Библиографическое описание:

Сабитов Ж. М. Ногайский компонент в этногенезе казахов // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 589-591.



 

Как утверждают лингвисты, Ногайский и Каракалпакский языки наиболее близки Казахскому языку [1], и вместе они относятся к Ногайской подгруппе Кипчакских языков [8]. При этом, разница в этих языках даже меньше, чем разница между различными диалектами внутри одного европейского языка [12, 274].

Вопросы о ногайском компоненте в этногенезе имеют долгую историографию. Еще Шокан Валиханов писал о ногайском наследии и эпосах, которые сохранились у казахов [3, 163]. Но, несмотря на большую в хронологическом плане историографию, до сих пор не ясен вопрос о ногайском компоненте в этногенезе казахов. Наиболее распространенный концепт, утверждает, что Младший жуз у казахов происходит из Ногайской Орды, в то время как Старший жуз происходит из Могулистана, а Средний жуз из государства кочевых узбеков (иногда данный концепт встречается в усеченном виде, повествуя о происхождении Младшего жуза от Ногайской Орды). При этом стоит отметить, что данный концепт, как и многие другие концепты, воспринимает ногайско-казахские этнические отношения слишком схематично. Также стоит отметить, что, по нашему мнению, казахи и ногайцы — это больше политические партии, существующие в рамках одного постзолотоордынского этноса (татар и узбек здесь выступали как экзоэтнонимы, внешние названия со стороны других народов) [10]. Близкая точка зрения высказывалась Радиком Темиргалиевым [12, 274]. Если исходить из такого понимания истории, то становятся объяснимыми факты смены «национальности» многими общими героями постордынской истории. К примеру, Алаш, сын ногайского бека Ямгурчи, был «ногайским» мурзой, потом на время стал «казахским» князем (при Касыме и Буйдаше), а потом обратно сменил «национальность» и стал «ногайским» аристократом. Другим примером являлся знаменитый Жалантос (Ялангтуш) из рода Алшин, начинавший карьеру как «узбекский» эмир, и закончивший свою карьеру «казахом», фактическим руководителем Младшего жуза. Из больших эпизодов ногайско-казахских переходов, стоит выделить следующие события:

  1.      Наиболее известным эпизодом, в казахском фольклоре является смерть Ормамбета [3, 327] [4, 61–65], которого традиционно отождествляют с Ураз-Мухаммедом, беком Большой Ногайской Орды, умершим в 1598 году [14, 126]. Именно с этим событием связывается окончательное размежевание казахов и ногайцев, «о котором со слезами вспоминали старики». Также стоит отметить, что со смертью Ормамбета связывают свое отделение и каракалпаки [13, 223]. Тынышпаев М. считал, что Алшыны присоединилась к казахам, около 1600 года, после смерти Ормамбет-бия [16, 54]
  2.      Более ранним эпизодом был переход 300 тысяч ногайцев к казахам во времена правления Касым-хана (1510-ые) и переход этих ногайцев обратно (1520-ые), а позже 300 тысяч казахов к ногайцам во главе с Ходжа-Мухаммед-ханом (Кожаш-ханом) [11].

Если эти переходы четко зафиксированы в различных источниках, то еще некоторые переходы могут быть реконструированы на основе логики развития событий. Мы видим, что отток населения из Ногайской Орды в Казахское ханство и обратно обусловлен политическими кризисами, вызванными либо смертью предыдущего правителя и войнами за его наследство, либо поражениями данного государственного образования от внешних врагов. В истории Ногайской Орды, было еще два широких политических кризисов, в результате которых часть населения Ногайской Орды, сменило свою «партийную» принадлежность, став «казахами».

  1.      Политический кризис 1550-х годов, в результате которого Ногайская Орда распалась на Большую Ногайскую Орду, Малую Ногайскую Орды (Казыев улус), Алтыульскую Орду. Как известно, в 1557 году, Алтыульская Орда присоединилась к Казахскому хану [15, 122], хотя в источниках отмечается их малочисленность [15, 124]. Также известно, что часть населения Алтыульского улуса известны как Джембойлуки [15, 132]. Распространено мнение, что часть Алтыульской Орды (Джембойлуков) впоследствии вошла в состав казахов Младшего жуза [15, 134].
  2.      Политический кризис, вызванный нашествием калмыков в 1630-ых годах. Тогда Большая Ногайская Орда прекратила свое существование, часть ее ушла к малым ногаям, часть подчинилась калмыкам, еще одна часть потенциально могла уйти к казахам (часть Джембойлукской и Едисанской Орд). Вполне возможно именно это событие окончательно разделило казахов и ногайцев, так как появилась преграда в виде Калмыцкого ханства.

К сожалению, источники не дают нам прямых свидетельств о том, какие рода перешли от ногайцев к казахам. Но есть косвенные свидетельства, позволяющие нам выдвинуть гипотезы о переходе тех или иных родов к казахам.

Как писал Исхаков Д. М. на основе Стамбульской версии Утемыш-хаджи: «Вообще в связи с упомянутым объединением Едисан заметим, что оно состояло из кланов (уруг) Ширин, Барын, Аргын, Кыпчак, Алчы (Алчын), Мангыт, Кытай и Курлеут) [2, 45], [6, 50].

Таким образом, можно утверждать, что казахские племена Аргын, Кыпчак, Алшын, Курлеут (входит в состав современных казахских Кыпчаков) могли полностью или частично (что более вероятно) входить в состав Едисанской Орды в середине XVI века (времена написания Чингиз-наме). Причем они были крупными племенами, каждое из которых в среднем мог выставить один сан войска (10 тысяч), отсюда пошло и название 7 санов (Едисан). Вполне возможно, эти рода ранее входили в состав Казахского ханства при Касыме, а позже перешли к ногайцам.

Очень интересной в плане расселения Казахских племен являетсякарта «Nova descriptio geographica Tattariaemagnae» (Новое описание географии великой Татарии), составленная пленным шведским офицером Филиппом-Иоганном Страленбергом в 1730 году[7]. На ней мы видим такие племена среди казахов как Алшин и Уйсун, которые живут возле реки Яик (Урал) уральских казаков и Большой Ногайской Орды (NogaiMaior и campusMamai), чуть севернее каракалпаков и Аральского моря. Чуть юго-восточнее их живут такие казахские племена как Tribus IuВ, Tribus Tzelzсkli. Если первое племя можно отождествить с юзами, то второе племя ранее уже отождествляли с родом Шекты, другим вариантом может быть отождествление это племени с названием Шанышкылы. Южнее этих двух племен находились Кунграты (Коныраты), которые расположились южнее Каракумов, севернее Саурана и западнее Сузака. Восточнее Сузака жило племя Кердери. Южнее Саурана и реки Сырдарьи жило племя Найман. Юго-восточнее их жило племя Mingatagan, которое можно отождествить с союзом двух племен Минг и Катаган. Южнее их жило племя Аргун (Аргын). Юго-восточнее Аргунов по реке Сырдарья жило племя Катаган. При этом территория Казахов включает в себя территорию Кыргызов, Фергану (Маргилан, Наманган). Плюс по карте можно судить о зависимости каракалпаков (живут в Западном Казахстане). Восточнее Отрара жило племя Zamakay, которое ранее отождествляли с племенем Шомекей [9].

По нашему мнению эта карта использовала данные первой половины XVI века, так как катаганы еще находятся в составе Казахов (их разгром был осуществлен в 1628 году). Восточнее казахов находится степь Аблай-тайджи, который жил в XVII веке, активно участвовал в политике с 1630-х годов и умер в 1674 году. На Западе Большая Ногайская Орда, которая были независимой до переселения калмыков Хо-Урлюка (1628–1633 годы). Впоследствии, по нашему мнению, вышеуказанные племена Минг, Юз откочевали в Фергану. Хотя, как мы знаем, племя Минг подчинялось казахам еще в 1716 году, согласно письму Каип-хана османскому императору. Племя Катаган ушло к другим народам из-за разгрома в 1628 году.

Такие «рода» как 12 Байулинских и 6 Алимулинских родов известны под общим названием Алшын и отмечены на карте. То же самое касается таких родов как Сары-уйсун, Шакшам, Дулат, Албан, Суан, Ысты, Шапрашты, Ошакты, Сргелы, которые известны под общим названием Уйсун.

Из тех казахских родов, которые на данный момент есть у казахов, но не отмечены на карте можно выделить следующие рода: Тама, Табын, Кереит, Рамадан, Телеу, Жагалбайлы, Кыпшак, Уак, Канглы, Жалаир, Керей.

Таким образом, мы можем предположить, что данные рода либо были малыми в данную эпоху (поэтому они не отмечены на карте), либо они были в составе Большой Ногайской Орды.

Чтобы понять данный вопрос можно обратиться к такому памятнику фольклора как Кырымнын кырык батыры (40 батыров Крыма).

По нашему мнению, у авторов данного цикла (отдельные дастаны из цикла существовали и ранее образования Малой Ногайской Орды) упоминание того или иного батыра, связано с наличием или отсутствием его племени среди Ногайцев в середине XVI века. Из родовых героев Казахских племен в данном эпосе упомянуты КараКыпшак Кобланды, Тама Нарык и его сын Чура Нарыков (Шора-батыр), Уаки Ер-Кокше и Ер-Косай, Уйсуны Айса и Ахмет (Амет, сын Исы, хотя здесь возможен второй вариант Айса — это Иса, брат Едиге из рода Мангыт, а Ахмет его сын), Алшын Алау [5, 395].

Таким образом, мы можем предположить, что вышеуказанные племена (Кыпшак, Тама, Уйсун, Уак, Алшын) имели прямое отношение к Ногайской орде. Мы знаем, что эпос Кырымнын Кырык батыры, говоря о потомках Едиге, заканчивается на Карасае и Гази [5, 394]. Как мы знаем, Гази основал фактически Малую Ногайскую Орду на Кавказе. Мы можем предположить, что данный эпос сложился при нем и в Малой Ногайской орде. Название эпоса (Батыры Крыма), упоминание Султана Адиля (крымский принц Адиль Гирей) и кызылбашей (войско иранского шаха), только подтверждают данный тезис, так как ногайцы могли в составе Крымского войска участвовать в турецко-иранских войнах в тот период. Исходя из этого, можно предположить, что части этих пяти племен (Кыпшак, Тама, Уйсун, Уак, Алшын) присутствовали как в Малой Ногайской Орде, так и в Большой Ногайской Орде. Позже, они перешли к казахам, причем рода Алшын, Уйсун, известные по карте Страленберга перешли к казахам после смерти Ормамбет-бия. В пользу этой точки зрения, можно выдвинуть факт их проживания в Западном Казахстане, на границе с Большой Ногайской Ордой. При перемене границ, Уйсуны и Алшыны остались жить там же (в Западном Казахстане), но стали называться не «ногайцами», а «казахами». Племена Тама, Уак и Кыпшак, скорее всего, оказались у казахов позже, после калмыкского вторжения 1630-х годов. Также некоторые подразделения рода Аргын, входившие в состав Едисанской Орды, могли войти в состав Казахов в это же время. Не исключено, что некоторые рода таких племен как Кыпшак, Тама, Уйсун, Уак, Алшын присутствовали в Казахском ханстве и ранее. Существование одних и тех же племен в разных частях Дешт-и Кыпшака было нормальным явлением для средневековья.

Где находились племена Табын, Кереит, Рамадан, Телеу, Жагалбайлы, Канглы, Жалаир, Керей в это время не ясно. Если с Жалаирами мы можем предполагать, что они были в составе казахов раньше (сведения Кадырали Жалаири позволяют согласиться с данным тезисом), то с другими родами не ясно. Либо эти рода были чересчур малы и поэтому не попали на карту Страленберга, либо эти рода пришли к казахам из Большой Ногайской Орды и Алтыулов (Джембойлуков).

Подводя итоги статьи, стоит отметить, что, к сожалению, мы не можем идентифицировать племенной состав Казахского ханства ранее середина XVI века. Исходя из этого факта, наши реконструкции основываются на косвенных данных. Такие рода как Алшын, Аргын, Кыпшак, Курлеут входили в состав Едисанской Орды (первая половина и середина XVI века). Такие рода как Алшын, Уйсун, Кыпшак, Тама, Уак входили в состав Малой Ногайской Орды при Гази и Карасае (вторая половина XVI века). Среди казахов в период первой трети XVII века отмечены такие племена как Алшын, Уйсун, Найман, Аргын, Кунграт, Катаган, гипотетически Жалаир и др.

Исходя из этого, мы можем предположить, что рода Алшын, Уйсун, Аргын перешли в состав Казахского ханства после смерти Ормамбет-бия, причем родственные им подразделения из этих же племен, могли уже быть внутри Казахского ханства. Племена Тама, Уак, Кыпшак, Курлеут (подрод внутри Кыпшаков) попали в состав Казахов уже после Калмыкского вторжения. Племена Табын, Кереит, Рамадан, Телеу, Жагалбайлы, Канглы, Керей либо в то время (первая треть XVII века) были малочисленными (поэтому не попали на карту Страленберга), либо перешли из Ногайских Орд (Большая Ногайская Орда, Алтыульская Орда (Джембойлуки) и в меньшей степени Малая Ногайская Орда) к казахам после Калмыкского вторжения 1630-х годов.

 

Литература:

 

  1.      Daniel J. Hruschka, Simon Branford, Eric D. Smith, Jon Wilkins, Andrew Meade, Mark Pagel, Tanmoy Bhattacharya Detecting Regular Sound Changes in Linguistics as Events of Concerted Evolution//Current Biology. Volume 25, Issue 1, 5 January 2015, Pages 1–9.
  2.      Kafali M. Altin orda hanliğinin kurulus ve yűkseliş devirleri. Istanbul. 1976.
  3.      Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Том 1. Алма-Ата: Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1984. 432 с.
  4.      Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Том 2. Алма-Ата: Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1985. 416 с.
  5.      Жирмунский В. М. Тюркский Героический эпос. Ленинград. Наука. 1974. 728 с.
  6.      Исхаков Д. М. Исторические очерки. Казань: Издательство «Фэн» АН РТ, 2009. 164 c.
  7.      Карта «NovadescriptiogeographicaTattariaemagnae» (Новое описание географии великой Татарии), составленная пленным шведским офицером Филиппом-Иоганном Страленбергом в 1730 году. http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b59037801/f1.zoom
  8.      Мудрак О. А. Язык во времени. Классификация тюркских языков. http://polit.ru/article/2009/04/30/mudrak/
  9.      Сабитов Ж. М. Казахские жузы и клановая система Золотой Орды//Молодой ученый.2015. № 11. С.1165–1170.
  10. Сабитов Ж. М. О происхождении этнонима узбек и «кочевых узбеков»//Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Выпуск 4. Казань: ООО «Фолиант», Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2011. C. 166–173.
  11. Сабитов Ж. М. Хронология правления казахских ханов XV-середины XVI века//Сборник материалов I городского Форума историков Қазақ хандығы — қазақ мемлекетiнiң тұғыры. Астана. 2015. С.84–93.
  12. Темиргалиев Р. Ж. Ак Орда. История Казахского ханства. Алматы. 2013. 296 с.
  13. Толстова А. С. Исторические предания Южного Приаралья. Москва. Наука. 1984. 248 с.
  14. Трепавлов В. В. «Орда Самовольная». Кочевая империя ногаев XV-XVI веков. Москва. Квадрига. 2013. 224 с.
  15. Трепавлов В. В. «Шесть сыновей». Западный Казахстан в период распада Ногайской Орды//Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. Уральск. 2006. № 1–2. С. 121–137.
  16. Тынышпаев М. Материалы к истории киргиз-казакского народа. Ташкент. 1925. 66 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle