногда «выскакивает» из своего социального положения, адаптируются к новым условиям, и в конечном итоге добиваются изменения своей жизни в лучшую сторону. Разумеется, для этого нужны не только субъективные, личностные факторы, но и объективные условия, создаваемые обществом и государственной властью [2, с. 167].

Наиболее опасной является застойная бедность — ситуация, при которой бедность, локализованная в определенных группах общества или в отдельных регионах, воспроизводится систематически. Они могут стать причиной социальной взрыва порожденной низким уровнем цены труда, застойной и массовой безработицей, все больше расширяющейся и приобретающая застойный характер.

Бедность, вызванная низкой заработной платой и низкими доходами, может быть уменьшена прежде всего за счет более высокооплачиваемой работой, повышения квалификации, дополнительных различных легальных источников дохода, то есть здесь вес зависит в большей степени от самих людей. Помощь государства должна выражаться в содействии поиску рабочих мест, решениях в области повышения заработной платы в государственном секторе экономики и бюджетной сфере, в каких-то общенормативных требованиях и законах применительно к негосударственному сектору. Уменьшение бедности, поразившей пенсионеров, полностью зависит от решений государства, а также владельцев частных и негосударственных компаний.

Таким образом, проблема бедности — проблема многогранная, требующая неоднозначных и нестандартных подходов ее решения. К основным предпосылкам сокращения бедности в республике можно отнести усиление тенденции экономического роста, прежде всего в сфере материального производства, подъем важнейших отраслей путем внедрения более трудоемкой промышленной продукции, а также развитие сферы услуг с точки зрения максимального прироста рабочих мест и совершенствование системы минимальных социальных гарантий, касающихся прежде всего уязвимых групп населения.

В решении проблем мы видим следующие направления: в сфере производства основными методами государственного регулирования доходов населения выступают следующие стратегические стороны: кредитно-финансовая политика, предоставление налоговых льгот, разработка научно-технических программ; в сфере распределения — налоговая политика, централизованное регулирование доходов населения, связанные с установкой новых ставок и окладов в бюджетном секторе, условиями применения механизма индексации доходов в связи с ростом цен, специальных механизмов перераспределения вновь созданного продукта в пользу малоимущих слоев населения — социальных транскредитов, связанных с расходами на пенсионное обеспечение трудоспособного населения и других социальных выплат.

Зарубежная практика многих развитых стран с рыночной экономикой свидетельствует о том, что повышение реальной заработной платы и реальных доходов обеспечивается на основе ускоренного роста денежной заработной платы по сравнению с увеличением цен или соотношения темпов роста производительности труда и денежной заработной платы. Через этот показатель идет регулирование распределения дополнительного эффекта, достигаемого в производстве между работниками и собственниками средств производства.

Считаем необходимым обратить особое внимание в первоочередном порядке разработать и начать реализацию комплексных инвестиционных планов модернизации регионов, для чего предлагаются следующие возможные пути:

                   разработать Национальную Стратегию управления человеческими, трудовыми ресурсами в регионах, а также приграничных территориях в целях оживления и оздоровления их социальной и производственной инфраструктуры;

                   привлечение отечественных и иностранных инвесторов для оздоровления замороженных производственных объектов в целях производства и тем самым увеличения количества занятых, развития социальной и производственной инфраструктуры;

                   внедрение новых технологических решений, обеспечивающих конкурентоспособность производств (эффективные формы поддержки малого и среднего бизнеса, развитие транспортно-логистического комплекса, современных видов дорог, транспорта, смена стандартов строительства, проектирования и функционирования ЖКХ, новая энергетика, модернизация агропромышленных комлексов, создание перерабатывающих комплексов и др.) [8, с. 177];

                   создание и реализация программ поддержки малого и среднего бизнеса с соответствующими им комфортными условиями в финансово-кредитной политике, налогово-бюджетной политике и др.;

                   профессиональная подготовка и переподготовка кадров из числа безработных, а также граждан находящихся под угрозой увольнения с условиями опережающего обучения;

                   возрождение традиционных и совершенствование новых ремесел и художественных промыслов;

                   возродить деятельность профтехучилищ для подготовки местных квалифицированных специалистов и работников.

                   проводить социальную политику государства на основе соблюдения принципов сохранения социального равновесия, путем поддержки равных социальных прав, политики социальной стабильности и выравнивания уровня жизни и доходов социальных групп населения;

                   — проводить в регионах финансовую политику экономического роста и в целом по Кыргызстану финансовой стабилизации направленная на решение проблем бедности.

 

Литература:

 

  1.      Аюпов А. Н., Абдурашитов А. А., Бровко Н. А. Региональная экономика: Учебник для вузов. — Бишкек: Изд-во КРСУ, 2007 -306 с.
  2.      Кочербаева А. А. Теоретико-методологические аспекты социальной политики в трансформационной экономике (на материалах Кыргызской Республики. Диссертация на соискание д-ра экон. наук. –Б. 2007. 415 с.
  3.      Национальный статистический комитет КР. Публикация “Уровень жизни населения КР 2008–2012гг.”. — Бишкек. 2013. — 130.
  4.      Национальный статистический комитет КР. Публикация “Труд и занятость в Кыргызской Республике за 2003–2012 гг.” — Бишкек, 2013. — 166 с.
  5.      Римашевская Н. М. Население России и социальная трансформация: Взгляд в 21 век //Власть. — 1997.-№ 12.-С.28].
  6.      Рынок труда: учебник под ред. Проф. В. С. Буланова и проф. Н. А. Волгина.-3-е изд., перераб. и доп. — М. Издательство “Экзамен”, 2007.
  7.      Финансовое управление развитием экономических систем: монография Книга 13 И. Б. Дзюбенко, В. В. Завадская, Ч. Р. Кулуева и др./ Под общ. Ред. С. С. Чернова. — Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. 242 с.
  8.      Экономическая политика социально-экономического развития Кыргызской Республики на долгосрочный период до 2025 г.: Том 1. –Б: ЦЭС при МЭРиТ КР, 2007. — 368 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle