Библиографическое описание:

Иванов В. В. Развитие навыков самоорганизации через трудовое воспитание // Молодой ученый. — 2015. — №24.2. — С. 13-15.



 

Каждый, кто когда-либо занимался воспитанием и обучением детей, пытался найти самые эффективные способы развития их сознания и поведения. Однако универсального средства, которое бы позволяло родителям и педагогам только собственным воздействием выработать у ребёнка нужные качества, пока не найдено. Требуется нечто от самого человека, чтобы усилия окружающих людей давали желаемые результаты. Дети всегда стремятся к самостоятельности. Чем старше они становятся, тем активнее отвергают контроль взрослых. Однако их самостоятельность нередко направлена не на более полное освоение требований культуры, принятой большинством людей, а на свободное выражение природных побуждений.

Человек достигает успеха, только если умеет побудить себя к постоянному саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию.

Труд ребенка, включенный в систему образования, является условием разностороннего развития и средством подготовки воспитанников к жизни и трудовой деятельности.

Формирование трудовых навыков, трудовая занятость воспитанников — это основа успешности будущей профессии, возможность самореализации, самовыражения и самоутверждения личности, средство устойчивости, социальной самозащиты и адаптации человека в современных условиях.

Что такое «трудовое воспитание»?

Это система действий, направленных на систематическое приучение детей к упорному и целенаправленному труду, причем не только к умственному, как на предыдущем, грамматическом этапе, но и к физическому и, в дальнейшем — к общественно-полезному.

Ожидаемые результаты трудового воспитания — психологическая и практическая готовность воспитанников к труду; проявление интересов, наклонностей и развитие способностей у воспитанников; сформированность общественно направленного отношения к труду; включенность кадет в посильный производительный и общественно полезный труд.

Неоспорим факт, что дети, занимавшиеся трудом в школьный период своей жизни, наиболее приспособлены к любому виду созидательного общественного труда.

Ушинский говорил о том, что у детей должна быть организована каждая минута. Дети никогда не должны оставаться один на один с собой «без дела в руках или без мысли в голове — ибо тогда портится и сердце, и ум и совесть».

Также Ушинский подчёркивал: «Самое воспитание, если оно желает человеку счастье, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». Тот, кто умеет трудиться, способен совершить подвиг.

На данном этапе развития, а именно младший подростковый возраст (12–13 лет) — учеба (обучение) — является основным средством подготовки человека к жизни и труду. Учеба требует — упорного и последовательного труда. В самом деле, для подростков на диалектическом этапе уже мало быть просто терпеливыми и прилежными.

Главное внимание родителей, воспитателей и педагогов подростков должно быть направлено на преодоление лени — этого главного врага обучения в подростковом возрасте.

Многие воспитанники не проявляют ни малейшей инициативы в учебе. Вникая в учебный процесс, оказывается, что зачастую они не столько учатся, сколько имитируют процесс обучения. В подростковом возрасте они уже достаточно умны, чтобы понимать, чего именно мы от них хотим и могут эффективно имитировать требуемые действия, чтобы их оставили в покое.

Дело в том, что объем как нового материала, который требуется усвоить, так и старого, который необходимо периодически повторять, уже довольно велик. И очень часто новый материал невозможно усвоить, не повторив старый. Вот это-то и ленятся делать воспитанники. Когда они натыкаются на пробел в своих знаниях (не вспомнил, забыл, не доучил), они стремятся «перепрыгнуть» через него, списать или подогнать ответ — а не вернуться назад и повторить пройденное. В связи с этим совместно с учебным отделом на каждый триместр разрабатывается график посещения индивидуальных и групповых занятий, но даже эти занятия воспитанники считают ненужными, хотя, скорее всего просто нежелательными. А зачастую отношение к учебе как к труду предполагает рутинную отработку элементов программы, в первую очередь — через заучивание наизусть.

Для того чтобы сносно знать материал курса, уже категорически не хватает материала, приведенного в учебнике. В самостоятельных поисках дополнительной информации по изучаемой теме, воспитанники обращаются в библиотеку, а также черпают знания из интернета. Таким образом, отношение к учебе как к труду предполагает использование в учебном процессе широкого круга источников по изучаемой теме и выработку навыка анализа разнообразной, разноплановой и в чем-то противоречивой информации.

Помимо учебы, в жизни подростков значительно большее время, чем в детском возрасте, должно отводиться физическому труду. На грамматическом этапе обучения основное внимание в плане воспитания навыков физического труда должно отводиться самообслуживанию — умению без помощи взрослых поддерживать себя, свое рабочее место и свои вещи в порядке.

В 10 лет ребенок уже достаточно умен и достаточно физически развит, чтобы выполнять не только простейшие действия по самообслуживанию, но и принять на себя какую-то часть обязанностей по домашнему труду. Эти обязанности должны быть жестко закреплены за ним, и за их выполнением следует следить не менее тщательно, чем за выполнением уроков. Только так возможно превратить физический труд в полезную привычку.

Почему трудовое воспитание так важно на подростковом этапе? Потому что именно на этом этапе подросток впервые начинает активно социализироваться, то есть осознавать права и обязанности своей личности по отношению к другим. И очень важно вскрыть перед подростком смысл этих обязанностей и вытекающих из них прав (но ни в коем случае не наоборот). Если же труд — это обязанность, то подросток должен выполнять ее самостоятельно, без принуждения извне, и не ожидая вознаграждения. Что это могут быть за обязанности?

В качестве основной, сделать обязанность по обслуживанию «классной семьи» за столом (т. е. дежурство на полднике и на втором ужине).

Между тем стоит отметить, что общая трапеза есть один из центральных моментов, буквально цементирующих не только быт, но и бытие здоровой семьи, а поскольку у нас закрытое учебное заведение, то класс является маленькой ячейкой и семьей для каждого воспитанника.

Кадеты проживают по два человека в одной комнате и в их обязанности входит:

— вытирать пыль на мебели, подоконниках и раз в неделю протирать двери; — чистить свою обувь и одежду;

— пришивать пуговицы и штопать дырки на одежде;

— расставлять книги в нужной последовательности на книжной полке;

— поливать цветы: некоторые воспитанники занимаются цветоводством;

— выносить мусор;

— мыть посуду, во время дежурства;

— наводить порядок в ванной комнате;

— поддерживать порядок в своем гардеробе;

— гладить белье;

— навыки ручной стирки вещей (как минимум, нижнего белья);

— по субботам в распорядок дня включено трудовое воспитание, в процессе которого воспитанники проводят влажную уборку своих комнат и закрепленной территории…

В процессе трудового воспитания дети проявляют смекалку, активность и стремление достичь определенных результатов. А самое главное у них формируется самоорганизация, ответственность, самостоятельность, умение преодолевать трудности и желание оказывать посильную помощь взрослым — внося свой маленький вклад в «общее дело».

И в заключении хочу привести высказывание выдающегося химика Д. И. Менделеева «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев». Трудолюбие — результат трудового воспитания, трудового обучения и профориентации, оно выступает как важнейшее нравственно-личностное качество. Развить это качество в наших детях — насущная задача училища.

 

Литература:

  1. Аксенов Д. Е. О трудовом воспитании. — М.: Просвещение, 1982. — 162с.
  2. Варнакова Е. Д. Творческое использование педагогического наследия А. С. Макаренко в воспитании будущих молодых рабочих. — М.: Высшая шко- ла.,1991. — 445с.
  3. Золотухин Д. С. Трудовое воспитание сельских школьников: Книга для учителя.– М.: Просвещение,1990.– 159с.
  4. Макаренко А. С. Собрание сочинений в 4-х томах. — М: Правда, 1987. — 573с.
  5. Макаренко А. С. О воспитании /Сост. и автор вступ. ст. В. С. Хелемендик. — М.: Политиздат, 1990. — 415с.
  6. Чернышенко И. Д. Трудовое воспитание школьников. — М.: Просвещение, 1981. — 191 с. 7. Павлова М. П. Педагогическая система А. С. Макаренко.- М.: Высшая шко- ла, 1972.
  7. Калинин М. И., О воспитании и обучении, М., 1957; т
  8. Крупская Н. К., Пед. соч., т. 4, М., 1959;
  9. Шацкий Т. С., Избр. пед. соч., М., 1958;
  10. Макаренко А. С., Соч., т. 5, М., 1958;
  11. Общие основы педагогики. Под ред. Ф. Ф. Королева и В. Е. Гмурмана, М., 1967;
  12. Сухомлинский В. А., Воспитание коммунистического отношения к труду, М., 1959.
  13. И. Подласый Педагогика. Книга 3: Теория и технологии воспитания: Учебник для вузов, М.: Владос, 2008

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle