Библиографическое описание:

Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Плюсы и минусы проекта «Свободный порт Владивосток» // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 364-367.

 

Сегодня Дальневосточному федеральному округу уделяется очень много внимания. Поскольку больше всего правительство сосредоточено на Приморском крае, хотелось бы поговорить о проекте под названием «Свободный порт Владивосток».

Владивосток — столица Приморского края с населением чуть больше шести ста тысяч человек. История его порта очень интересная. Во времена Российской Империи, когда дальний восток только развивался, здесь было решено сделать открытый порт. На тот момент имелось только два открытых порта — Владивосток и Одесса. Благодаря влиянию свободных экономических зон, эти два города очень быстро росли и показывали хорошие темпы экономического роста. Во время СССР Владивосток стал закрытым военным портом, и иностранцы потеряли возможность пребывать на его территорию. Более того туда было сложно попасть даже гражданам социалистических республик. Но время течёт, и нынешнее правительство России прилагает очень много усилий для того чтобы экономически развить данный регион и сделать его конкурентоспособным и интересным для людей.

Рис. 1. Морской порт города Владивосток

 

Зачем же вообще нужно развитие Дальнего Востока?

В России промышленный центр находится в европейской части страны. Это такие города как Москва, Санкт-Петербург, Тольятти, Екатеринбург и другие. В эти города идёт миграция населения не только с соседних стран, но и с Дальнего Востока. Что создаёт не только демографическую угрозу, но и заселение мигрантами других стран данного региона, таких как Китай, Япония и Корея.

Дальний Восток — это часть России, на которой сосредоточена большая часть природных ресурсов России. Но из-за низкой экономической развитости и плохих условий для жизни, молодое население мигрирует в центральные регионы России. Чтобы решить эту проблему, правительство Российской Федерации вкладывает очень большие средства на развитие регионов Дальнего Востока.

«Свободный порт Владивосток» — это очень перспективный и многообещающий проект. У него есть как и плюсы, так и минусы. Давайте рассмотрим все это подробнее.

Началом, когда появились идеи и предложения по созданию свободного порта, можно считать декабрь 2014 года. Именно тогда президент Российской Федерации, Владимир Владимирович Путин, предложил Федеральному Собранию данный проект. В июле 2015 года был подписан федеральный закон «О свободном порте Владивосток», благодаря которому проект начал реализовываться. Проект подразумевал использование свободным портом экономических и географических преимуществ Приморского края, для развития более тесных связей и их укрепления в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

«Свободный порт Владивосток» — это не один порт, а целая группа. Она включает в себя муниципальные образования Приморского края, а это: Артемовский городской округ, Владивостокский городской округ, Городской округ Большой камень, Находкинский городской округ, Партизан Анискин городской округ, Партизанский городской округ, Уссурийский городской округ, Городской округ Спасск-Дальний, Надеждинский муниципальный район, Шкотовский МР, Партизанский МР, Пограничный МР, Хасанский МР, Ханкайский МР, Октябрьский МР, Ольгинский МР.

Территория включает в себя такое множество муниципальных образований не просто так. На каждом из них содержится важная инфраструктура, необходимая к полному задействованию. Это позволит развиваться экономически не только городу Владивостоку, но и всему Приморскому краю равномерно.

Основным результатом данного проекта должен стать быстрый рост валового продукта. Так же ожидаются быстрые темы роста рабочих мест.

Рис. 2. Территория Свободного порта Владивосток

 

Рассмотрим сильные стороны этого проекта.

Выгодное географическое положение. Приморье на суше граничит с Китаем и Северной Кореей, а на воде за короткое время можно добраться до Японии и Южной Кореи. Владивосток, столица Приморского края, город который уже не первый год включён в маршруты круизных лайнеров. Здесь очень много туристов, которые любят и хотят оставлять свои деньги, а визовый режим в свободном порту осуществляется целых семь дней, плюс сам проект может привлечь большое количество интересного товара в регион, что в свою очередь привлечёт большее количество покупателей.

Лояльность азиатских инвесторов. Каждый год в Дальневосточном Федеральном университете проводятся международные экономические форумы. Они призваны привлечь инвесторов, для экономического развития в Приморский край, и это получается. Большое количество предпринимателей из Китая, Кореи и Японии готовы инвестировать и вкладывать свои сбережения в нашу экономику. Инвестиции исчисляются не миллионами, а миллиардами долларов.

Наличие марикультуры. В Приморье, хоть и слабо, но все же развита марикультура. Предприятия, которые занимаются этой деятельностью, готовы способствовать развитию открытого порта, поскольку данный проект даст большие перспективы — выход на мировой рынок.

Заинтересованность государства в развитии Дальнего Востока. Дальний Восток сейчас является приоритетом развития для правительства нашей страны. Во-первых — это очень слабо развитый регион, во вторых — у него очень большие перспективы. Здесь очень плохо развита автодорожная сеть, а дороги которые имеются в большей части находятся в плачевном состоянии. Очень плохо развита железнодорожная сеть, нет прокладки до важных технических узлов и заводов. Сегодня государство выделяет очень большие деньги на улучшение этого региона. Только на развитие одной инфраструктуры для открытого порта Владивосток был создан портфель средств который равняется 13 миллиардам рублей. Проект уже можно считать перспективным, поскольку государство затрачивает немалые денежные средства на его преобразование.

Теперь давайте рассмотрим слабые стороны.

Дефицит квалифицированных кадров. Как было сказано выше, основная часть молодого населения мигрирует в центральную Россию. Положение усугубляется еще и тем, что хоть и количество образованного населения велико, но качество далеко до идеала. Когда начинают реализовываться такие проекты, приходится привлекать кадры с других регионов, а это лишние затраты на их содержание, к тому же каждый поменяет свое место жительство, если его не привлечь повышенной заработной платой.

Неразвитая инфраструктура. В Приморье на данный момент не имеется необходимая инфраструктуры для реализации проекта. Отсутствие её отсрочивает на неопределенный момент реального использования и начала работы свободного порта Владивосток. Но проблема решается — опять же и в данное направление правительство выделяет немалые средства для скорейшего построения всей необходимой инфраструктуры, но пока она готова, весь проект Свободный порт Владивосток попросту не сможет функционировать и будет бесполезен.

Наличие административных барьеров. Законы, бюрократические проволочки — все это будет не только тормозить развитие, но и мешать реализации идеи свободного порта в общем. Для лучшего функционирования и максимальной пользы от проекта требуется скорейшее решение и такие изменения в законах, которые смогут упростить административные барьеры.

Перспективы и возможности.

Поскольку законом о свободном порте предусмотрено меньшее налогообложение для резидентов, то будет рост производства.

Также, предусмотренные льготы помогут увеличить возможности для предпринимателей этого региона, а значит они станут более активными и это поспособствует развитию малоголово бизнеса.

Развитие инфраструктуры предусматривает модернизацию уже существующих предприятий. Так же для строительства железных и автомобильных дорог будут привлечены эти же предприятия, что позволит им иметь большее количество заказов.

Свободный порт Владивосток способствует выходу на новые международные рынки предприятиям Приморского края. Это скажется положительно на экономике всей страны, так как увеличится экспорт продукции.

Поскольку свободный порт Владивосток будет увеличивать темпы экономического роста края, Приморье станет более привлекательным. Это позволит не только остановить отток населения, а даже наоборот — привлечь людей с других регионов страны, а в лучшем случае из центральных.

Основные угрозы проекта.

Свободный порт Владивосток — не единственный в своём роде в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Начнётся агрессивная стратегия со стороны конкурентов, в основном со стороны Китая и Кореи.

Изменчивая правовая политика государства- это больше влияние политических проблем и от них никто не застрахован.

Введение дополнительных санкций и экономических эмбарго. На мировой политической арене сейчас обстоит не стабильная ситуация. Это может негативно сказаться на проекте.

И самая основная проблема — это отток населения. Самой большой проблемой всего Дальнего Востока является демографический кризис. Если проблема не будет решена в скором времени, то это грозит плохими последствиями всему региону.

Проанализировав все факторы для вывода была составлена таблица, приведенная ниже.

 

Таблица 1

Плюсы и минусы проекта «Свободный порт Владивосток»

Сильные стороны

Слабые стороны

  1.                Географическое положение
  2.    Азиатские инвесторы
  3.                Марикультура
  4.                Помощь Государства
  1.                Дефицит кадров
  2.                Неразвитая инфраструктура
  3.                Административные барьеры

Перспективы и возможности

Основные угрозы проекта

  1.                Рост производства
  2.                Активность предпринимателей
  3.                Модернизация предприятий
  4.                Выход на международный рынок
  5.                Решение демографического кризиса
  1.                Конкуренция
  2.                Изменчивая правовая политика Государства
  3.                Санкции
  4.                Отток населения

 

Вывод. Проект «Свободный порт Владивосток» — безусловно и безоговорочно очень выгодный и перспективный проект. В нем больше плюсов чем минусов, и это очевидно. Конечно, есть проблемы с неразвитой инфраструктурой и демографический кризис, но инвестиции со стороны государства и иностранных инвесторов должны решить эти проблемы. Можно предполагать, что уже в ближайшем будущем он займёт своё место в мире и станет мощным толчком для развития Дальнего Востока.

 

Литература:

 

  1.                Штакал А. К. Свободный порт Владивосток как фактор динамичного развития Дальнего Востока / А. К. Штакал, Е. В. Корнева, А. В. Корень, В. С. Авраменко // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–2. — С. 26–31.
  2.                Алексеева Л. Ф. Перспективы создания свободного порта Владивосток / Л. Ф. Алексеева, В. Д. Голубев // Стратегия устойчивого развития регионов России. — 2015. — № 26. — С. 85–89.
  3.                Жабыко Л. Л. Свободный порт Владивосток / Л. Л. Жабыко, Ю. С. Кузнецова, В. А. Курбатова // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. — 2015. — № 22. С. 48–53.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle