Библиографическое описание:

Абдуллаева С. Х. Концепция учебного комплекса по русскому языку для студента неязыковых вузов // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 670-672.

 

В образовательной системе определяющая роль возложена, прежде всего, на принципы построения самой системы обучения, где представлены концепция, модель, методы, содержание, сфера учебной деятельности и средства обучения. В этой связи хотелось бы обратить внимание на построение концепции учебного комплекса студента (далее УКС) по русскому языку для неязыковых вузов, так как учебный комплекс нацелен на реализацию дидактического процесса.

На современном этапе достаточно активно презентуются учебно-методические комплексы. Разработаны общие положения, структура, методические рекомендации, дидактические требования к УМК, т. е. определены стандарты и педагогическая форма представленности УМК. Однако учебный комплекс для студента, в частности технического вуза, требуют к себе отдельного внимания.

И. Л. Бим отмечает: «Весь педагогический процесс должен быть подчинен реализации комплексной (интегративной) коммуникативной цели. Мы считаем, что данная теория должна стать определяющей в методике построения учебно-методического комплекса по русскому языку для студентов неязыковых вузов. [1] А для усовершенствования дидактической оснащенности предлагаем создать УМК преподавателя и УКС (учебный комплекс студента). Иначе говоря, двухмодельный комплекс.

В нашем понимании учебно-методический комплекс должен представлять образовательную модель в педагогической системе в целом, а в частности учебную модель по конкретной дисциплине, где должна быть отражена обучающая компонента со всеми формами и видами учебного процесса с учетом содержания. Безусловно, разрабатывая УМК, мы должны считаться с особенностями образовательного учреждения, чтобы обеспечить успешность обучения. Проблемой создания учебников занимались различные ученые. Особое место занимают работы Беспалько В. П., Вятютнева М. Н. и др.

В настоящее время данная проблема не только продолжает быть актуальной, но и требует новых подходов, методов и презентаций. Создание и расширение информационного пространства, благодаря развитию глобальных компьютерных сетей и информационных технологий, ставят перед системой образования новые требования, где в основе научных мировых моделей управления развитием специалиста лежит идея о том, что современный человек должен измениться как социум, как профессионал и как часть общества.

То есть образовательная система должна ориентироваться на социальный заказ, где конкретизация обучения построена с учетом концепции государственных целей образования и воспитания, а именно: всестороннем развитии личности, профессиональной компетентности, как фундаментальной составляющей конкурентоспособной личности, которая включает знания, умения, навыки, способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии и саморазвитии. В этой связи необходимость создания учебно-методических комплексов, а точнее учебного комплекса для студента, осознается всеми. Вероятно, следует внести некоторую ясность в отношении учебно-методического комплекса и учебного комплекса студента (УМК и УКС). Мы считаем, что УМК следует отнести к разряду информативно-вспомогательных ресурсов, как дополнительный материал инструкция для преподавателей практиков. УМК преподавателя должен включать в себя: методические рекомендации к введению грамматического материала в базовом учебнике; методические рекомендации по курсу аудирования и говорения; методические рекомендации по работе с практическим тренажером (лексико-грамматические упражнения); методическая инструкция по работе со сборником задач для самостоятельной работы. В следующих наших работах мы попытаемся подробно раскрыть цели и задачи УМК для преподавателей. В настоящей работе мы хотим представить концепцию учебного комплекса студента (УКС). Итак, учебный комплекс студента по русскому языку — модель, где четко спроектирована учебная деятельность, конкретные условия, в которых осуществляется учебная деятельность, классифицированы формы обучения (лекция, семинар, практическое занятия, проекционная работа, самообразование), дидактический объем, система построения учебного материала с учетом дифференцированности.

Определим структуру УКС по русскому языку, включающую в себя теоретические и практические материалы по основным направлениям коммуникативной тематики.

                    Базовый учебник, который должен обладать рядом принципиальных особенностей: построение, четкая тематическая последовательность, принцип интерактивности, коммуникативный принцип подачи грамматического материала. Учебник — это далеко не простая модель человеческого опыта, а чрезвычайно сложная, комплексная, совмещающая в себе существенно разные виды этого опыта. При этом очень важно, что в этой модели всегда также отображается известный педагогический опыт, и этот факт является главным для характеристики сущности учебника. [2] Безусловно, система обучения должна определяться выбором учебников и учебных пособий, разработанных преподавателями. В связи с интенсивной разработкой профессионально-ориентированного направления в обучении языкам в технических вузах, особую актуальность приобретает требование об основных принципах построения учебников и учебных пособий. Поскольку язык специальности это отражение содержания специальности, а специальность находит свое отражение в языке, то обучение языку специальности призвано решать две основные тесно переплетающиеся задачи; а именно, — углублять знания по специальности через язык в тесной корреляции со специальными дисциплинами; — формировать профессиональную лингвистическую компетентность обучающихся, так же современный учебник по языку специальности должен быть комплексным и многоаспектным, что требует одновременно решать в процессе обучения тематико-терминологическую, лингвистическую и другие задачи.

Одним из главных требований к учебнику по языку специальности должна стать профессионально-лингвистическая компетентность.

С точки зрения структуры, такой учебник должен представлять разноуровневую систему. Материал не должен заменять специальную литературу, а должен носить обучающий характер и создаваться на общих дидактических и методических принципах обучения.

Тексты должны быть построены на базе оригинальных материалов, в частности, мы предлагаем включать в учебник аутентичные тексты, так как они представляют познавательную ценность и способствуют расширению профессионального кругозора студентов. Это то, что касается контента: базовый учебник.

                    Следующим контентом УКС мы представляем курс аудирования и говорения (слушаем и говорим), основным принципом которого является коммуникативность. Данный курс нацелен на формирование навыков говорения и аудирования в целях общения на профессиональную тему. Безусловно, к данному курсу следует приложить электронную или мультимедийную разработку, как вспомогательный дидактический материал, в задачи которого входит развитие навыков аудирования и говорения.

Развивая навыки аудирования и говорения, мы предлагаем придерживаться следующего алгоритма действий:

          Выполнение пошаговой системы заданий к тексту (дотекстовые, притекстовые и послетекстовые упражнения);

          Прослушивание лексики;

          Создание индивидуализированного речевого продукта;

          Презентация индивидуализированного речевого продукта;

          Коммуникативные игры.

В использовании комплекса упражнений важно соблюдать логическую последовательность умственных операций по усвоению дидактического материала. Пошаговое выполнение заданий обеспечит приобретение навыков аудирования, развитие навыков сознательного оперирования новой лексикой, формирование сложных умений координированного использования произносительных лексических и грамматических навыков в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности. [4]

Необходимость включения в УКС такого контента, как практический тренажер, обусловлено дидактикой педагогической системы.

                    Практический тренажер — система языковых и речевых упражнений, основными требованиями которых является ситуативность, тематичность, проблемность. Грамматические задачи должны быть заложены внутри речевых, задания и упражнения следует располагать в дифференцированном порядке: от простого к сложному, с учетом уровневой сложности: высокий уровень сложности, средний уровень сложности, низкий уровень сложности.

По характеру и уровню сложности учебные задания следует подразделять на информационно-познавательные, логические и проблемные. Информационно-познавательные задания нацелены на использование имеющихся знаний и новых, полученных на определенном занятии. Студенты, выполняющие определенное число (т. е. необходимый минимум по выбранному уровню) информационно-познавательных заданий, в процессе их комбинаций развивают способность к решению более сложных типов заданий. Усвоение лексических единиц достигается в результате выполнения комплекса учебных и учебно-речевых действий. Обобщение, упрочение и активизация лексического материала реализуется путем его систематизации по многим признакам, в частности, мы предлагаем придерживаться принципа тематичности, где необходимо совместить ситуативный и жанровый подход. Языковые и коммуникативные упражнения содержательно должны быть мотивационно направленными с целью усвоения формы коммуникативной компоненты, его структуры и правил употребления. В ходе работы можно предложить следующий комплекс упражнений с опорой на текст:

          Посмотрите на рисунки. Напишите все, что вы видите, в виде словаря.

          Используя словарь, составьте предположения, правильно используя конструкции, выражающие пространственные отношения.

          Соотнесите информацию правого столбца с левым.

          Постройте схему текста в следующем порядке.

 

                    Составьте ролевой диалог по схеме:

Я считаю, что …

А я бы предложил …

Я с вами согласен, так как …

Возможно будет еще лучше, если …

Давайте попробуем представить это …

Думаю, мы справимся …

Четвертым контентом УМК студента мы представляем сборник задач для самостоятельной работы.

Основной целью такого сборника является проектное обучение. В настоящее время проектная методика находится в центре внимания многих ученых. Использование метода проекта при формировании коммуникативной и профессиональной компетенции на занятиях русского языка в частности, в техническом вузе, на наш взгляд, наиболее эффективная форма развивающего обучения. Проектная деятельность способствует эффективному комплексному формированию речевых навыков и умений, овладению речевым общением.

Высокая мотивационная потребность в изучении русского языка обозначена привлечением проблемного подхода как в презентации содержания самостоятельной работы студента, так и при тренажерных задачах. Для разработки дидактических материалов следует учитывать сложность и проблемность каждого задания, элементы языковой системы — речевые жанры, специфику профессионального речевого материала, самоопределение в будущей профессии. Успешность каждого проектного задания обеспечивается на основе дифференцированности, сознательной коммуникативности, проблемности, личностно-ориентированного подхода.

Работа с проблемными заданиями позволяет решать следующие методические задачи:

        Создавать актуальную мотивацию профессионального общения;

        Формировать коммуникативно-речевые умения, включая умение планировать высказывание.

        Использовать активные методы обучения; проблемные и дискуссионные упражнения, деловые игры.

Все части учебного комплекса должны создавать комфортную обучающую среду, в которой есть все как для аудиторного обучения, так и для самостоятельного освоения предмета с учетом уровневой дифференциации на каждом этапе работы.

 

Литература:

 

  1. И. Л. Бим. Иностранные языки в школе Москва 2000 № 3
  2. В. П. Беспалько. Теория учебника: Дидактический аспект.– М.: Педагогика, 1988 г.
  3. М. Н. Вятютнев. Теория учебника русского языка как иностранного (методические основы).– М.: Русский язык, 1984 г.
  4. С. Х. Абдуллаева Язык. Литература. Культура. Выпуск 5. Сборник научных и научно-методических статей. Москва — 2009.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle