Библиографическое описание:

Саврушкина О. В. Оптимизация процесса обучения по физической культуре у школьников начальных классов // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 842-845.



 

Целью моей работы является повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в школе. Я стараюсь обобщать различные методики и способы работы с детьми и повышать уровень физического и психического здоровья. В работе представлены различные виды деятельности: беседы и примеры; приучение; упражнение; воспитывающие ситуации; соревнования и поощрение. Также собран комплекс различных методик воспитания и тренировок и проверено их влияние на качественный результат.

Считаю, что оптимизировать процесс обучения необходимо с младшего школьного звена, т. к. уже в этом возрасте дети ведут малоподвижный образ жизни, становятся психологически зависимыми от компьютеров и телефонов, что ведёт к снижению уровня здоровья и снижению физических показателей. Новизна моей работы в том, что влияние на физическое воспитание ребёнка происходит в учебное время большим количеством средств сочетая методы психологии и физической культуры вовлекая ребёнка в поток интересных мероприятий. По мнению авторов учебника «Педагогика» А. А. Сидорова, М. В. Прохоровой, Б. Д. Синюхина (Терра-Спорт, Москва 2000) объективные закономерности процесса воспитания отражены в его многофакторности, противоречивости, широте охвата и деятельности протекания. Процесс формирует убеждения, нормы, отношения, способы и правила общественного поведения людей. Воспитание влияет на сознание, деятельность, волю и эмоции личности. У людей совершенствуются разнообразные способности, черты характера, взгляды на мир, природу, общество, укрепляется здоровье. Изучив различные концепции общих методов спортивного воспитания я выбрала за основу своей работы классификацию методов представленную в «Педагогике» (1983) под редакцией Ю. К. Бабанского. В основу положена концепция Г. И. Щукиной (1977) согласно которой в процессе воспитания необходимо возбуждать у воспитанников соответствующие эмоциональные состояния, формировать их сознание, вырабатывать практические умения, навыки и привычки. Были собраны и применены различные методы и включены в учебную деятельность.

Работая со школьниками среднего звена я заметила:

1)        Низкую мотивацию детей к занятиям. Много детей ходят на уроки лишь поиграть и провести время. В улучшение собственных физических показателей заинтересованных ≈ 10 % детей, да и то это те дети, которые занимаются в спортивных секциях.

2)        Много ребят, которые отказываются выступать в соревнованиях за школу ссылаясь на различные причины: «не хочу», «мне некогда», «у меня свои тренировки» и др.

3)        Мало детей занимаются в спортивных секциях целенаправленно и систематически, в основном ссылаясь на недостаток времени из-за учебы.

4)        Около 20–30 % класса имеют лишний вес, слабые суставы, мышцы, проблемы со здоровьем. Исходя из вышеперечисленных причин я сделала вывод, что предвидеть эти явления надо заранее и работать над улучшением качественных показателей наших учеников надо уже с 1-го класса. Поэтому решила оптимизировать учебный процесс в начальной школе, уделив внимание процессу воспитания учеников и изучив различные концепции современной спортивной педагогики.

I. Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Обсуждаем с ребятами что полезно, а что вредно для здоровья на теоретических и практических уроках. Посвящаем занятия обсуждению тем об анатомических особенностях организма, о полезных и вредных привычках, о закаливании и пользе тренировок. Приглашаем тренеров, стараемся убедить к посещению к спортивных секций большее количество детей. Обсуждаем все происходящее в стране и мире спортивные соревнования. Стараемся, чтобы дети были заинтересованы, смотрели их, т. к. после каждого крупного спортивного мероприятия устраивается выставка рисунков, где ребенок может запечатлеть интересный увиденный момент или любимый вид спорта.

II. Постоянно обращаю внимание на методику выполнения комплексов общеразвивающих упражнений.

Выполняя любое упражнение разминки, ребенок должен знать, что он делает и для чего. Поэтому в 1-м классе мы тщательно разучивали комплексы ОРУ, набирая «двигательную базу». Во 2-м классе учились все упражнения, которые знаем составлять в «свои» блоки правильной последовательности движений, уделяем время на анализ проведения комплекса ОРУ учеником. В 3-м классе ученики умеют подбирать упражнения и составлять комплексы на развитие силы, на гибкость, на координацию, и проводить их.

III. Подбираю интересные домашние задания. Для повышения интереса к выполнению домашних заданий подбираются сложнокоординационные упражнения на силу или ловкость, но такие, чтобы детям было трудно освоить их с первого раза. Поэтому даже при фронтальной проверке домашнего задания видно кто из ребят тренировался, а кто нет.

Например: И.п. — стойка на П ноге, Л согнута назад, прямые руки вперед. 1 — присед на правой, 2 — встать. Выполнение начинать с 5 раз, и стараться не потерять равновесие, что у нетренированных детей получается с трудом. Чтобы получилось хорошо, необходимо тренироваться.

IV. Повышаю интерес к соревновательной деятельности проведением соревнований между классами. Внутришкольные соревнования провожу 1 раз в месяц. Эти комплексные соревнования включают следующее: «Веселые старты», соревнования по спортивной аэробике, соревнования по контрольным тестам, «А ну-ка мальчики», «А ну-ка девочки», чемпионат по пионерболу, «Зарница», легкоатлетические соревнования. Каждые соревнования включают сдачу контрольных тестов: отжимания, прыжок в длину, метание и др. То есть в соревнованиях задействован каждый ребенок, т. к. когда дети сдают тесты (я их предупреждаю заранее о сдаче) они знают, что чем выше результат у каждого, тем больше класс набирает баллов за сдачу тестов. Так же подготовка к соревнованиям — прекрасный способ вырабатывать у детей чувство ответственности и коллективизма. В подборе участников для эстафет задействованы сами дети, они должны самостоятельно сформировать команду и расставить участников правильно по силам. Некоторые соревнования проводятся с показательными выступлениями каждого класса. К показательным выступлениям дети тоже готовятся сами. Далее традиция подготовки показательных выступлений трансформировалась в конкурсы «Флэшмобов», а подборка готовых «Флэшмобов» используется в качестве утренней зарядки.

V. Провожу соревнования с показательными выступлениями по спортивной аэробике. В течении 7–9 уроков разучиваем с ребятами связку по спортивной аэробике. Выявляю 2-х «заводящих», т. е. тех учеников, которые хорошо слышат музыку и выполняют движения. Далее — как стоят участники, насколько синхронно выполняют, сколько человек учувствует в выполнении — все эти пункты доверены детям для самостоятельных тренировок и самостоятельной подготовки к выступлениям.

VI. «О домашних заданиях и тестах» Во временном промежутке сдачи тестов поддерживаю интерес детей к максимальным результатам. Т. е. объявляя задачи урока о сдаче контрольного теста говорю, какой на сегодняшний день «рекорд» и называю ученика и класс, который его показал. Результаты тестов вывешиваются перед соревнованиями, где показано, сколько баллов набрали ребята. Так же ученики могут сравнить свои результаты нынешние с прошлыми, и свои результаты с результатами товарищей. Что стимулирует их к самостоятельным занятиям. Т. е. дети в течение учебного года стимулированы к занятиям и соревнованиям: с самим собой — «Я могу делать лучше и больше», с товарищами из класса, между параллельными классами.

VII. Состязания «Игры нашего двора». Как и говорилось ранее, дети нашего времени сильно увлечены компьютерными играми, сотовыми телефонами и очень редко по собственной инициативе играют в подвижные и спортивные игры. А именно этот вид деятельности замечателен тем, что способствует развитию быстроты, ловкости, координации, силы в весёлой обстановке и общаясь с товарищами. Я решила для возобновления традиции дворовых игр включать в школьные соревнования раздел «Игры нашего двора». Каждый класс выбирает игру, разучивает её, показывает её другим ребятам. Критерий оценки: много движения, массовость, доступность, безопасность. Таким образом в течении учебного года можно либо вспомнить, либо разучить большое количество игр, научить детей самим проводить их и приучить к активному проведению досуга. В ходе проведённой работы я получила следующие результаты: Повысился интерес детей к соревнованиям. Повысились результаты школьной спартакиады за 3 года на 20 пунктов. Набрана команда ребят, профессионально занимающихся гандболом, и для них в следующем учебном году планируется открытие спортивного класса. Повысился уровень физической подготовленности ребят за 2 года со среднего на высокий на 20 %, с низкого на средний на 10 %.

 

Литература:

 

  1.                А. А. Сидоров, М. В. Прохорова, В. Д. Синюхин. «Педагогика» — Терра-Спорт Москва 2000.
  2.                В. С. Мухин. «Возрастная психология» — ACADEMIA Москва 2000.
  3.                Н. В. Дубровская, Д. А. Фабер, М. В. Безруких. «Психофизиология ребёнка» — Владос Москва 2000.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle